Авторский блог Владимир Храмов 09:52 17 ноября 2018

ФИЛИПП ФИЛИППОВИЧ ГЕРАСИМОВ: ОПАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ СЕВАСТОПОЛЯ

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С ГЕРОЕМ

Начало октября 1966 года. Наша 21 рота (первого курса) ни шатко – ни валко, едва попадая в ногу, следует «на камбуз» вдоль училищного клуба. Роту ведёт наш старшина мичман Петров, курсант выпускного 5-го курса, ему явно не нравится наш ленивый разгильдяйский шаг и он командует: «Рота, взять ногу! Раз, раз, раз-два-три…», но вдруг резко обрывает счет и звучит его новая, более громкая команда: «Рота, смирно! Равнение на право!», а сам он прикладывает руку к «мице» (фуражке с козырьком) и переходит на подчеркнуто четкий строевой шаг…

Мы все в недоумении – начальства не видно, только впереди по ходу движения видна спина какого-то сверхсрочника, идущего в одну с нами сторону. Мы прижали руки по швам, перешли на строевой шаг и резко вскинули головы вправо, сверхсрочник, услышав команду Петрова и «строевой» грохот наших юфтевых «прогаров» резко развернулся в нашу сторону и, приняв строевую стойку, приложил руку к фуражке…

Это был обыкновенный главный старшина - сверхсрочник, но только на груди его сияла золотая звезда Героя Советского Союза, а под ней располагалась внушительная, в основном. красно-бело-золотая орденская планка… Так я в первый раз увидел Героя Советского Союза, кавалера ордена Ленина и 4-х орденов Красного Знамени бывшего военного лётчика Филиппа Филипповича Герасимова, недавно назначенного лаборантом кафедры живучести ЛВВМИУ.

Мичман Петров был старшиной нашей роты вплоть до своего убытия на корабельную преддипломную практику (стажировку) и для нас, в подавляющем своем большинстве, недавних школьников, он был живым воплощением флотских традиций и шика. Его суждения и поступки являлись для нас непререкаемой истиной, а его гвардейские, слегка подкрученные усы, слегка расклешенные брюки, «бочинские» (очень красивые, но «неуставные») курсовки и погончики были для нас эталоном. Поэтому то, явно видимое, искреннее уважение к Филиппу Филипповичу, которое чувствовалось и в голосе, и в строевом шаге Петрова передалось и всей нашей роте… По-видимому, Петров уже знал о Герое что-то, нам еще не известное.

Вскоре курсантская молва донесла и до нас, что Филипп Филиппович с первого до последнего дня Великой Отечественной был выдающимся военным лётчиком-истребителем. Подтверждение тому четыре ордена Красного Знамени и звезда Героя Советского Союза, которую он получил в ходе обороны Севастополя за огромный личный вклад в организацию и координацию действий партизанских отрядов Крыма.

Но уже после войны он (по-видимому, за дело) «заехал в морду» какому-то крупному начальнику, за что был разжалован, лишен наград и «отмотал срок». Совсем недавно по ходатайству бывших крымских партизан награды ему вернули, но в офицерском звании так и не восстановили.

Через некоторое время мы стали общаться с Филиппом Филипповичем уже в ходе учебного процесса. Сначала мы изучали «гидромеханику», занятия по которой проводились на кафедре живучести, затем «ТУЖК» (теория устройства и живучести корабля). Во время практических занятий он стоял за пультом управления моделей опытового бассейна и наглядно демонстрировал теоретические выкладки преподавателя.

Курсанты относились к нему с крайним благоговением и как к почти родному человеку - он отвечал нам тем же. В последний раз я встречался с ним в своем первом лейтенантском отпуске – в феврале 1972 года. На КПП ЛВВМИУ я встретился со своим однокашником Володей Матвеевым. Я только что прилетел с КТОФ, Володя - с КЧФ, но ноги одновременно принесли нас родному училищу.

Свой вояж по родной «системе» мы завершили на кафедре живучести – в гостях у Филиппа Филипповича. Он был рад нашему приходу, а мы рады встрече с ним. Заговорщицки подмигнув, откуда-то из-под рулонов схем и плакатов он извлёк не начатую четвертинку. Мы хлопнули по 83,3 грамма за нашу встречу, за успехи в БП и ПП, а уж за тем заговорили о жизни и службе. «Под занавес» Филипп Филиппович принес нам «гостевой» журнал и мы оставили в нем записи со своими впечатлениями и пожеланиями…

Шли годы, находясь в Севастополе сначала – в качестве гостя, а затем уже как постоянный житель, я, каждый раз проходя мимо Мемориала героической обороны Севастополя 1941–1942 гг, отыскиваю на плитах с именами 54 Героев Советского Союза, получивших это звание за оборону Севастополя, фамилию «ГЕРАСИМОВ Ф.Ф.» и молча его вспоминаю…

В конце концов, количество перешло в качество. На последнем (02.11.2018) заседании исторической секции Военно-научного общества ЧФ, до меня, наконец-то дошло, что, несмотря на уже существующие публикации, настала пора в очередной раз напомнить согражданам, что жил в нашей стране ЛЁТЧИК-ГЕРОЙ с неоднозначной биографией, Филипп Филиппович ГЕРАСИМОВ…

При подготовке данного материала мною использованы личные воспоминания и впечатления, а так же публикации о Филиппе Филипповиче, размещенные в Интернете (В. Н. Конев – «Герои без «Золотых Звёзд», И.З.Вергасов - «Героические были из жизни крымских партизан» и др.). Следует особо отметить, что большим подспорьем в исследовании событий военных лет в настоящее время являются копии наградных листов, приказов и указов о награждениях, размещенные на ресурсах Министерства обороны России.

