Государственная политика в области информационных технологий и массовых коммуникаций реализуется в рамках Государственной программы «Информационное общество (2011 – 2020 годы)», которая в свою очередь основана на «Концепции долгосрочного социально - экономического развития России на период до 2020 года». События, произошедшие за последний год показали, что в период естественной смены исполнительной власти нарушается преемственность в осуществлении государственной политики в этой области. В частности, за последний год была полностью нарушена преемственность госполитики в области модернизации мощного радиовещания и переводу его на цифровой стандарт DRM. Аналогичные негативные изменения происходят в области телевизионного вещания и переводу его на цифровой стандарт DVB-T2 (DVB-T). Причина происходящего - в неограниченности исполнительной власти, т.е. Правительства и прежде всего Министерства связи и массовых коммуникаций. В связи с этим, в интересах общества и государства, возникает необходимость усилить государственное регулирование и создать преемственность в развитии массовых коммуникаций Российской Федерации. С этой целью, по инициативе специалистов-радийщиков, разрабатывается Федеральный закон "О массовых коммуникациях" (далее - ФЗ), который в случае его принятия будет работать в интересах всей отрасли информационно-коммуникационных технологий. К настоящему времени Тезисы ФЗ прошли обсуждение в профильном комитете Госдумы, возглавляемом Алексеем Митрофановым, и были одобрены. Теперь мы публикуем их для общественного обсуждения. В ближайшее время мы собираемся также опубликовать официальные комментарии к Тезисам ФЗ - так называемую "Пояснительную записку".
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О массовых коммуникациях
(тезисы)
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения между субъектами деятельности в области массовых коммуникаций независимо от их формы собственности, цели создания, вида уставной деятельности, а также от способа распространения информации, рассчитанной на массовый прием потребителями.
Относительно организаций, находящихся за пределами страны и действующих в соответствии с законодательством других государств, настоящий Закон применяется исключительно в части регулирования порядка распространения их программ и передач на территории Российской Федерации, если иное не предусматривается международными соглашениями.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия.
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
а) массовые коммуникации – имеется ввиду распространение информации в широком пространственно-временном диапазоне в расчете на массовую аудиторию;
б) совокупностью технических средств и физической среды, несущей информацию, в массовых коммуникациях (далее технические средства) - служат электронные и печатные средства тиражирования и передачи информационных продуктов: телевидение, радиовещание, кинематограф, компьютерные сети, периодическая печать, книгоиздание, аудио и визуальные средства информации и рекламы, средства связи;
в) информационные продукты, распространяемые по каналам массовой коммуникации, должны быть разнообразны по содержанию и форме, создаваться с целью осведомления, просвещения, развлечения аудитории, внедрения в массовое сознание тех или иных установок, ценностей, норм, побуждения людей к совершению определенных действий и поступков.
Статья 2. Основные принципы государственной политики в сфере массовых коммуникаций.
Основными принципами государственной политики в сфере массовых коммуникаций являются:
1) усиление государственного надзора и совершенствование методов государственного регулирования в сфере массовых коммуникаций в целях обеспечения национальных интересов в области информационной безопасности;
2) установление действенных ограничений по монополизации средств массовых коммуникаций промышленно-финансовыми, политическими и другими группами либо отдельными лицами, а также гарантирует защиту субъектов отрасли от финансового и политического давления со стороны финансово-политических групп и органов государственной власти и органов местного самоуправления;
3) создание условий для обеспечения средствами массовых коммуникаций культурных и информационных потребностей граждан Российской Федерации в интересах общества и страны в целом;
4) формирование и реализация государственной политики в информационной сфере обеспечит решение основополагающей задачи: создание социально-психологической мотивации граждан РФ, направленных на развитие общества, созидание и укрепление государства.
Статья 3. Структура массовых коммуникаций.
1. Структуру массовых коммуникаций Российской Федерации составляют:
а) государственные и коммерческие телерадиоорганизации;
б) государственные, частные, независимо от способа распространения информации, организации связи, печатные органы, учрежденные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Материально-техническая база предприятий, относящихся к структуре массовых коммуникаций, включает в свой состав любые технические средства вещания и распространения, которые должны быть сертифицированы в Российской Федерации в установленном порядке.
3. Технические средства вещания, созданные (приобретенные, построенные) за счет государственных капиталовложений, могут быть предоставлены в пользование частным телерадиоорганизациям, предприятиям связи на основании соответствующих лицензий в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
4. Технические средства вещания и связи могут быть в собственности телерадиоорганизаций и предприятий связи и использоваться для осуществления собственного вещания и связи.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОДУКТА
Статья 4. Государственное регулирование на распространение информационного продукта.
