двойной клик - редактировать изображение
1. Форма государственного устройства – способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.
Для характеристики территориальной организации федеративного государства чаще применяется термин «политико-территориальное устройство», поскольку он подразумевает наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства. В то же время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти единого государства. Оба названных термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением.
двойной клик - редактировать изображение
2. В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на виды:
2.1) простая форма (унитарное государство);
2.2) сложная форма (федерация, конфедерация).
Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и права они рассматриваются и изучаются в рамках данного института.
двойной клик - редактировать изображение
3. Унитарное государство (от лат. «unitas» – единство) – простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.
3.1. Отличительные признаки унитарного государства:
3.1.1) вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;
3.1.2) органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);
3.1.3) одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всего государства);
3.1.4) наличие единого гражданства.
3.2. Виды унитарных государств:
3.2.1) простое унитарное государство – в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир);
3.2.2) сложное унитарное государство – имеет в составе одно или несколько автономных образований.
3.3. Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:
3.3.1) централизованное унитарное государство – строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия);
3.3.2) децентрализованное унитарное государство – органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Соединённое Королевство, Швеция, Япония).
3.3. Регионалистское государство (также региональное государство) – сильно децентрализованное унитарное государство, в котором все административно-территориальные единицы являются автономными образованиями и наделены довольно широкими полномочиями. Они имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём прослеживается некоторое их сходство с субъектами федерации. Такая форма в настоящее время встречается только в четырёх государствах: Италия, Испания, Шри-Ланка, ЮАР.
Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому его можно рассматривать как специфическую переходную форму от унитаризма к федерализму, происходящего в рамках одного государства. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом образования своих администраций, избрания региональных парламентов (местных законодательных собраний и ассамблей), издания законодательных актов по отдельным вопросам. В ЮАР, например, все 9 провинций наделены правом принимать свои собственные конституции. Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе – губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных государствах неодинаковы: в Италии и ЮАР они незначительны и имеют скорее номинальный характер; в Шри-Ланке, напротив, – очень широки и могут включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы. В Испании контроль за регионами в большей степени осуществляется конституционным судом.
двойной клик - редактировать изображение
4. Федерация (от лат. «foederatio» – объединение, союз) – сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.
4.1. Отличительные признаки федеративного государства:
4.1.1) предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;
4.1.2) двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру – верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);
4.1.3) двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);
4.1.4) наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.
4.2. По способу образования субъектов федерации выделяют виды федераций:
4.2.1) территориальная федерация (также административная федерация) – федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика);
4.2.2) национальная федерация – федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов (Бельгия, Индия, в прошлом – СССР, ЧСФР (ЧССР), СФРЮ (ФНРЮ));
4.2.3) национально-территориальная федерация (также смешанная федерация) – федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия, Канада).
4.3. По способу образования самой федерации выделяют виды федераций:
4.3.1) конституционная федерация – федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия, ЧСФР (ЧССР), СФРЮ (ФНРЮ), Российская Федерация (РСФСР));
4.3.2) договорная федерация (также союзная федерация) – федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР);
4.3.3) смешанная федерация (также конституционно-договорная) – государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации.
4.4. В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют виды федераций:
4.4.1) симметричная федерация – субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации;
4.4.2) асимметричная федерация – федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий;
4.4.3) симметричная федерация с элементами асимметрии – связана с наличием в составе федерации различных автономных образований.
4.5. В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов выделяют виды федераций:
4.5.1) централизованная федерация – обладает большим объёмом полномочий, определённых достаточно подробно, чем субъекты;
4.5.2) децентрализованная федерация – определён достаточно подробно круг полномочий субъектов, все иные полномочия по остаточному принципу являются федеральными.
4.6. В зависимости от характера связи федерации и её субъектов выделяют виды федераций:
4.6.1) дуалистическая федерация – в конституциях определяются только вопросы исключительного ведения отдельно федерации и субъектов;
4.6.2) кооперативная федерация – кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов, также определяются вопросы их совместного ведения.
5. Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») – временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).
В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776 – 1789 годы, 1861 – 1865 годы), Германия (1815 – 1867 годы), Швейцария (1815 – 1848 годы). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.
5.1. Отличительные признаки конфедерации:
5.1.1) составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;
5.1.2) каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;
5.1.3) каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единое законодательство, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);
5.1.4) нет единого гражданства конфедерации;
5.1.5) каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.