Примечание:

В тексте звездочками (*), (**), (***), (****) помечена информация, по которой в конце статьи в разделе «ПРИМЕЧАНИЯ» приводятся дополнительные разъяснения.

ИТАК:

НАЧАЛО БОЕВОГО ПУТИ

Филипп Филиппович Герасимов родился 19 декабря 1921 года в деревне Клюево Псковской области. Окончил 7 классов, затем школу фабрично-заводского ученичества при Госмашзаводе № 7 в Ленинграде. Работал токарем на заводе "Арсенал", учился летать в 1-м Ленинградском аэроклубе ОСОАВИАХИМа. С сентября 1939 года в рядах Военно-Морского Флота. В июне 1941 года окончил Ейское* военно-морское авиационное училище лётчиков.

С июля 1941 года сержант Ф. Ф. Герасимов служит в ВВС Черноморского флота в должности пилота 93-й отдельной авиационной эскадрильи (ОАЭ) и участвует в Великой Отечественной войне. Свой первый боевой вылет на И-16 Герасимов совершил в небе над Одессой. Не раз приходилось лётчикам эскадрильи прикрывать отход наших кораблей из Одессы в Евпаторию, Ялту. После оставления Одессы лётчики прикрывали Севастополь.

Авиационная часть, в которой служил пилот Герасимов, входила в состав Фрайдорской группы, названной так по наименованию главной базы - Фрайдорф (ныне Новосёловское). Группа была создана приказом командующего ВВС ЧФ №1/оп от 14.09.41 г. с задачей ведения боевых действий по наземным войскам противника на Перекопском участке фронта, её самолёты базировались на 6-ти аэродромах юго-западнее Джанкоя (гидросамолёты – на озере Донузлав) Командовал группой генерал В.В.Ермаченков.

В состав Фрайдорфской группы входили машины разных типов, от новейших Ил-2 и Як-1 до совершенно устаревших И-5. В период с 20 по 30.09.41 г. морские летчики выполнили 2127 вылетов, сбросив на противника 389 т бомб. По докладам экипажей было сбито 70 вражеских самолетов, уничтожены 19 танков и 231 автомашина, подавлен огонь шести батарей, разрушено штурмовыми действиями на земле 24 самолета. Свои потери составили 37 самолетов.

Потерял свой самолет и пилот Герасимов, он спустился на парашюте и оказался в компании «безлошадных» лётчиков, которые по указанию Генерала В. В. Ермаченкова пополнили 3-й эскадрилью 8-го ИАП К. Денисова, в которой на 9 И-16 было только 6 пилотов. Эскадрилья К. Денисова превратилась фактически в штурмовую. Небронированные И-16 на малых высотах были гораздо уязвимее для зенитного огня, не говоря уже об огне из ручного стрелкового оружия – Герасимов дважды на повреждённой машине возвращался на свой аэродром.

В ноябре 1941 г. остатки полка собраны в две эскадрильи (2-я на И-153, 3-я на И-16 и И-15бис) и действовали в составе авиагруппы Севастопольского оборонительного района. И уже вскоре пилот 3-й эскадрильи 8-го авиаполка сержант Филипп Филиппович Герасимов получил свою первую боевую награду - приказом Командующего ЧФ от 08.12.1941 года № 2с награжден первым орденом Красного Знамени.

Строки из наградного листа:

«Отличный летчик-истребитель за период военных действий имеет 51 боевой вылет, из них на штурмовые действия по войскам противника 25 вылетов. Им уничтожено до 80 человек живой силы противника, 17 автомашин, 2 пулеметных гнезда, 4 повозки с боеприпасами, 17 всадников. В воздушном бою сбил с-т противника ХЕ-126. Результаты успешных штурмовых действий подтверждены летчиками группы прикрытия и командирами наземных частей». Вручение наград летчикам эскадрильи состоялось 10 декабря 1941 года в одном из казематов 35-й батареи.. Награждённых сердечно поздравил и пожелал дальнейших боевых успехов член Военного совета флота дивизионный комиссар Н. М. Кулаков.

Война продолжалась - в конце декабря Филипп Филиппович был легко ранен и 8-го января в числе 12 лётчиков, воевавших с первого дня, был отправлен на крейсере «Молотов» на Кавказ отдыхать. Лежал в Батумском госпитале…

После отдыха продолжил воевать. К концу зимы 1942 года Филипп Филиппович совершил 167 боевых вылетов, в том числе на штурмовку - 55 вылетов, на штурмовку аэродромов противника - 2, на воздушную разведку – 40. Провел 20 воздушных боев, в которых лично сбил один самолет противника. Приказом Командующего ЧФ от 18 февраля 1942 года № 9с (теперь уже!) командир звена 3-й эскадрильи 8-го авиаполка лейтенант Герасимов Филипп Филиппович награжден вторым орденом Красного Знамени, который ему вручил лично командующий ВВС ЧФ Ф.В. Коробков.

