Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный
Как пережил он век отцов
А.С. Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
Николай Иванович Пирогов по праву признан одним из выдающихся представителей медицинской науки XIX в. не только у нас в стране, но и в мире. В честь него названы улицы во многих крупных российских городах, в том числе одна из главных улиц Новосибирского Академгородка. Память о «чудесном докторе», как его нарек А.И. Куприн, хранят и в других странах мира. Так, например, когда в 1951 г. в Софии была создана первая в Болгарии больница скорой медицинской помощи, она была названа именем Н. И. Пирогова.
Год рождения выдающегося русского врача, хирурга, анатома, педагога, общественного деятеля Н.И. Пирогова доподлинно установить уже, по-видимому, никогда не удастся. По одним сведениям (по мнению самого Пирогова) это был 1810 г., по другим (акты Дерптского (ныне Тартуского) университета) – 1808 г. [Струве П.Б. Patriotica: Россия. Родина. Чужбина / П.Б. Струве. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. C. 225]. Все же важно, что Пирогов, таким образом, исторически принадлежит к тому же поколению, что А.С. Хомяков (1804 – 1860 гг.), Н.В. Гоголь (1809 –1852 гг.), В.Г. Белинский (1811 – 1848 гг.), А.И. Герцен (1812 – 1870 гг.), И.С. Тургенев (1818 – 1883 гг.), о котором Н.А. Бердяев писал: «40-е годы были эпохой напряженной умственной жизни. Много даров было дано в то время русским» [Бердяев Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяев // Самопознание: Сочинения. – М.: Изд-во Эксмо, 2008. С. 48]. Фундаментальными для творчества Пирогова, как и для многих его современников, можно считать вопросы о глубинной сущности человека и о его роли и месте в мире [см. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача / Н.И. Пирогов. – М.: Изд-во Книжный Клуб Книговек, 2011. – 608 с.], что определило не только специфику научных исследований выдающегося врача, но и «гуманистическую тенденцию» его творчества (гуманизм (лат. humanus – человеческий, человечный) в данном случае следует понимать как совокупность идей и взглядов, провозглашающих ценность человеческой жизни), роднящую Пирогова не только с другими представителями русской науки, но и классиками русской философии и литературы [Ряполов С.В. Религиозно-философские взгляды архимандрита Феофана (Авсенева) / С.В. Ряполов // Первые церковно-исторические Митрофановские чтения в ВГУ. Сборник материалов. – Воронеж: Изд-во «Полиарт». – 2012. С. 91]. В.В. Варава указывает, что «к построениям какого бы русского философа, создавшего нечто значимое, мы не обратились, везде обнаруживается бытийная укорененность сознания. В то же время нельзя не обнаружить, что русская мысль антропологична. Таким образом, естественно говорить об онтологической антропологии или антропологической онтологии русской философии» [Варава В.В. Этика неприятия смерти: монография / В.В. Варава. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. C. 11]. Проблема смерти – одна из фундаментальных антропологических проблем, во все времена волновавшая человека. Особенно важную роль она играет для развития, пронизываемой ею, русской культуры [см. Ряполов С.В. Пограничные ситуации в литературно-философском творчестве Льва Николаевича Толстого / С.В. Ряполов // Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании ’2011». – Выпуск 4. Том 30. – Одесса: Черноморье. – 2011. – ЦИТ: 411-0256. С.74 –79]. Не обошел ее вниманием и Пирогов, который, будучи врачом, посвятил всю свою профессиональную деятельность борьбе со смертью. Однако для Пирогова актуальность проблемы смерти, как и для другого выдающегося русского ученого И.И. Мечникова, обусловлена и рядом личных обстоятельств. Зимой 1846 г. его жена Екатерина Дмитриевна умерла при рождении второго ребенка. Исследователь тяжело переживал ее потерю и, очевидно, пытался каким-либо образом разрешить проблему смерти. Пытаясь определить природу души Пирогов, предвосхищая «философию общего дела» Н.Ф. Федорова, неустанно ищет пути воскрешения, считая достижение которого наивысшей целью, стоящей перед человеком.
Интересен, по мнению ряда исследователей (С.Л.Франк, П.Б. Струве и т.д.), и тот факт, что Пирогов был глубоко верующим. Религиозность Пирогова по его собственным воспоминаниям, описанным в работе «Дневник старого врача», пускала корни глубоко в детство. Будущий врач с мировым именем вырос в простой московской семье, где уже в детские годы в нем были посеяны зерна той веры, которая в будущем прорастет в нем «не в каком-либо расплывчатом «формальном», а в самом точном и подлинно существенном смысле устремленности человека к Богу» [Струве П.Б. Patriotica: Россия. Родина. Чужбина. C. 226]. Поразителен факт удивительной гармонии веры и научной проницательности великого исследователя.