6. Формы межгосударственных образований:
6.1) содружество – организационное объединение суверенных государств для долговременного и взаимовыгодного сотрудничества, характеризующееся наличием общих признаков и определённой степени однородности в политической, экономической, правовой, культурной и языковой сферах. Содружество в будущем может перерасти либо в конфедерацию, либо в федерацию. В целом содружество схоже с конфедерацией, но имеет существенное отличие от неё, прежде всего, в том, что политическая, экономическая, социальная и иная интеграция характеризуется устойчивостью, существование объединения не ставится в зависимость от достижения какой-либо цели, в то время как конфедерация – это всегда временный союз государств, цель объединения которых конкретно определена. В качестве примера обычно приводится Британское Содружество. Также сюда некоторые относят Европейский союз, представляющий собой устойчивое объединение государств, цель интеграции которых имеет длящийся характер, кроме того в рамках объединения созданы свои органы власти и формируется система законодательства, закрепляется приоритет общеевропейского законодательства над национальным. Существует мнение, что Европейский союз в будущем может преобразоваться в федеративное государство;
6.2) протекторат – основанное на соглашении неравноправное объединение государств, в котором более слабое государство передаёт в пользу более сильного право осуществления части принадлежащих ему суверенных прав (как правило, внешнюю политику и обеспечение безопасности) на условиях сохранения собственной государственности и получения взамен политической, военной, финансовой и иной поддержки;
6.2.1) ассоциированное государство – вид протектората, представляющий собой переходную форму внешней зависимости подчинённой территории, которая находится между статусами колонии и самостоятельного государства. Подобные отношения существуют, к примеру, у Пуэрто-Рико с США, Монако с Францией, Ватикана с Италией;
6.3) доминион – самоуправляющаяся колониальная территория в составе монархии, имеющая большую степень самостоятельности, которая в последующем получила независимость, но при этом продолжает признавать в качестве главы государства прежнего монарха. Подобный статус имели бывшие самоуправляющиеся территории Британской Империи: Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд; в настоящий момент – члены Британского Содружества;
6.4) кондоминиум – основанное на договоре совместное владение или управление определённой территорией (государством) двумя или несколькими государствами (Англо-Египетский Судан до 1956 года, в настоящее время под совместным управлением Франции и Испании находится Андорра);
6.5) уния – общность монархических государств, возглавляемая одним монархом;
6.5.1) личная уния – устанавливается между монархическими государствами, как правило, случайно в результате того, что одно и то же лицо становится одновременно наследником двух монархов в различных государствах, в которых условия и порядок престолонаследия различны (уния Великобритании с Ганновером, уния Голландии с Люксембургом в XIX веке);
6.5.2) реальная уния – форма объединения монархий, где законодательством государств устанавливается специальный порядок престолонаследия, предусматривающий, что наследник трона в одном госудрстве является одновременно наследником во всех государствах, составляющих унию (Австро-Венгрия, уния Норвегии и Швеции);
6.6) империя – сложное многонациональное государство, зачастую (но не всегда) созданное военным путём, которое зачастую (но не всегда) управляется метрополией. Такими были в своё время Римская Империя, Британская Империя, Российская Империя, Османская Империя, Цинская империя;
6.7) фузия – временная переходная форма, представляющая собой слияние в одно государство двух или нескольких государств, населённых одним этносом, которые ранее входили в единое государство (объединение ФРГ и ГДР в 1990 году, воссоединение ДРВ и РЮВ в 1976 году, а также ЙАР и НДРЙ в 1990 году).
двойной клик - редактировать изображение
Легенда:
зелёным цветом обозначены территории государств – членов ООН, не имеющих признания со стороны, по крайней мере, одного государства – члена ООН;
оранжевым цветом обозначены территории государств – не членов ООН, имеющих признание со стороны, по крайней мере, одного государства – члена ООН;
розовым цветом обозначены территории государств – не членов ООН, имеющих признание со стороны лишь государств – не членов ООН;
красным цветом обозначены территории государств – не членов ООН, не имеющих признания.
7. Российская Федерация в настоящее время демонстрирует очень сложное государственное устройство. В соответствии с частью 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Вместе с тем, фактически, Российская Федерации имеет минимум пять протекторатов:
1) трёх государств – не членов ООН, имеющих признание со стороны лишь государств – не членов ООН: Приднестровской Молдавской Республики, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики;
2) двух государств – не членов ООН, имеющих признание со стороны, по крайней мере, одного государства – члена ООН: Республики Абхазия и Республики Южная Осетия.
И вопрос о фузии с Российской Федерацией этих непризнанных и частично признанных государств стоит в полный рост, после чего может возникнуть смешанная федерация.