КАВАЛЕР ЗОЛОТОЙ ЗВЕЗДЫ

Осенью 1941 года на территории Крыма был сформирован Центральный штаб партизанского движения в Крыму. Командующий партизанским движением А.В. Мокроусов, комиссар – С.В.Мартынов. Все партизанские отряды распределялись по пяти партизанским районам. Корнем всех проблем крымских партизан явилось то обстоятельство, что сделанные в лесах закладки снаряжения и продовольствия по различным причинам (предательство и пр.) были выданы противнику или разорены местными жителями. Таким образом, партизаны почти сразу оказалось на голодном пайке.

В марте-апреле 1942 г. накануне предполагавшегося наступления Крымского фронта с Керченского полуострова было необходимо активизировать действия партизанских отрядов и для этого установить с ними устойчивую связь и обеспечить необходимым снабжением. Перед командованием Севастопольским оборонительным района стояла задача установить устойчивую радиосвязь с партизанскими отрядами, руководимыми майором Г.Л.Северским и организовать его снабжение.

Строки наградного листа, описывающие подвиг Ф.Ф.Герасимова по доставке в партизанский отряд Северского радиста и рации на самолете «У-2» предельно сжаты и лаконичны:

«…Вылетал на разведку на истребителе искусно маневрируя в зенитном огне противника привозил данные для командования фронта: места расположения батарей и скопление войск противника. Подготовил 2-х воздушных разведчиков из летчиков. Выполняя боевое задание специального назначения с посадкой в глубоком тылу противника на самолете У-2 доставил радиста и рацию партизанам и связь таким образом была восстановлена, чем обеспечил боевую работу партизан. При невозможности вылета самолет сжег, а сам с группой партизан прибыл через линию фронта в свою часть…»

Ниже приведена выдержка из книги В.Н.Конева «Герои без Золотых Звёзд»:

Второго апреля 1942 года перед Филиппом Герасимовым и Николаем Сиковым командованием авиации была поставлена задача особой важности: у горы Чатыр - Даг отыскать поляну, которую выбрали партизаны для посадки самолёта, и сфотографировать её. Рано утром следующего дня два И-16 отправились на поиски. Поляна была найдена только со второй попытки – после обеда следующего дня. Партизанам был сброшен вымпел, где просили подготовить поляну к посадке самолета.

Но на этом «задание особой важности» для Филиппа Филипповича не закончилось – перед ним была поставлена новая задача: на У-2 доставить партизанам рацию и радиста. Выбор кандидатуры летчика на выполнение этого важнейшего задания не даром выпал на Филиппа Филипповича - судя по наградному листу, это был хладнокровный и искусный воздушный разведчик, на которого можно положиться.

Лётчик совершил над аэродромом несколько полётов на У-2 - восстанавливал навыки и отрабатывал посадку на ограниченную площадку. В отряд с радистом во второй кабине У-2 Филипп Филиппович вылетел ранним утром 10 апреля… К сожалению, при посадке был сломан винт. Винт заменили, сняв его с упавшего недалеко от переднего края фронта самолета такого же типа, за которым была отряжена специальная группа.

За время ожидания группы партизаны под руководством Герасимова несколько удлинили полосу, расчистили подходы к ней. Герасимов успел принять участие в бою с карателями. На 5-й день группа возвратилась без одного человека: в пути тот скончался - не выдержало сердце. Винт принесли в целости и сохранности.

Но отремонтированный самолёт не смог подняться с крохотной площадки - при взлете упал в чащу и разбился уже окончательно. Буквально через несколько дней в расположение лагеря вышли 6 моряков - разведчиков. Герасимов вспоминал: «До линии фронта мы шли 6 суток. Один раз нарвались на мину, радист из группы моряков погиб, двое были ранены серьёзно, я отделался сравнительно легко. Подошли к Балаклаве, пробрались на нейтральную территорию, где нас заметили наши солдаты».

В свою часть Филипп Филиппович вернулся 29 Апреля и с 4 Мая 1942 года Герасимов снова пилот 3-й эскадрильи 6-го Гвардейского истребительного авиаполка. 29 Июня 1942 года ему присваивают звание Старшего лейтенанта. А через 2 недели друзья поздравляли его с присвоением звания Героя Советского Союза ( «Золотая Звезда» № 860 ).

Также заслуживают внимания и эмоциональные воспоминания бывшего начальника штаба партизанского соединения, Ильи Захаровича Вергасова, изложенные в книге «Героические были из жизни крымских партизан», которые, как представляется, достоверно описывает сущность и последовательность событий тех далёких лет. Свои воспоминания он предваряет словами: «Когда вы будете читать эту книгу, знайте, что все рассказанное в ней – правда».

