Сообщество «Экономика» 00:00 25 сентября 2023

Бюджет-2024: скрытые резервы и донастройка налогов в пользу производителя

умеренный профицит и дополнительные доходы

Федеральный бюджет в июле-августе 2023 года сведён с умеренным профицитом, что вселяет оптимизм в вопросе денежного обеспечения долгосрочного противостояния с Западом. Вместе с тем остаётся вероятность ещё больших оборонных расходов, неясности объёмов и цен сырьевого экспорта, первичных и вторичных западных санкций и трудностей с промышленным развитием, глобальной и рублёвой инфляции и индексации бюджетных расходов. Это требует поиска источников дополнительных доходов и донастройки налоговой системы, как минимум с переносом основной налоговой нагрузки с производящих секторов на непроизводящие.

В статье предлагаются и кратко обосновываются такие меры: донастройка возмещения НДС по капвложениям и экспорту сырья с пошлинами; снижение социальных взносов промышленных предприятий за счёт потребительского сектора; выкуп облигаций федерального займа (ОФЗ) у крупнейших банков за счёт размещённых в них госсредств; минимальный налог на прибыль от консолидированной финансовой отчётности; индексация кадастровой стоимости недвижимости по её фактическому удорожанию; информирование о налоговом контроле крупных покупок и переводов за рубеж; уплата части НДФЛ по месту жительства работающего и его близких родственников; ускоренное повышение тарифов ЖКХ в дорогих районах и новых кварталах; повышение доходов от метрополитена и автотранспорта в Москве.

Эффект от этих мер превысит плановый бюджетный дефицит 2023 года, что будет способствовать росту финансирования российской промышленности и обороноспособности.

Ограничение возмещения НДС на оборудование для сферы потребления и экспорт сырья в пользу стимулирования обрабатывающей промышленности

НДС является самым важным налогом для федерального бюджета. Этот налог также призван стимулировать производство вместо потребления, экспорт вместо импорта, социально значимые услуги вместо услуг для состоятельных людей.

Периодически обсуждаются и принимаются новации по НДС. В середине 2010-х годов Минфин предлагал налоговый манёвр 22/22 в виде повышения ставки НДС до 22% (налог на потребление) и снижение ставки страховых взносов до 22% (налог на производство на труд). Тогда по итогам обсуждений НДС был повышен с 18% до 20%. В 2022 году был уточнён НДС по импорту услуг, закрывший одну из популярных лазеек вывода денег, исключено возмещение НДС по оборудованию ресторанов.

Какие новации по НДС были бы полезны сейчас?

Отменить возмещение НДС по капитальному строительству и ремонту коммерческой недвижимости, сохранив эту льготу только по недвижимости производственного назначения. На данный момент НДС возмещается по всему капитальному строительству и ремонту, но содействуют ли строительство и ремонт офисной недвижимости в крупных городах реальному развитию производства? Являются ли крупные объекты торговой и складской недвижимости производством или всё же обслуживают потребление? Особенно в условиях явного избытка коммерческой недвижимости в крупных городах.

Отменить возмещение НДС на импортное оборудование для оказания потребительских услуг. На данный момент НДС возмещается по всему оборудованию, независимо от того, отечественное оно или импортное, для реального производства или для потребительских услуг. Оборудование торговли и общепита, легковые автомобили в лизинг для такси и доставки обслуживают потребление. Возмещать НДС следует только по перечням оборудования отечественного производства или уникального импортного оборудования. Примером подобной практики является статья 259.2 Налогового кодекса о повышающих коэффициентах к норме амортизации в зависимости от амортизационной группы, а также перечни и баллы оборудования для госзакупок, формируемые Правительством и Минпромторгом.

Пересмотреть возмещение НДС по экспорту сырья начального передела с компенсирующей отменой ряда экспортных пошлин. НДС возмещается по всему экспорту, увеличивая диспаритет между экспортными и внутренними ценами, поскольку экспортная цена получается меньше внутренней, особенно при поставках в страны с низким НДС. Для сдерживания внутренних цен периодически обсуждаются и вводятся заградительные таможенные пошлины на зерно, металлы, даже топливо. Однако получается тройное налоговое администрирование: сначала при уплате НДС при производстве, затем при возмещении НДС при экспорте, затем вновь при уплате экспортных пошлин. Важно стимулирование углубления передела сырья внутри России, экспорта товаров с большей добавленной стоимостью. Товары глубокого передела стоят дороже, хотя и больше зависят от импортного оборудования. Налогами необходимо стимулировать экспорт нефти, газа, слябов, зерна или полимеров, удобрений, строительных материалов, мяса?

Уравнивание социальных взносов за работников обрабатывающей промышленности и самозанятых в сфере услуг

Предлагается снизить ставку социальных взносов для производственных организаций по зарплатам именно производственных рабочих. Пониженная ставка социальных взносов применяется для IT-отрасли. В налоговом манёвре 22/22 предлагалось снизить ставку социальных взносов для всех в обмен на увеличение сборов НДС. Для организаций сырьевой промышленности или производителей оборудования для сферы услуг снижение ставок социальных взносов следует рассматривать как адресную компенсацию сокращения оснований возмещения НДС.

