Переизбравшись на пост президента ФИФА, Зепп Блаттер избавился, хотя бы на время, от докучливого внимания со стороны американской юстиции, однако для России как хозяйки следующего чемпионата мира по футболу его победа сняла лишь часть проблем. Обставленный со всей возможной помпой накат Вашингтона на главу международной футбольной ассоциации имел целью не столько отставку Блаттера, сколько дискредитацию России, получившей ЧМ-2018 якобы коррупционным способом. Эта лобовая атака захлебнулась, президент ФИФА устоял, разглагольствования о коррупции на время стихли — однако от своей цели Штаты не отступятся. В ближайшие три года нашей стране, зачем-то ввязавшейся в авантюру с чемпионатом, предстоит отражать всё новые наскоки со стороны США и их сателлитов, которые попытаются если не отнять у нас первенство, то хотя бы диффамировать его.
Удастся ли американцам испортить человечеству праздник? Чтобы понять это, нужно рассмотреть методы, имеющиеся в их арсенале.
Один из них — замена Йозефа Блаттера на человека, лояльного Вашингтону, — очевидным образом, только что провалился. Можно утверждать с уверенностью, что у США нет никаких доказательств "продажности" футбольного патриарха — в противном случае, они были бы предъявлены до конгресса ФИФА и ключевого голосования, состоявшегося 29 мая. И хотя американские налоговики обещают новые порции разоблачений, поезд ушёл. Причём Штаты сами себя загнали в ловушку, заявив, что расследовали преступления в ФИФА аж с 1991 года. Если за это время им удалось что-то "накопать" на Блаттера, то они просто обязаны были поставить об этом в известность мировую общественность до его переизбрания — в противном случае, это в чистом виде покрывательство злодея, не так ли? Если же за два десятка лет ничего на первое лицо не найдено — то о чём вообще разговор?
Не сумев сместить Блаттера, Вашингтон отдал ему инициативу в нелёгком деле искоренения мздоимства в футбольной ассоциации. И умудрённый опытом футбольный президент тут же воспользовался подарком, объявив прямо с трибуны конгресса о решительных реформах в ФИФА. Если за этим последуют отставки функционеров из исполкома этой организации, то американцам будет сложно вновь разыгрывать карту "нечестной победы русских" при выборе страны-хозяйки предстоящего мундиаля.
На что вообще могут рассчитывать Штаты в футбольной войне? На "изнасилованную горничную" а-ля случай с Домиником Стросс-Каном, бывшим главой МВФ? Но в свои 79 лет Блаттер вряд ли позволит выставить себя объектом подобного скандала. На фронду национальных федераций, только что избравших Блаттера в пятый раз? Но у президента ФИФА — железобетонная поддержка стран Азии и Африки: главная футбольная организация планеты десятилетиями вкладывает огромные финансовые и организационные ресурсы в развитие своего вида спорта в странах третьего мира, и никто, даже американский минфин, не способен перебить её планку.
Ах, да, Европа… Вот откуда стоит ждать неприятностей. На руках у Вашингтона имеется реальный козырь: он может попытаться лишить ЧМ-2018 представительности с помощью своих верных европейских вассалов. Здесь первые пробные залпы сделали глава английской футбольной ассоциации Грег Дайк и президент УЕФА Мишель Платини, заявившие о бойкоте чемпионата 2018 года в случае переизбрания Блаттера. Причём если первый говорил только за Англию, то второй пригрозил неучастием в российском мундиале вообще всех европейских сборных — включая, очевидно, отборочный турнир. Платини дал понять, что УЕФА вообще собирается выйти из ФИФА и создать некую альтернативную "Лигу наций", чтобы играть только под её знамёнами.
Насколько серьёзны подобные угрозы? Здесь нужно вспомнить, что такое современный футбол и какие заработки составляют главные статьи доходов футбольных организаций, начиная с ФИФА, заработавшей в прошлом году 2 миллиарда долларов. Основные деньги поступают к ним от продажи телевизионных прав и от рекламируемых спонсоров — сегодня две эти вещи полностью взаимосвязаны. Как же поступят глобальные финансово-промышленные бренды, оказавшись перед дилеммой: выбрать традиционный чемпионат под эгидой ФИФА или потерять его в пользу расширенного и политизированного "чемпионата Европы", второго за пару лет? Вопрос сложный, поступить они могут по-разному. Но что-то подсказывает, что, выбирая верную тактику поведения, мировые торговые марки будут больше думать о продвижении своих товаров в полуторамиллиардном Китае, нежели в Англии или Франции, не говоря уже о Латвии или Румынии. Ну а позицию Пекина относительно западных наездов на ФИФА и ЧМ-2018 предугадать ещё проще. Как и разговор определившихся брендов с европейскими звёздами кожаного мяча, благосостояние которых напрямую зависит от многолетних рекламных контрактов.
Иные аргументы Вашингтона против проведения чемпионата мира в России, от "аннексии Крыма" до "притеснения меньшинств", выглядят — пока, во всяком случае — недостаточно весомо. Понять бы ещё, так ли он нам нужен, этот ЧМ? Впрочем, теперь отказываться от него не комильфо: подобный демарш лишь разожжёт аппетиты недругов. Значит, за этот чемпионат нашей стране придётся биться до победы — в надежде, что "за полем" это у нас получается лучше, чем "на поле".
P.S. Старый лис Блаттер решил добавить интриги затихшему было скандалу и объявил о том, что уйдёт в отставку. Но когда? Очевидно, ФИФА не может обходиться без президента. Выборы нового главы пройдут не раньше декабря — и значит, всё это время командовать международной футбольной ассоциацией продолжит Блаттер. Обезопасив себя таким образом от новых обвинений, он выигрывает время, и в итоге уйдёт непобеждённым. При этом караван ЧМ-2018, с его жеребьёвкой и отборочными турнирами, вот-вот тронется в путь, и лай собак ему уже помешать не сможет. Впрочем, может статься, что многочисленные сторонники Блаттера ещё сумеют убедить его остаться. И тогда через полгода перед нами во всей красе предстанет новый-старый президент.