Есть там и отдельная глава «Филипп Филиппович», целиком посвященная Ф.Ф.Герасимову. Из его воспоминаний явствует, что однажды апрельским утром 1942 года над лесом появился самолёт-истребитель и сначала на него не обратили внимания, но лётчик упорно кружится над одним районом, то взвывая ввысь, то прижимая машину к верхушкам высоких сосен.

Следя за самолётом, партизаны разглядели на его крыльях звёзды и зажгли сигнальные костры. Поняв, что его заметил самолет, сделав прощальный круг и покачав крыльями, лёг курсом на Севастополь. На четвертые сутки в 11 часов дня над лесом появился «У-2» и, покружив, произвел посадку на крошечную, окруженную лесной чащобой ухабистую площадку.

«Колеса коснулись земли, подпрыгнули; как стрекоза, поскакала машина по выбоинам. Раздался треск… и наступила тишина.

Над полуразбитым самолётом появился юноша в форме морского лётчика, улыбаясь ярко-синими глазами…. К нему подошёл Северский. Вытянулся гость перед ним, по-мальчишески отрапортовал: «Младший лейтенант из Севастополя Герасимов, Филипп Филиппович …

Переживая минуты радости, мы как-то не заметили, что из второй кабины вылез еще один гость с треугольниками на петлицах. Его взволнованно-виноватое лицо говорило о каком-то несчастье. Он пробился к Герасимову, чуть не плача доложил:

- Рация… Рация вдребезги, товарищ младший лейтенант.

- Чтооо? — Синие глаза Филиппа Филипповича округлились.

Оказалось, что во время отчаянно смелой посадки радист, желая сохранить рацию, взял ее на руки. Она разбилась о борт самолета»

Далее автор пишет: «У Филиппа Филипповича чёрные круги под синими глазами. Он постарел, ремень на поясе подтянут на последнюю дырочку. Парень сгорает на глазах, уговаривает, чтобы его немедленно отпустили, доказывая, что он перейдёт линию фронта и снова прилетит на фанерном самолёте среди белого дня.

Думает Северский, думаю я. Как решиться, когда позади такой живой и горестный опыт: попытка за попыткой перейти линию фронта кончались неудачей. Наших связных будто Нептун проглатывал — заживо.

- А я пройду! — со страстью говорит лётчик. — Сто и более раз пролетал линию фронта - туда и обратно; сверху хорошо видно, каждая извилинка земли на глазах. Пустите - пройду!

Он таки убедил всех нас, что дойдёт, сквозь игольное ушко пройдёт, но дойдёт. Ему поверили и проводили в путь-дорогу, трудную, чрезвычайно опасную…

Однажды зарокотал над нами мотор. Желанная вестница из Севастополя была в небе.

- Филипп Филиппович! — орали, бросали шапки, плакали.

Самолёт над Тарьеровской поляной, заранее приготовленной нами. Машина села, уверенно остановилась у опушки леса. Юноша в лёгком синем комбинезоне показался из кабины.

- Филипп Филиппович!

Молодой сержант-радист доложил Северскому:

- В наличии две рации, четыре комплекта батарей. Разрешите выходить на связь?

И радиосвязь легла в эфире между нами и Севастополем. И первая партизанская радиограмма гласила, настаивала, умоляла: Филиппу Филипповичу звание Героя Советского Союза!

И оно было присвоено»:

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

О присвоении звания Героя Советского Союза

начальствующему составу Военно-Морского Флота

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»:

………………………..

5. Лейтенанту Герасимову Филиппу Филипповичу

………………...............

Председатель Президиума Верховного Совет СССР М.КАЛИНИН

Секретарь Президиума Верховного Совет СССР А.ГОРКИН

Москва, Кремль. 14 июня 1942 г.

МАЛАЯ ЗЕМЛЯ

Двадцатого ноября 1942 года лётчика, возвращавшегося на свой аэродром, неожиданно атаковала группа вражеских истребителей. Вскоре у него закончились боеприпасы, самолёт был подбит над штормовым Черным морем. Герасимов выбросился с парашютом и опустился в море, недалеко от берега. Он не смог отстегнуть парашют, был в сапогах, плотно одет, а надувная лодка не сработала. Тонущего лётчика увидела и спасла группа наших бойцов. Помощь пришла вовремя. Ещё минута - и лётчик ушёл бы на дно. Герасимова тут же отправили в госпиталь. Купание в ледяной воде не прошло даром и Филипп Филиппович долго болел.

Кстати, своими воспоминаниями о том периоде жизни, Филипп Филиппович делился с капитан-лейтенантом Никольским, командиром БЧ-5 танкера «Койда», офицером-заочником ЛВВМИУ, обучавшегося на параллельном с нами курсе. Я хорошо его помню: мы помогали ему делать курсовые работы, а он, расположившись в ротной бытовой комнате, играл нам на гитаре. Должен заметить, что такого виртуозного исполнения моего любимого «Полонеза Огинского» я больше никогда не слышал…

По излечении снова летал, но 10 Июля 1943 года пришла новая беда – «за недисциплинированность и пьянство» попал в штрафной взвод морской пехоты сроком на 3 месяца. Со слов Никольского, Герасимов ему говорил, что был наказан за избиение подчинённого ему авиатехника, по вине которого он «чуть не угробился на самолёте».

