Казалось бы, Россия в глазах европейцев – страна вечного холода, северных нравов и безраздельного самодержавия, но по факту Империя оказалась учредительницей средиземноморской демократии. Хорошо известно, что Екатерина II провозглашала целью южной экспансии создание независимого греческого государства, а в результате славных побед русского флота при Павле I в Средиземном море возникла республика Семи Островов.
В конце XVIII-го века Средиземноморский регион стал полем утверждения русского владычества, подкрепляемого доблестью военных. Незадолго до заслужившего альпийским походом звания Генералиссимуса и задавшего жару превосходящим силам противника Александра Суворова Федор Ушаков совершил небывалое в истории морской тактики. Силами флота без поддержки пехотных соединений в феврале 1799 года он сумел захватить французскую крепость на острове Корфу, за что был удостоен Императором звания Адмирала.
«Ура! Русскому флоту!.. Зачем не был я при Корфу, хотя бы мичманом!» – воскликнул Александр Суворов, узнав о блистательной победе. На Корфу располагалась наиболее укрепленная на Ионических островах цитадель французских войск, и освобождение острова открыло новую страницу в истории архипелага.
На следующий день Федор Ушаков совместно с турецким флотоводцем Кадыр-беем провозгласили, что все жители острова независимо от религии получают общую амнистию и уважение к правам личности, также после 500-летнего периода владычества иноверцев восстанавливался православный епископат.
Далее в марте 1800 года при формальном протекторате Турции и фактическом – России на Ионических островах была провозглашена республика Семи островов, во главе которой оказался будущий глава министерства иностранных дел России Иоанн Каподистрия. Примечательно, что жители этого демократического государства получали достаточно передовые для того времени права: все мужчины, исповедовавшие христианство и обладающие необходимым имущественным цензом, наделялись избирательным правом.
Демократический плод русского военного и политического влияния оказался лишь на полтора десятка лет моложе независимых североамериканских штатов, которые окрепли и состоялись во многом благодаря удаленности от европейских держав. И благодаря провозглашенному в свое время Императрицей Екатериной II «вооруженному нейтралитету», позволившему сохранить торговые связи континентов в условиях войны за независимость. Республика же Семи Островов, находящаяся в гуще европейских притязаний, сумела просуществовать 15 лет, впоследствии перейдя британской короне, где демократические установления перешли под контроль английской администрации.
Добрая память о русских, подаривших грекам самоуправление и восстановивших епископат, на Корфу отзывается и в наши времена. Многие туристы отмечают особое почтение местных жителей к приезжим из России, а памятник причисленному к лику святых в 2001 году праведному войну Федору Ушакову установлен в центре столицы острова Керкире.
Ведущий научный сотрудник Института общественных наук и международных отношений Севастопольского государственного университета
Владимир Блинов