«Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним».
Песня из фильма «Офицеры»
Кинокартина "Офицеры" (1971) – не рядовая сага о семье красноармейца Трофимова. Это - фильм-символ. Нынче бы сняли три сезона лживой тягомотины, а если и не слишком лживой, то всё равно – тягомотины. В те времена умели за полтора часа рассказать полноценную, живую человеко-историю, вплетённую в биографию страны.
Итак, символизм "Офицеров". Несмотря на то, что речь идёт о Стране Советов, нам явственно показывают: без царского прошлого… невозможно коммунистическое будущее. Россия шагнула в иную веху, не перестав быть Россией. Изменились цвета знамён, а не суть явлений. Начало фильма – впечатляющее. Сцена знакомства главных героев. Барышня, типичная дворяночка, выбегает, чтобы разместить объявление о концерте, но тут из подворотен выныривают хулиганы при ножичках. Комсомолец Алёша защищает девушку, свою будущую жену, от ограбления и позора.
Люба ему эстетское «Мерси». Он в ответ: «Бывает». Гимназистка воплощала многовековую культуру, парень в будёновке – силу. От единения силы с культурой и появилась Советская Цивилизация с её нестяжательством, культом чести и – служением. Дворяне, как ни странно, оказались не «побеждённым» классом, а созидающим новые смыслы – СССР был яростно антибуржуазен, как было антибуржуазно благородное сословие.
Люба Трофимова, кстати, не изменяет своим гуманитарным привычкам – она даже внука обучила французскому и в любой ситуации оставалась «женщиной в шляпке». Вообще, никакие сломы эпох не лишали дворянина его статусности, так как всегда помнит, что и на голодном пайке он – из такого-то рода. Вы заметили, как Люба переносит испытания? Это для неё это - норма, которая не обсуждается.
Буржуй, лишённый заработанного или – умно украденного (sic!) богатства, перестаёт быть собой, теряясь в водовороте экстрима, войн и революций, а господин-патриций всё своё имеет при себе. Генетику нельзя украсть или реквизировать! Образование - оно или есть, или его нет. Более того, он (патриций) охотно делится всё той же культурой с теми, кто пока ею не владеет.
Большинство подвижников, стоявших у истоков советского просвещения (школьного, высшего, музыкального, etc), медицины, военного и инженерного дела, архитектуры, геологии... так или иначе были из высших сословий. Впрочем, и среди революционеров – очень большой процент «благородных», включая польскую шляхту. Фильм «Офицеры» - о России, которая по своему выбору стала советской, а не об СССР, как об отдельно взятой галактике без роду-племени.
Неслучаен и командир Алёши Трофимова – тоже «из бывших», и это активно подчёркивается. Его монолог о «…такой профессии - Родину защищать» и о том, что другие гордились богатством и знатностью, а его род – своим призванием – основополагающая тема. Наше внимание задерживают на детали – дарственной надписи, где сказано, что Георгий Петрович именовался «Вашим благородием». Это не личная карьера, когда и крестьянский сын мог выслужиться до офицера, но конкретно – семья, отцы-деды-прадеды.
Мы видим, как формируется элита - на базе старой, но с новой и свежей кровью. Георгий Петрович, по сути, благословил Алёшу на сотворение воинской династии. Тут нет унижения «простых», но есть хорошо отрепетированная ненависть к примитивным. Жёсткий протест против босячества и пацанства - налицо. Помните, где сын Алексея дерётся с уличными жиганами? Один против мини-банды. И - побеждает. Советская культура не любила Квакиных – детская классика "Тимур и его команда", созданная Аркадием Гайдаром, сыном разночинца и небогатой дворянки, тоже несёт явную печать аристократизма.
Но вернёмся к "Офицерам". Ещё один эффектный маячок - платоническая любовь Ивана Вараввы, напоминающая средневеково-куртуазную поэзию, ибо она проявлена, как служение рыцаря Прекрасной Даме. В основе была чистота и кристальная репутация, поэтому шевалье выбирал в качестве объекта жену своего сеньора или иную замужнюю аристократку.
То было исключительное чувство - без желания обладать и тем паче - разбивать семью. Многих рыцарей настолько поглощала эта феерия, что они оставались холостыми. Иван Варавва обожает Любу, причём обожание – в прямом смысле этого слова, то есть обожествление предмета любви. La Belle Dame знала, что является «небесной возлюбленной», и также не переходила черту. Отсутствие привычного и – возможного в этих случаях любовного «треугольника» делает фильм ещё изысканнее. При всём том, в "Офицерах" нет карамельного романтизма и попыток сгладить углы. Смерть называется именно смертью, а кровь не кажется разлитым томатным соком – всё весомо, грубо, зримо, как и принято в русско-дворянском искусстве, называвшемся в ту пору «социалистическим реализмом».