Пирогов был одним из самых крупных деятелей медицинской науки XIX в. Его научные труды в области анатомии человеческого тела и новаторство в хирургии принесли ему всемирную известность. Пирогова по праву считают одним из создателей топографической анатомии. В 1837 – 1838 гг. он издал атлас, в котором были собраны необходимые хирургу сведения, дабы в процессе операции безошибочно отыскивать и перевязывать любую артерию.
Как истинный гуманист Пирогов всегда стремился оказаться там, где его врачебная помощь была необходима. В 1847 г. он уехал в действующую армию на Кавказ, поскольку хотел проверить в полевых условиях разработанные им операционные методы. Здесь в ауле Салта он впервые в истории медицинской науки начал проводить операции с применением эфирного обезболивания в полевых условиях. В 1955 г. во время Крымской войны Пирогов был главным хирургом осажденного англо-французскими войсками Севастополя. Во время осады города для ухода за ранеными Пирогов руководил обучением и работой сестер Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Существенной заслугой Пирогова является внедрение в Севастополе совершенно нового метода ухода за ранеными, заключавшегося в том, что раненые подлежали тщательному отбору уже на первом перевязочном пункте в зависимости от тяжести ранений, что можно считать началом развития специального направления в хирургии, известного как «военно-полевая хирургия».
Результатом всего полученного военного опыта стало обращение Пирогова к императору Александру II, в котором выдающийся врач поведал монарху о значительных проблемах, существующих в российской армии. В результате Пирогов впал в немилость, был направлен в Одессу на должность попечителя Одесского и Киевского учебных округов, где попытался реформировать сложившуюся систему школьного образования. Однако его действия привели к конфликту с властями, и ученому пришлось оставить свой пост. Пирогова не назначили министром народного просвещения, отказались также сделать его товарищем министра, вместо этого его выслали руководить обучающимися за границей русскими кандидатами в профессора. После покушения на Александра II нигилистами, восхищавшимися Гарибальди, которому Пирогов оказал медицинскую помощь, находившись за границей, а также участия Гарибальди в войне Пруссии и Италии против Австрии, Пирогов был уволен с государственной службы без права на пенсию, после чего он уединился в своем небольшом имении Вишня неподалеку от Винницы, где организовал бесплатную больницу и лишь изредка выезжал за границу и по приглашению Санкт-Петербургского университета для чтения лекций.
В августе 1877 г. во время русско-турецкой войны Александр II посетил Болгарию. Там император был вынужден вспомнить о талантливом хирурге Пирогове и признать его незаменимость в деле организации медицинской службы в военных условиях. Несмотря на свой уже пожилой возраст ученый согласился помочь Российскому государству и 10 октября 1877 г. прибыл в Болгарию. Чуть больше чем за два месяца Пирогов проехал свыше 700 км по территории в 12 000 кв. км. Он посетил 11 русских военно-временных больниц, 10 дивизионных лазаретов и 3 аптечных склада, дислоцированных в 22 разных населенных пунктах.
В начале 1881 г. Пирогов обратил внимание на боль и раздражение на слизистой твердого неба, 24 мая 1881 г. Н. В. Склифосовский установил наличие рака верхней челюсти. Умер Н. И. Пирогов в 20 ч 25 мин 23 ноября 1881 г. в с. Вишня, ныне часть Винницы. Тело Пирогова было забальзамировано его лечащим врачом Д. И. Выводцевым с использованием новоразработанного им метода. Во время Второй мировой войны, при отступлении советских войск, саркофаг с телом Пирогова был скрыт в земле, при этом поврежден, что привело к порче тела, впоследствии подвергнутого реставрации и повторному бальзамированию. Официально гробница Пирогова именуется «церковь-некрополь», тело находится ниже уровня земли в крипте – цокольном этаже православного храма, в застекленном саркофаге, к которому возможен доступ желающих отдать дань уважения памяти великого ученого.
Возможно, именно под влиянием христианского мировоззрения Пирогов сформировал особое представление о человеке как о нравственной личности, которое кладется в основание философии права и педагогических идей мыслителя. Тем не менее, стоит отметить, что Пирогов был в первую очередь ученый, а «наука была и его первою любовью, и его основным призванием. От науки он подошел к общественной деятельности» [Струве П.Б. Patriotica: Россия. Родина. Чужбина. C. 226]. Но для Пирогова свойственно и сознание трансцендентности, сверхопытности того, что есть содержание веры. И потому «Пирогов являет многозначительный и важный для нашего времени строй религиозного ощущения… в котором суровая трезвость соединяется с горячей любовью и глубокая мудрость с милым чистосердечием и простодушием. В то время как современники Пирогова, славянофилы, соединяли свою религиозность с целой исторической и социальной философией…, а такие западники как Белинский и Герцен, отпали от всякой веры – именно в это время Пирогов пришел к вере, не смешивая ее с наукой. И он донес ее до могилы, как свое самое дорогое сокровище» [Струве П.Б. Patriotica: Россия. Родина. Чужбина. C. 227].
