Авторский блог Отдел Культуры 23:58 3 августа 2025

Фильм «Блогер»

оценка в актуальном контексте

Иногда бывает интересно пересмотреть старые фильмы, в год выпуска прошедшие незаметно. «Блогер» вроде из этой же серии: на сайте «Кинопоиск» всего одна рецензия, которая считается отрицательной, а на странном «Кино-Театре» его вообще нет (хотя и есть упоминание, что фильм получил кинопремию «Капля», удивительная редакционная политика). Режиссёр «Блогера» Сергей Угольников с той поры снял множество фильмов, по сформулированной им концепции «снять то, чего больше не будет» («Смуthи в портрете ин100 грамма», «Горбатый Ковид», «14 февраля-2»). «Блогер», кажется, в неё не укладывается, но это скороспелый вывод.

Фильм был снят в период президентства Медведева на камеру формата Бетакам. Такого формата давно нет в обороте, легче найти древний VHS, но само это «межвременье» объектива сейчас видится концептуальным. Дух времени 2008–2012 никак в кино не отрефлексирован, а ведь было много важного и смешного.

«Перезагрузка – Перегрузка». Пустоглазые карьеристы из движения «Наши». Оппозиционные им дурачки с надписью «Я – грузин» после разгрома закавказской демократии. Увольнение совсем неприличного Лужкова, казавшееся немыслимым, отчаянный Караулов (ныне иноагент, а тогда лужковский клеврет, защищавший его от Чубайса, Немцова и газеты «Завтра», снимая всё это на камеру (ха-ха), Бетакам). «Нургалиев разрешил». «ОВД Дальний». Фукусима, к которой «технологичная» Япония оказалась не готова. Расцвет ЖЖ и появление «блогерства». Политические дебаты в несуществующем клубе «Билингва». Много забытого, да и Дмитрий Медведев уже совсем не тот. Но фильм всё помнит, не как событие, а именно как «дух».

Смешно, но даже страница фильма в Википедии появилась раньше, чем термин «Блогер» там же. Создатели уверяют, что даже обращались в институт русского языка, чтобы узнать, сколько букв «г» в слове.

Фильмов со сходим названием с той поры наснимали много, но все они ни о чём. А в последнее время мемы из первого «Блогера» начали часто мелькать в сети, переживая обновление, «реюнион». Как Кадышева или Буланова. Но их успех во многом отражение эстетических и политических изменений. А возврат «Блогера» это результат технологических процессов - появления «нейросетей», «ИИ». «Блогерство» кончилось: нейросеть и напишет всё, что попросят, и сама себе инфоцыган, блогер как объект. Её упоминание в рекламе продукта маркер, что маркетологи хотят впарить ненужное, сняв с себя ответственность. «Кто решил, что так лучше»? –«ИИ». «А за дикцию никто не отвечает», как говорилось в миниатюре Райкина. Возврат туда, откуда пришли, безо всякого на то желания. «Мы должны пройти по краю буридановой бритвы», как сказано в «Блогере», а не получилось.

И снова это пограничное состояние не удаётся передать никому (хотя режиссёр «Блогера» уверяет, что сможет, если найдёт нищенское финансирование хотя бы на монтаж). Вероятно потому, что и режиссёрам, с развитием нейросетей, приходит логичный каюк. Их и так перепроизводство (в одной Москве 60 киношкол), а люди сами генерируют контент, не тратя времени на просмотр творчества выпускников ненужных киношкол. Забавно за ними наблюдать: вроде строгают фильмы правильно, по алгоритму, но вообще без души. Взаимосближаясь с Искусственным Интеллектом. Приращение смыслов с их уничтожением. Страшный сон Фромма, которого мы не любим, а он рядом, как на ладони.

Исчезли независимые продюсеры. Просто не нужны. Все теперь – «представители заказчика». Есть, конечно, титан, Юлия Витязева, независимо продюсирующая фильмы независимого Михайлова, но это героическое исключение из общего ряда.

Самое смешное, что с развитием ИИ действительно отпадает необходимость в «блокбастерах»: любой спецэффект, обходившийся в миллионы, теперь не стоит ничего. Казалось бы, время начаться «Новому Голливуду», в котором спецэффекты не нужны, но тоже не взлетает. Искусственный Интеллект обнуляет IQ, что заметно по политическим предпочтениям Голливуда постковидного, «митушного», «БЛМного». «А при Ельцине блогеров не было», - делает вывод в «Блогере» персонаж Сантима.

Кстати, об актёрах. Какой-то «дрим-тим» собрался. Кроме Сантима и Анастасии Белокуровой это Андрей Родионов, Вася Ложкин, Андрей Викторович Езеров, Настя Масленникова (давно ставшая Шуклиной), гениальный фотограф Ростислав Краснопёров. Легенды. Да и музыка – тоже отражает многое. Идиотичного рэпа (который впоследствии был убит нейросетями, за что ему в данном случае – большое человеческое спасибо) было исчезающе мало, поэтому звучит музыка хорошая, «прежнего времени».

«Блогер», конечно, не главный киношедевр. Но посмотрим список фильмов 2012 года – и вспомнить нечего. Разве что короткометражку Местецкого «Ноги-атавизм» да комедию «Ржевский против Наполеона» (но тут не эстетические, а последующие политические «заслуги» одного актёра влияют). И последний фильм Балабанова, конечно. Что тоже символично, Балабанов ушёл, когда закончилась плëнка, пришла тотальная цифра, и началась поступь Блогеров. На этом фоне пусть будет просто уникальный фильм 2012-го. Который определил многое, но смотреть который – необязательно. Благо, и найти его сложно, только через странные цитаты. А режиссёр пускай ищет продюсера, если считает, что краудфандинг для кино – неработающая тема. Что-то подсказывает, что без него не получится ничего актуального.

двойной клик - редактировать галерею

1.0x