На Малой земле, куда направили штрафника, встретил Герасимов ещё одного лётчика - товарища по несчастью - Ф. П. Мордовца, угодившего в штрафники за воздушное лихачество. Бывшие лётчики ходили вместе в одной цепи в контратаки, в одной из которых в последних числах августа 1943 года Мордовец был тяжело ранен. Герасимов оказал ему первую помощь и доставил в медсанбат.

Отбыв назначенный срок наказания, 13 октября того же года Герасимов был восстановлен в офицерском звании и назначен рядовым лётчиком в 25-й ИАП ВВС Черноморского флота, а с 10 Декабря 1943 года - продолжил службу в составе 3-й эскадрильи 9-го ИАП.

Летал на разведку морских коммуникаций и портов противника, сопровождал штурмовики, действующие по плавсредствам противника. Десятого мая 1944 года при освобождении Севастополя в воздушном бою в районе Херсонесского маяка сбил МЕ-110.

БАЛТИЙСКОЕ НЕБО

После освобождения Севастополя в соответствии с приказом НК ВМФ СССР № 03391 от 13.05.44 г. и приказом командующего ВВС ЧФ 9-й ИАП в составе 11-й штурмовой авиационной дивизии передислоцировался на Балтику и вошел в состав ВВС БФ. Перелет начался с рассветом 19 мая 1944 года по маршруту: Саки - Солокогорное - Харьков - Орел - Измайлово - Хотилово - Новая Ладога.

На Балтике Филипп Филиппович преимущественно выполнял задачи по прикрытию действий штурмовиков 47-го штурмового авиационного полка ВМФ, неоднократно отличался при их сопровождении и в одном из вылетов сбил истребитель противника.

Приказом Командующего КБФ от 7 августа 1944 года № 86 летчик 9АП 11 Штурмовой Авиацион. Дважды Краснознамен. дивизии ВВС КБФ старший лейтенант ГЕРАСИМОВ Филипп Филиппович награжден третьим орденом Красного Знамени.

Строки из наградного листа:

После последнего награждения тов. ГЕРАСИМОВЫМ произведено:

а/ на воздушную разведку морских коммуникаций, портов противника на Черноморском театре = 85 вылетов.

б/ на прикрытие Военно-Морских баз СЕВАСТОПОЛЬ, НОВОРОССИЙСК, АНАПА, ГЕЛЕНДЖИК, ПОТИ и ТУАПСЕ = 63 вылета.

в/ на сопровождение штурмовиков действующих по плавсредствам пр-ка на морских коммуникациях АНАПА-КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ, СЕВАСТОПОЛЬ-КОНСТАНЦА = 50 вылетов, по переднему краю обороны противника на Кавказском участке фронта = 52 вылета, по плавсредствам и переднему краю обороны противника = 25, на Карельском перешейке.

10 мая 1944 года при освобождении СЕВАСТОПОЛЯ от немецких оккупантов в воздушном бою сбил 1 самолет МЕ-110 в районе Херсонссский Маяк.

Благодаря надежного прикрытии штурмовиков не было случая атаки штурмовиков со стороны ИА противника и штурмовики возвращались на свои аэродромы без потерь. 16 июля отличным прикрытием штурмовиков 47 ШАП обеспечил условия для бомбового удара по броненосцу «Вейнемяйнен»** затонувший у восточного берега г. Котка».

Филипп Филиппович снова пошёл на повышение: с 25 Июня - дублер командира звена, а 18 сентября того же года утвержден в этой должности. Двадцать первого сентября 1944 года в районе Таллина они вдвоем с ведомым сражались сразу против восьми вражеских истребителей. В этом бою он потерял ведомого, лично сбил 2 FW-190 и чудом посадил свой полностью разбитый истребитель.

В предпоследний день войны, 8 Мая 1945 года, в воздушном бою в районе Павилоста Герасимов в паре сбил 2 транспортных самолёта Ju-52.

Приказом Командующего КБФ от 23 мая 1945 года № 93 командир звена 3АЭ 9 Истребительного Авиационного Клайпедского Краснознаменного ордена Ушакова полка ШКАНДКД ВВС КБФ Герой Советского Союза старший лейтенант ГЕРАСИМОВ Филипп Филиппович награжден четвертым орденом Красного Знамени.

Строки из наградного листа:

«Участник Великой отечественной войны с 22 июня 1941 г. За период боевой работы произвел 385 боевых вылетов. Провел 44 воздушных боя, в результате которых лично сбил 6 самолетов пр-ка и 4 в паре

После последнего награждения произвел 30 успешных боевых вылетов. Провел 8 воздушных боев, в результате которых лично сбил 2 самолета пр-ка и 2 самолета в паре.