1. При решении вопроса информационной безопасности допускается наложение запрета на распространение информационного продукта, приводящего к негативным тенденциям в гражданском обществе.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в информационных каналах должен:
а) не допускать систематического, целенаправленного безосновательного обострения внимания на войне, насилии и жестокости, разжигании расовой, национальной и религиозной вражды или положительного их представления (трактовки);
б) создавать условия для обеспечения средствами массовых коммуникаций культурных и информационных потребностей населения;
в) обеспечивать реализацию прав на информацию, на свободное и открытое обсуждение общественно важных проблем;
г) обеспечивать защиту субъектов информационной деятельности от финансового и политического давления;
д) обеспечивать идеологический и политический плюрализм в сфере аудиовизуальных средств массовой информации и средств связи.
Статья 5. Государственное регулирование в сфере массовых коммуникаций.
Государственная Дума РФ определяет государственную политику в области средств массовых коммуникаций, законодательные основы ее реализации, гарантии социальной и правовой защиты работников этой сферы.
Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию государственной политики в области средств массовых коммуникаций, координирует деятельность министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти в этой сфере.
Органом государственного регулирования деятельности в сфере массовых коммуникаций является Правительственная комиссия по массовым коммуникациям Российской Федерации, специальный конституционный, постоянно действующий вневедомственный государственный орган.
Государственное регулирование и развитие национального информационного пространства осуществляется согласно определенным законами Российской Федерации принципам, задачам и приоритетам.
Статья 6. Государственная политика в сфере информационной безопасности.
Содержанием государственной политики в сфере информационной безопасности, защиты общественной морали является создание необходимых правовых, экономических и организационных условий, которые способствуют реализации права на информационное пространство, свободное от материалов, представляющих угрозу физическому, интеллектуальному, морально-психологическому состоянию населения.
Статья 7. Защита интересов государства в сфере массовых коммуникаций.
При проведении конкурсов на выдачу лицензии на связь и вещание профильные органы руководствуется необходимостью обеспечения информационных интересов государства, защиты потребностей граждан, национальных вещателей, развития национальной базы связи, телевидения и радиовещания.
Глава 3. РАЗВИТИЕ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБЛАСТИ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Статья 8. План развития общенационального информационного пространства.
План развития общенационального информационного пространства является нормативно-правовым документом, разрабатываемым Правительственной комиссией по массовым коммуникациям Российской Федерации и утверждаемым решением Государственной Думы в соответствии с требованиями настоящего Закона.
На основании Плана развития Правительственная комиссия принимает решение о создании и развитии печатных органов, средств связи, каналов вещания, сетей вещания и телерадиосетей, предусматривающих использование радиочастотного ресурса Российской Федерации.
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации определяет конкурсные условия и объявляет конкурсы на получение лицензий на вещание, определяет условия лицензий на вещание, которое лицензируется по регистрационному принципу.
Статья 9. Цели и задачи плана развития общенационального информационного пространства.
В плане развития общенационального информационного пространства должно быть отражено:
1) определение критериев общественной потребности различных СМИ, необходимость и параметры нравственно-эстетической цензуры;
2) основы профилактического надзора в области электронных СМИ, печатной продукции в целях охраны психологического здоровья человека, формирования гармоничной информационной среды;
3) динамика перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде в Российской Федерации;
4) разработка критериев определения социального пакета телерадиопрограмм для различных территорий и субъектов Российской Федерации;
5) осуществление форм государственной поддержки производства отечественного контентного продукта;
6) совершенствование государственной политики в области этнического, религиозного вещания и вещания зарубежных программ на территории Российской Федерации;
7) социальные и технико-экономические показатели развития медиаиндустрии;
8) совершенствование формы государственных заказов:
а) на разработку частотного ресурса для целей эфирного телерадиовещания;
б) на производство продукции средств массовой информации (ежегодно);
в) на распространение продукции средств массовой информации (ежегодно);
9) оценка монополизации в сфере массовых коммуникаций;
10) развитие региональных СМИ;
11) развитие этнических СМИ;
12) развитие религиозных СМИ;
13) классификатор содержания продукции СМИ и их специализации;
14) состояние распространения зарубежных СМИ;
15) санитарно-гигиенические требования к аудиовизуальным показателям телевизионного сигнала (вещания);
16) основы и принципы технической политики при организации распространения информационного продукта электронных СМИ, в том числе на различных видах носителей информации;
17) принципы государственного регулирования распространения информационного продукта СМИ в мультисервисных сетях передачи данных, Интернете.
Статья 10. Объемы распространения и содержание продукции государственных СМИ.
Объём распространения и содержание продукции государственных СМИ должен обеспечивать реализацию государственной политики во всех сферах жизни общества.
Объём распространения продукции государственных СМИ должен обеспечивать конституционное право жителей РФ на получение информации.
Продукция государственных СМИ должна быть основана на общечеловеческих ценностях с целью самоидентификации, усиления интеграционного потенциала населения Российской Федерации, и, тем самым, повышения стабильности общественной жизни.
Статья 11. Общественный контроль.
1. Общественный контроль за деятельностью СМИ является одним из необходимых условий существования развитого гражданского общества.
2. Общественный контроль осуществляется Общественным наблюдательным советом по контролю за СМИ.
Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ИХ РАБОТНИКОВ
Субъекты массовых коммуникаций, их работники имеют право на получение от государственных органов, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности необходимой информации для осуществления своей уставной деятельности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Права субъектов массовых коммуникаций и их работников.
Коллектив организации, являющейся субъектом сферы массовых коммуникаций имеет право:
а) отстаивать свои интересы и осуществлять контроль за соблюдением прав в творческой деятельности организации;
б) обращаться в органы власти относительно нарушений прав работников массовых коммуникаций, нарушений уставной деятельности организаций.
Статья 13. Обязанности субъектов массовых коммуникаций и их работников.
Коллектив организации, являющейся субъектом сферы массовых коммуникаций обязан:
а) соблюдать законодательство Российской Федерации и требования лицензии;
б) распространять объективную информацию;
в) не создавать препятствий в функционировании других средств телекоммуникаций;
г) соблюдать требования государственных стандартов и технических параметров сфере массовых коммуникаций;
д) выполнять правила рекламной деятельности и спонсорства, установленные законодательством;
Глава 5. ПРАВА ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОДУКТА
Статья 14. Защита прав получателей информационного продукта.
Получатели информационного продукта имеют право:
а) принимать программы телерадиоорганизаций;
б) пользоваться печатной продукцией, средствами связи и коммуникации, которые доступны для приема на территории Российской Федерации;
в) получать информацию о расписании передач;
г) обращаться в телерадиоорганизации, к ее учредителям, в профильные министерства и ведомства с замечаниями и предложениями по содержанию и техническому качеству соответствующих программ, передач, печатной продукции или связи и получать письменно или непосредственно в передачах ответ на обращение;
д) в порядке, определенном законом, опровергать не корректную информацию о получателях информационного продукта, распространенную в СМИ.
Статья 15. Защита общественной морали и нравственности.
1. При создании, подготовке и распространении контента провайдеры услуг Субъекты массовых коммуникаций обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации о защите общественной морали и нравственности.
2. Субъектам массовых коммуникаций запрещается распространять, а также анонсировать программы и передачи, которые могут повредить физическому, интеллектуальному и духовному развитию населения.
Статья 16. Право на опровержение и недопустимость искажения информации.
1. Интервьюируемый или лицо, предоставившее информацию для субъектов массовых коммуникаций, имеет право на основании письменного заявления просмотреть и/или прослушать соответствующую передачу перед ее трансляцией.
2. Споры в связи с недостоверностью или неполнотой информации, распространенной в указанных в части первой настоящей статьи передачах, рассматриваются в судебном порядке.
3. Гражданин или юридическое лицо имеют право требовать от субъектов массовых коммуникаций опровержения распространенных в ее программе либо передаче сведений, не соответствующих действительности и/или унижающих честь и достоинство лица.
4. Гражданин или юридическое лицо, в отношении которого с помощью средств массовой коммуникации были распространены сведения, не соответствующие действительности или нарушающие его права и законные интересы, имеет право на ответ (комментарий либо собственное толкование обстоятельств дела).
5. Моральный (неимущественный) ущерб возмещается в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Глава 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Статья 17. Международное сотрудничество субъектов массовых коммуникаций.
1. Сотрудничество субъекты массовых коммуникаций с зарубежными партнерами осуществляется на основании прямых договоров.
2. Если международным договором, в котором участвуют субъекты массовых коммуникаций Российской Федерации, установлены иные нормы, чем содержащиеся в настоящем Законе, то применяются нормы международного договора.
3. Международное сотрудничество подразумевает так же обеспечение деятельности российских средств массовой информации по разъяснению зарубежной аудитории целей и основных направлений государственной политики Российской Федерации, ее мнения по социально значимым событиям российской и международной жизни.
Статья 18. Деятельность представителей зарубежных СМИ на территории Российской Федерации.
1. Аккредитованные зарубежные корреспонденты имеют права и обязанности работника субъекта массовых коммуникаций предусмотренные настоящим Законом.
2. Представители зарубежных СМИ не аккредитованные в Российской Федерации в установленном порядке, осуществляют свою деятельность как сотрудники иностранных юридических лиц.
Глава 7. СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ
Статья 19. Нормативная база.
Ответственность за нарушение законодательства о массовых коммуникаций несут телерадиоорганизации, организации связи, провайдеры программной услуги, их руководители и работники, другие субъекты хозяйственной деятельности, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Виновные в нарушениях несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность согласно законодательству Российской Федерации.
Статья 20. Санкции за нарушение законодательства.
Меру ответственности и соответствующие санкции за нарушение законодательства о массовых коммуникаций устанавливает суд. В определенных настоящим Законом случаях санкции за нарушение законодательства о массовых коммуникаций устанавливаются Правительственной комиссией.
Решения Правительственной комиссии о применении штрафных санкций могут быть обжалованы в судебном порядке.
Ответственность за нарушение законодательства о массовых коммуникаций устанавливается на основании документальных свидетельств, актов проверки, обращений определенных настоящим Законом органов государственной власти.
Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
До приведения в соответствие с настоящим Законом действующие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Президент
Российской Федерации