Пирогов опубликовал целый ряд сочинений как педагог. В них он поставил ряд важных вопросов относительно воспитания, пробуждения в учащихся уважения к человеческому достоинству и истине, свободы научного исследования, доступности научного знания народу. По своим политическим воззрениям Пирогов, по мнению П.Б. Струве, был ближе всего к направлению «либерального консерватизма». Само это понятие довольно общее и не включает в себя каких-либо фиксированных определений. Отличительной чертой либерального консерватизма принято считать присутствие в консервативном в целом мировоззрении ряда элементов либерализма, таких, например, как либеральное отношение к экономике. К представителям либерального консерватизма принято относить А. Смита, А. С. Пушкина (по известному определению П. А. Вяземского), Б. Н. Чичерина, П. Б. Струве, С.Л. Франка, С. Н. Булгакова. «В этом ряду стоит воспетый Пушкиным гр. Николай Семенович Мордвинов, сам Александр Сергеевич Пушкин и его друг и соратник кн. Петр Андреевич Вяземский… Николай Иванович Пирогов, Николай Христианович Бунге, Иван Сергеевич Тургенев, Александр Дмитриевич Градовский. Этот идейный ряд замыкается монументальной и действенной фигурой П.А. Столыпина» [Струве П.Б. Patriotica: Россия. Родина. Чужбина. C. 229].
И все же стоит отметить, что и философия права, и политические, и педагогические идеи Пирогова происходили из его представления о нравственности и из определения человека именно как нравственной личности. В основе его философии права лежит собственно философская антропология. Гуманистическая тенденция русской мысли проявлена в идеи Пирогова о наивысшей ценности личного достоинства человека, выраженной как в его педагогических работах, так и философии права. Огромный резонанс вызвали статьи Пирогова в литературном и общественно-политическом журнале «Современник», основанным А.С. Пушкиным и перешедшим в 1847 г. к Н.А. Некрасову и И.И. Панаеву, среди постоянных сотрудников которого были Белинский, Герцен, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Чернышевский, Добролюбов и многие другие. Таким образом, Пирогов оказался в центре дискуссий, охвативших русскую мысль в середине XIX в. Н.А. Бердяев писал: «Споры западников и славянофилов заполнят у нас большую часть века. Славянофильские мотивы были уже у Лермонтова» [Бердяев Н.А. Русская идея. C. 47]. Однако стоит отметить, что, несмотря на существенную долю в мировоззрении Пирогова либеральных идей и взаимодействие с западническими мыслителями, для его творчества характерен и ярковыраженный элемент славянофильской традиции. Так, например, Пирогов считал, что языком русской педагогики должен быть русский язык, и вообще презрение к родному языку позорит, по его мнению, национальное чувство. Хотя, безусловно, в этой идее Пирогова проявляются не только оттенки философии славянофильства, но и размышления о судьбе народа столь характерные для всей русской культуры XIX в. «Народная стихия представлялась интеллигенции таинственной силой. Она противополагала себя народу, чувствовала свою вину перед народом и хотела служить народу. Тема «интеллигенция и народ» чисто русская тема, мало понятная Западу» [Бердяев Н.А. Русская идея. C. 39], пишет Бердяев.
Без Пирогова невозможно представить себе русскую культуру, также как невозможно представить себе ее без Ломоносова, Лобачевского, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Достоевского, Л.Н. Толстого, без представителей разных и даже полярных социально-политических направлений. Либеральный консерватизм или умеренный либерализм Пушкина и Пирогова не менее значимы для развития самобытной русской мысли, чем философия славянофилов, консерватизмом М.Л. Магницкого, Н.М. Карамзина, С.С. Уварова, Л.А. Тихомирова. Н.И. Пирогов был глубоко потрясен цареубийством 1 марта 1881 г. Выдающийся мыслитель ясно понимал ту опасность, заключенную как в интеллигентском радикализме, так и в стихийных силах народа, которая нависла над Россией. «И он в эту эпоху сознательно начертывает широкую либерально-консервативную программу» [Струве П.Б. Patriotica: Россия. Родина. Чужбина. C. 320].
Философское наследие Н.И. Пирогова имеет своим безусловным основанием особое представление о человеке, интерес к антропологической проблематике, постановку вопроса о фундаментальной сущности человека. В мировоззрении Пирогова удивительным образом сплелись консерватизм и осознание необходимости здравых и хорошо продуманных реформ, нашла отражение христианская любовь к ближнему, проявившаяся как в медицинской деятельности Пирогова, так и в уважении к достоинству личности, в стремлении к помощи всем нуждающимся. Идеи Пирогова – это идеи очень сложной и противоречивой личности, в них одновременно нашли отражение и осознание необходимости перемен, и критика интеллигентского радикализма, и любовь к русскому народу, и недоверие к его темным инстинктам, и скептицизм, и вера.