21.09.44 г. в воздушном бою в районе порта ТАЛЛИН сбил 2 ФВ-190, 8.05.45 г. в воздушном бою в районе ПОВИЛОСТА в паре сбил 2 Ю-52. Сбитие подтверждено экипажами, участвовавшими в полете»

ВОРКУТА

4 Апреля 1946 года Филипп Филиппович был осуждён Военным трибуналом ВВС Северо-Балтийского флота*** по статье 193 (5) - оскорбление подчинённым начальника, на 5 лет. 22 Июня 1946 года уволен со службы, лишен офицерского звания и наград. В том числе 14 ноября 1948 года в связи с осуждением лишён звания Героя Советского Союза. Срок отбывал в Воркуте – по некоторым сведениям участвовал в строительстве ЛЭП.

Старшему научному сотруднику Воркутинского межрайонного краеведческого музея Т. В. Котик удалось установить, что Ф. Ф. Герасимов прибыл в Воркуту 9 Апреля 1948 года, а освобождён был 26 Ноября 1950 года досрочно - срок отбытия наказания сократили на 4 месяца. Личное дело Ф. Герасимова в архиве Воркутинского МВД не сохранилось. Оно было уничтожено ещё в 1956 году.

По нашей училищной (народной) версии суть оскорбления Филиппом Филипповичем начальника заключалась в том, что он, будучи подвыпившим, ударил какого-то старшего офицера.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ГЕРОЯ

После досрочного освобождения, в ноябре 1950 года вернулся в Ленинград, работал в строительной бригаде, в рыболовецком колхозе. В 1951 году судимость была снята.

Далее привожу строки из книги Ильи Захаровича Вергасова «Героические были из жизни крымских партизан»:

«Скала Шишко над самой Ялтой … На скале камень-глыба, а на камне том имена высечены - партизанские. Юркий экскурсовод ведет группу отдыхающих и на ходу, как автоматную очередь, выпаливает фразу:

- В критический апрель одна тысяча девятьсот сорок второго года к умирающим от голода партизанам прилетел молодой летчик Герой Советского Союза Филипп Филиппович Герасимов. Но потом смерть оборвала путь патриота, но память о нем не померкнет никогда…

И вдруг чей-то решительный и взволнованный голос из группы:

- Как это оборвала?

Десятки голов поворачиваются на голос, осуждающие взгляды: что ты, друг, мол, не понимаешь, что летчик погиб?

- Нет уж, позвольте, в мертвых ходить — не согласен! — Синеокий человек с седеющей шевелюрой шагнул вперед, стал лицом ко всем: — Герасимов Филипп Филиппович. Да, это я прилетал к партизанам на «кукурузнике», это мне присваивали звание Героя!

…На моем письменном столе ожил телефон. Чей-то слишком громкий и слишком взволнованный голос:

- Здравствуйте, товарищ командир! Я — Герасимов, летчик, помните Филиппа Филипповича?

У меня ноги делаются ватными …»

По ходатайству бывших крымских партизан, которому способствовала обстановка, сложившаяся в стране в связи с приближающимся юбилеем - 20-летием Победы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1965 года Филипп Филиппович Герасимов был восстановлен в звании Героя Советского Союза и правах на награды.

В последующей судьбе Ф. Герасимова принял активное участие Вице-адмирал Н. М. Кулаков, вручавший ему в осажденном Севастополе первый орден Красного Знамени. С 1961 года он занимал должность начальника политотдела Ленинградской ВМБ и Военно - морских учебных заведений Ленинграда. Кулаков, которому военно - морские учебные заведения подчинялись по партийной линии, способствовал тому, что бывший лётчик - офицер устроился в Ленинградское ВВМИУ с утверждением на военной службе в статусе сверхсрочнослужащего.

С августа 1966 года Филипп Филиппович работал в Ленинградском высшем военно-морском инженерном училище (в статусе сверхсрочнослужащего) инструктором и старшим инструктором лаборатории действующих моделей кораблей и подводных лодок, необходимых для учебного процесса.

Не было в лаборатории ничего, к чему бы ни прикоснулись его умелые руки За участие в создании модели корабля на воздушной подушке Филипп Филиппович был награждён Главнокомандующим ВМФ грамотой. Немало у него было и других поощрений за неутомимый труд в деле обучения и воспитания грамотных и умелых корабельных инженеров. В училище этот невысокий седеющий ветеран пользовался большим уважением.

С декабря 1973 года мичман Филипп Филиппович Герасимов - в отставке. Жил в Ленинграде. Умер 4 ноября 1991 года, похоронен на Песочинском кладбище. Бюст Героя установлен в парке Героев на территории Качинского высшего военного авиационного училища лётчиков.

КРЫЛАТЫЕ ГУСАРЫ КРАСНОЙ АРМИИ

Человек – существо глубоко земное (сухопутное) и в нем на уровне защитительных условных рефлексов заложен страх перед воздушными высотами и водными глубинами. Причем, человек в своем первозданном виде плавать может, но ни в коем случае не полетит. Поэтому первыми русскими военными летчиками была самая отчаянная офицерская молодежь (кавалеристы, моряки, пехотинцы и пр.), которая переобучалась на летчиков в офицерских летных школах.

Внутреннюю сущность гусар, в традиции которых было демонстративное презрение к смерти, ярко отражала их поговорка: «Гусар, который до тридцати лет не погиб – это уже не гусар». Но если гусар, вдруг, решал до тридцати лет не погибать, то у него для этого были реальные возможности (не встревать в дуэли и проявлять осторожность в лихих конных атаках).

