Авторский блог Олег Щукин 23:52 13 июня 2018

Футбольный Сталинград

ЧМ как тест на управляемость нашей "властной вертикали"

14 июня в России начинается чемпионат мира по футболу. 13 июня в Москве прошло заседание 68-го конгресса Международной федерации футбола (FIFA), в работе которого принял участие президент России Владимир Путин.

Тема "большого спорта" является традиционно чувствительной для отечественной "большой политики". Вплоть до того, что широко известную фразу о том, что в современном мире для статуса сверхдержавы важны только космические полёты и золотые медали Олимпийских игр, которую приписали у нас 35-му президенту США Джону Кеннеди, он, судя по всему, никогда не произносил…

Видимо, учитывая этот момент, наши западные "партнёры" уже в ходе XXII Зимней Олимпиады-2014 в Сочи "дали отмашку" на государственный переворот в Киеве, а затем начали "давить сок" по линии международных спортивных мероприятий, под разными предлогами ограничивая или даже запрещая участие в них российских спортсменов. Кульминацией этой политики, несомненно, стали XXIII Зимние Олимпийские игры в Пхёнчхане, где "под запретом" из-за "допингового скандала", устроенного ВАДА, оказались российские флаг и гимн.

Ответная реакция российской стороны, что называется, вызывала вопросы, поскольку наши спортивные, да и государственные чиновники неизменно высказывали готовность "платить и каяться" по поводу и даже без оного. В качестве одной из главных причин такого "молчания ягнят" чаще всего называлась или подразумевалась "по умолчанию" необходимость сохранения за нашей страной права на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года. И, отступая на всех других фронтах, здесь наши власть предержащие "стояли насмерть", как советские солдаты в Сталинграде зимой 1942—1943 гг. (кстати, Волгоград стал одним из городов, где будут проходить игры чемпионата). Тем более, что к этому проекту непосредственное отношение имел Владимир Путин, который ещё в 2009 году, будучи премьер-министром, курировал подачу, прохождение и победу российской заявки. 2 декабря 2010 года в Цюрихе Россия официально стала страной-хозяйкой футбольного чемпионата мира 2018 года. Отмечали это событие не так громко, как решение 119-й сессии МОК в Гватемале 4 июля 2006 года о проведении сочинской Олимпиады, но занимались данным проектом не менее серьёзно. Вернее, с учётом несопоставимого внешнего давления, — ещё более серьёзно.

Честно говоря, на высокий результат отечественной сборной рассчитывать не приходится (фраза о том, что "есть такая профессия — Родину позорить", насчёт наших футболистов давно стала расхожим "мемом"). Показать таким путём всему миру привлекательный "рекламный" образ новой России — тоже, судя по всему, не получится: ну, хотят западные "партнёры" видеть нашу страну как уродливую "империю зла", — значит, будут видеть её только такой.

Соответственно, никакого чётко выраженного тренда в отношении российского общества к данному событию нет, преобладающее мнение можно выразить примерно так: "Наверное, это хорошо, но нас не касается". И, если бы американцы со своими союзниками всё-таки продавили бы отмену этого чемпионата в России, никто как национальную катастрофу это бы не воспринял: стадионы всё равно построили, инфраструктуру в городах-участниках подтянули — и ладно…

Суммируя, можно сказать, что это мероприятие — всё-таки, прежде всего, тест на управляемость нашей "властной вертикали" и нашего общества, учения в обстановке, приближенной к боевой, своеобразный экзамен на стабильность и прочность всей действующей модели отечественной государственности. Тем и важен, тем и интересен.

Ну и экономическая составляющая тоже не нулевая. ФИФА уже заявила о том, что планирует заработать на российском чемпионате мира рекордные 6,1 млрд долларов. России, с учётом региональных затрат, он обойдётся примерно в 12 млрд долларов, а доходы составят примерно 800—850 млн долларов. Но, честно говоря, не жалко. Тем более — что и "давление пара" в российском обществе всё-таки заметно снизится.

1.0x