Кайдзен - в прямом смысле переводится с японского как «изменение к лучшему» или непрерывное улучшение. Это философия поэтапного, но постоянного развития. Девиз кайдзен: «Каждый новый день я выполняю работу немного лучше, чем вчера». Такая философия предлагает грамотно усовершенствовать все функции компании – от системы менеджмента до производства.
Философия начала развиваться в Японии после Второй Мировой войны, когда особенно остро встал вопрос о восстановлении разрушенной экономики. Главные идеи позже легли в основу книги Масааки Имаиа «Kaizen: The Key to Japan’s Competitive Success» («Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний»). Она увидела свет в Британии еще в 1986 году и тут же стала весьма популярной.
Подобная философия стала применяться в крупнейших мировых компаниях: сначала в Японии (например, в Toyota Motor Company), а затем и на Западе. Благодаря внешней простоте, но и высокой эффективности такой взгляд принес многим неоценимую пользу.
Вот лишь некоторые идеи кайдзен:
• Главное – ориентированность на людей. Проще говоря, клиент – всегда прав!
• Развитие культуры, когда каждый сотрудник не наказывается за провинность, а мгновенно исправляет ситуацию и затем ручается, что подобного больше не повторится.
• Деятельность компании не должна сводиться к «погоне за длинным рублем». Первоочередная миссия – удовлетворение клиента. Причем как внешнего, так и внутреннего (то есть, сотрудника).
• В компании должна поддерживаться максимальная открытость и минимальная степень обособленности между департаментами.
Персонал компании вовлекается в рабочие группы и кружки качества, которые вместе обсуждают различные проблемы и возможные пути их решения.
«Всю концепцию кайдзен условно можно разделить на 5 элементов. Каждый из них весьма важен. Это: командная работа, персональная дисциплина, моральное состояние, кружки качества, различные предложения по улучшению. Если хотя бы один кирпич вынуть из цепочки, система попросту разрушится. Именно поэтому необходимо использовать всю систему в комплексе и уделять внедрению максимальное внимание для достижения наилучшего результата», — комментирует Заместитель руководителя отдела систем менеджмента качества», заслуженный эксперт по сертификации ГК «СЕРКОНС» Александр Поляков.
Философия кайдзен оказалась во время кризиса как раз к месту. В частности, только в 1989 году в Японии внедрили 83% всех предложений в мире по повышению эффективности производства (В США – 30%, В Германии – 40%).
Также в Японии на сотрудника в год в среднем приходится примерно 30 рационализаторских предложений (поиск более оптимальных способов организации труда, эффективных способов производства, усовершенствования, упрощения технологического процесса и т.д.). Это свидетельствует о том, что система кайдзен является эффективной и приносит реальную пользу людям!
Почему это полезно?
Философия кайдзен – фактически иная форма сотрудничества сотрудников. В результате люди больше взаимодействуют, становятся более вовлеченными, принимают активное участие в развитии своей компании и, следовательно, в самом процессе улучшения товаров/услуг.
Обычно процесс изменений начинается с «верхушки». Топ-менеджеры показывают достойный пример персоналу, который перенимает полезные изменения и затем претворяет в жизнь! Именно так работают в Siemens или Toyota.
Экономическая миссия кайдзен – это: повышение качества, более высокая производительность, улучшение гибкости, логистики, сокращение запасов и т.д. К социальной миссии можно отнести: улучшение командных способностей, повышение ответственности, кооперативный стиль управления, сглаживание иерархии, постоянное саморазвитие.
«Кайдзен говорит нам, что не следует бояться совершать ошибки! Вместо того, чтобы стремиться к совершенству, нам необходимо просто двигаться к прогрессу. К решению задач и запуску каждого проекта нужно подходить с мыслью о том, что ошибки – наиболее действенный способ развития и возможность обучения. Такое мышление как раз является стимулом для экспериментов. Если ты не ошибаешься – значит, ничего не делаешь», — считает Александр Поляков.
Кайдзен и стандарт ISO 9001:2015
Эксперт говорит, что требования ISO 9001:2015 (ИСО 9001:2015) абсолютно не вступают в противоречие с кайдзен. Обе методологии фактически базируются на цикле «Plan-Do-Check-Act» (Планируй – Делай – Проверяй – Действуй). ИСО 9001 дает возможность перезапустить систему менеджмента качества и создать сильный инструмент поддержки, который сможет отлично аккомпанировать с мероприятиями кайдзен.
Благодаря обеим системам можно избавиться от «всего ненужного» и добавить ценность организации. Обновленная система менеджмента качества сделает меры кайдзен еще более эффективными!
В России изготовители, оформляя сертификат ТР ТС (соответствие техническому регламенту Таможенного союза) обязаны представить систему качества экспертам. Однако применение различных философий, в частности метода кайдзен, необязательно для выхода продукции на рынок. Тем не менее эта система демонстрирует прозрачность компании, а также ее добросовестное отношение к внутренним и внешним клиентам.
Пример применения философии кайдзен
Такая система широко применяется в компании Siemens. Здесь даже появился призыв: «Кто перестал становиться лучше, тот перестал быть хорошим». Также для специалистов имеются специальные принципы по проведению улучшений. Разумеется, рекомендованные.
Перечислим некоторые из них:
• Никаких отговорок! Ставьте все, что было ранее, под вопрос.
• Будьте наготове отказаться от привычного образа мыслей, в любой момент.
• Исправьте ошибки незамедлительно.
• Десяток человек разрешает проблему гораздо лучше, чем один.
• Задавайте множество вопросов, чтобы понять корень неприятности.
В нашей стране в рамках российско-японского соглашения кайдзен тоже применяется еще с 2017 года. Эксперты из Японии проводят в России подробную диагностику разных компаний, делятся опытом, предлагают разные методы улучшений. К примеру, философия кайдзен используется в фармацевтической компании «Вертекс», в рамках крупного производственного объединения «Инновационные технологии металлообработки» и т.д. Здесь были созданы кружки качества, а также открыт целый отдел бережливого производства.
Кроме применения в бизнес-сфере, принципы кайдзен могут быть использованы и в психологии. По мнению специалистов, они позволяют достичь блестящих результатов в личной и деловой жизни человека.
Обычно перемены вызывают у каждого из нас чувство тревоги. Но поэтапная система кайдзен как раз смягчает болезненную реакцию, стимулируя творческое и рациональное мышление.
Данная философия помогает каждому человеку успешно самосовершенствоваться. Например, улучшить личный тайм-менеджмент, получить больше твердых знаний, навыков за более короткое время и многое другое. Как говорится, совершенство — безгранично!