Именно этим отличались от них первые военные лётчики, которые без вариантов разбивались вместе со своими самолётами, так как первый ранцевый парашют, достаточно приспособленный к прыжку с самолёта, был изобретен русским инженером Г.Е.Котельниковым только в 1912 году. В нашей стране первым спасся на парашюте Михаил Громов только в 1927 году.

Соответственно, и нравы у большинства из них были гусарские:

- демонстративное презрение к опасности;

- бравада, лихачество (вспомним пролёт В.Чкалова под Троицким мостом в Ленинграде);

- при отсутствии в СССР юридической возможности вызова на дуэль, мгновенная расплата за нанесенную обиду, в том числе и с помощью кулаков (наш случай).

А по существу, по своей психомоторике боевой лётчик низового звена – это всего лишь вооруженный самолетом высококвалифицированный солдат, недаром, наряду с рядовым и сержантским составом солдатским орденом Славы (согласно статута) награждались и младшие лейтенанты авиации….

ПРИМЕЧАНИЯ:

(*) Пока поступавшая в Россию авиационная техника имела преимущественно аэродромное базирование, порядок подготовки пилотов для военного ведомства и морского флота был единым. Прошедшим полный курс обучения и сдавшим экзамены присваивалось звание «Военный лётчик».

В 1913 году на заводе Щетинина в Петербурге Д.П.Григорович сконструировал свою первую летающую лодку М-1, с которой и началась эпоха гидроавиации в России. Эти самолеты требовали иной техники пилотирования, а главное — взлета и посадки. Первых лётчиков для полётов на гидросамолётах продолжили готовить в Севастопольской авиашколе****. После сдачи квалификационных экзаменов они получали звание «Морской лётчик».

Сначала появились планы по обустройству военно-морского отдела при Качинской школе в Севастополе, но после подсчётов предстоящих расходов стало ясно, что на эти деньги можно организовать самостоятельную школу для обучения морских лётчиков. Необходимые решения были приняты и 28 июля 1915 года в Петрограде была создана офицерская школа морской авиации (ОШМА), 21 августа 1917 года она была переведена в Ораниенбаум

В период революции, Гражданской и Великой Отечественной войны школа (училище) не раз меняла наименования и дислокацию:

· 1918-1920 - Школа морской авиации имени Троцкого (Нижний Новгород, Самара)

· 1920-1923 - Военно-морская школа авиации имени Троцкого (Севастополь)

· 1923-1925 - Высшая школа красных морских лётчиков имени Троцкого (Севастополь)

· 1925- март 1930 - Военная школа морских лётчиков имени Троцкого (Севастополь)

· март-август 1930 - Школа морских летчиков и лётчиков-наблюдателей (Севастополь)

· август 1930-1936 - Военная школа морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей ВВС РККА имени Сталина (Севастополь, Ейск)

· 1936-1937 - Военная школа лётчиков и лётчиков-наблюдателей морской и сухопутной авиации имени Сталина (Ейск)

· 1937-1956 - Военно-морское авиационное училище имени Сталина (Ейск, Моздок, Борское, Ейск)

В соответствии с приказом МО СССР №00119 от 10.07. 1956 г., в августе 1956 г. Ейское ВМАУ было передано из ВМФ в состав ВВС и стало готовить лётные кадры для фронтовой и истребительно-бомбардировочной авиации.

Среди выпускников школы (училища): С.А.Леваневский - один из первых Героев Советского Союза (1934), Герой Советского Союза Е.Н. Преображенский – командир авиационной группы бомбившей Берлин в ночь с 7 на 8 августа 1941 года и многие другие Герои Советского Союза, включая и Ф.Ф.Герасимова.

Дальнейшая история училища развивалась следующим образом:

· 1957-1959 - Ейское ордена Ленина военно-авиационное училище имени И.В.Сталина.

· 1959 -1961 г. - Ейское ордена Ленина высшее военно-авиационное училище лётчиков имени И.В.Сталина. (30 декабря 1961 г., после разоблачения «культа личности», на основании приказа Минобороны СССР № 0305, в соответствии с решением ЦК КПСС от 21.12.1961 г., из наименования училища было удалено имя И.В.Сталина)

· с 30 мая 1967 - Ейское высшее военное авиационное ордена Ленина училище лётчиков имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР В. М. Комарова

· с 2004 - Ейское высшее военное авиационное ордена Ленина училище (военный институт) имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР В. М. Комарова

· 5 июля 2011 года училище было расформировано, на его базе в настоящее время дислоцируется учебный центр по подготовке лётчиков морской авиации.

***

(**) «Вейнемяйнен» - дизель-электрический броненосец береговой обороны ледокольного типа (полное водоизмещение – 4000 т). Артиллерийское вооружение: 4х254-мм (2х2); 8х105-мм (4х2); 4х40-мм; 2х20-мм. По итогам операции уничтожения броненосца береговой обороны „Вяйнемяйнен“ Командующий КБФ подписал сразу 6 представлений на присвоение звания Героя Советского Союза. Через некоторое время выяснилось, что потоплен был не броненосец «Вяйнямёйнен», а перебазированная в Котку с целью усиления противовоздушной обороны немецкая плавучая батарея ПВО «Ниобе» (бывший голландский бронепалубный крейсер «Гельдерланд»).

Но это не умаляет героизм лётчиков, так как возможности отражать атаки авиации у специализированного корабля ПВО были, как минимум, не ниже, чем у «Вейнемяйнена».

В 1947 году куплен СССР и получил наименование «Выборг», исключен из состава ВМФ СССР в 1966 году.

***

(***) В феврале 1946 года в соответствии с Постановлением Совета Народных комиссаров СССР № 383-158, объявленным приказом Наркома ВМФ № 0015 от 18.02.1946 года Краснознаменный Балтийский флот был разделен на два флота: Северо-Балтийский (затем 8-й Военно-Морской Флот) с главной базой в Таллине и Юго-Балтийский (затем 4-й Военно-Морской Флот) с главной базой в Балтийске. В декабре 1955 года флот был восстановлен в прежней структуре.

Кстати, в январе 1947 года на два флота был разделен и Тихоокеанский флот — 5-й Военно-Морской Флот с главной базой во Владивостоке и 7-й Военно-Морской Флот с главной базой в Советской Гавани. В апреле 1953 года эти флоты были вновь объединены в Тихоокеанский флот.

***

(****) По инициативе великого князя Александра Михайловича Романова, обратившего внимание на возможное в будущем серьёзное значение авиации в военном деле, в марте 1910 года в составе Особого комитета по восстановлению морского флота был создан Отдел воздушного флота. Перед Отделом была поставлена задача скорейшего создания воздушного флота, путем обучения летному делу офицеров армии и флота и создания запаса самолётов с необходимым техническим обеспечением.

Уже в мае 1910 г. в Гатчине была открыта Офицерская воздухоплавательная школа, однако невозможность из-за климатических условий проводить там занятия зимой, заставила Отдел воздушного флота искать место на юге России. Выбор пал на Севастополь, в Гатчине же в дальнейшем проводились только практические полеты офицеров-летчиков, командированных из Севастополя для участия в маневрах Санкт-Петербургского военного округа.

21 ноября 1910 года в Севастополе была создана «Севастопольская офицерская школа авиации», ставшая колыбелью как военного, так и гражданского отечественного воздушного флота. Первоначально школа располагалась на Куликовом поле в Севастополе, а в 1912 году была перебазирована в собственный авиагородок на реке Кача, от которой после и получила название Качинской.

Еще одним весомым аргументом в выборе места размещения школы, как представляется, был идеальный для аварийных посадок учебных аэропланов рельеф местности западной части Крыма – ровная, как стол, степь и многочисленные озера (при отсутствии в те годы эффективных, достаточно отработанных средств спасения это обстоятельство играло очень важную роль).

Председателем совета школы был назначен начальник службы связи Черноморского флота, председатель комитета Севастопольского аэроклуба капитан 2-го ранга Вячеслав Никанорович Кедрин

В своей истории школа неоднократно преобразовывалось и переименовывалось: 1916 год – «Севастопольская Его Императорского Высочества Великого князя Александра Михайловича военная авиационная школа»; 1918 год - «Военно – авиационная школа Добровольческой армии»; 1920 год – «Тренировочная школа авиации Южного фронта»; 1921 год – «Отделение лётной школы авиации1»; 1922 год - «Лётная школа авиации1»; 1923 год – «Первая военная школа лётчиков»; 1925 год – «Первая военная школа лётчиков им А.Ф. Мясникова»; 1938 год - «Качинская Краснознаменная военная авиационная школа им. А.Ф.Мясникова».

В 1941 году школа была эвакуирована в город Красный Кут Саратовской области и в 1945 году переименована в «Качинское Краснознаменное военное авиационное училище лётчиков им А.Ф.Мясникова». В 1954 году училище передислоцировано в город Сталинград, затем, 1959 году преобразовано в высшее и стало именоваться «Качинское Краснознаменное высшее военное авиационное училище лётчиков им. А.Ф. Мясникова».

В 1965 году училище награждено орденом Ленина и стало именоваться «Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им. А.Ф. Мясникова». В 1998 году, в соответствии с приказом Министра обороны РФ Игоря Сергеева № 397 от 6 ноября 1997 года. «Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков имени А. Ф. Мясникова» было расформировано.

Лучшие летчики нашей родины были качинцами: покоритель штопора К.Н. Арцеулов, автор «мёртвой петли» и исполнитель первого воздушного тарана П.Н.Нестеров, трижды Герой Советского Союза А.И.Покрышкин, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан и многие другие. В 1930-е годы Качинская авиашкола подготовила около 8 тысяч летчиков. Ее авторитет был настолько велик, что руководители страны, начиная со Сталина, посылали туда для обучения своих детей. В «Каче» учились Василий Сталин, три сына Микояна, сын Фрунзе и сыновья других известных государственных деятелей и военачальников.

Особый вклад внесли выпускники училища в достижение победы в Великой Отечественной войне. На их счету более 3 тысяч сбитых фашистских самолетов.


1.0x