При этом ставка социальных взносов останется прежней для офисных работников, работников сферы торговли, общепита, услуг, а также естественных монополий как минимум на переходный период для недопущения разбалансировки бюджета. Критерием пониженной ставки социальных взносов может быть позиция в штатном расписании, наличие диплома о высшем или среднем специальном образовании производственной направленности, разрядная книжка или сертификаты по рабочим специальностям.

На данный момент льготный налоговый режим самозанятых по ставке 4% поощряет сферу потребительских услуг и усиливает дефицит кадров в промышленности, а в интересах устойчивого развития российской экономики должно быть наоборот. Численность самозанятых возрастает на 1,5 млн человек ежегодно, достигла 8 млн человек в середине 2023 года, превысив занятость в промышленности на основной налоговой системе.

Значительная часть самозанятых в такси, доставке, уборке фактически работают с признаками трудовых отношений. Федеральная налоговая служба в 2021–2022 годах называла признаки подмены работодателем трудового договора договором с самозанятым, включая: массовые и постоянные договора с одними и теми же самозанятыми, признаки контроля трудовой дисциплины, распределение маршрутов и контроль времени работы, предоставление инвентаря и техники.

Предлагается признать работниками самозанятых крупных агрегаторов такси, доставки и клининга с постоянными контактами с клиентами через приложения платформ и с явными ассоциациями у клиентов с этими платформами. Указанные выше критерии подмены работников самозанятыми очевидно применимы к компаниям типа "Яндекс такси", "Яндекс доставка" или "Сбер логистика". Во многих западных странах агрегаторы такси и доставки были признаны работодателями с распространением на них обязанности платить социальные взносы.

В рамках перевода «самозанятых» крупных агрегаторов такси, доставки и уборки в режим работников возможна сниженная ставка социальных взносов. Примером подобного отраслевого налогового манёвра является нулевая ставка НДС для ресторанов и гостиниц при обелении их заработных плат до уровня средних по региону.

Ставку налога для самозанятых вне постоянной работы на агрегаторов следует поднять с 4% хотя бы до 8%. В отдельных регионах проводится эксперимент по автоматизированной упрощённой системе налогов (АУСН), предполагающей повышение ставок налогов с 6% (для самозанятых, получающих доходы от юрлиц) и 15% (для тех, кто платит налоги по УСН) до 8% и 20% соответственно. АУСН следует сделать основным ориентиром обложения малого бизнеса и самозанятых, что хотя бы частично снизит разрыв по налогам между сферой услуг и производственной сферой.

Финансовый сектор: отмена ненулевого НДС и выкуп ОФЗ банков за счёт размещений госсредств

В статье Налогового кодекса об операциях, освобождающихся от НДС, банковские операции стоят сразу после операций по реализации религиозной продукции и продукции инвалидов. Зарабатывают ли банки больше на небогатых или на состоятельных клиентах? Вся ли или малая часть банковской деятельности содействует производству? Финансово-банковские услуги не облагаются НДС исторически, но цифровизация уже давно решила проблемы большого количества небольших счетов-фактур. Германия и Франция нетривиально подошли к определению базы НДС с разделением операций банков с юридическими и физическими лицами.

Российские банки суммарно показывают сверхприбыль масштаба планового дефицита федерального бюджета на 2023 год, и эта прибыль в основном концентрируется в крупнейших банках, находящихся в государственной собственности. Перечисление в бюджет части прибыли в виде дивидендов требует одновременно выплаты дивидендов в пользу частных акционеров, включая иностранных. Хотя сверхприбыли крупнейших банков во многом вытекают из их надёжности и государственного статуса в понимании клиентов.

Предлагается отменить нулевой НДС на финансово-банковские услуги. Налоговую базу для конкретного банка можно определять в виде суммы чистых процентных и комиссионных доходов, с корректировкой на суммы счетов-фактур по операциям с организациями – плательщиками НДС. Налоговые органы контролируют цепочки транзакций, входящий и исходящий НДС плательщиков, что до цифровизации было сложным делом и служило основанием для исключения банков из числа плательщиков НДС. Сумма НДС только на банки оценочно даст 0,6 трлн руб. за год, с корректировкой на процентные доходы и расходы банков по кредитам и депозитам организаций — плательщиков НДС.

Налоговый кодекс, помимо банков, содержит внушительный перечень финансовых и сопутствующих услуг с нулевым НДС, предоставляемых биржами, депозитариями, платёжными системами. Подавляющее большинство небогатого населения либо не пользуется их услугами (как биржей), либо цена этих услуг перекладывается на торговлю (платежи картами). Перечень таких исключений сопоставим по объёму с перечнем религиозных, медицинских и социальных услуг.

Банк России сообщает, что банки держат облигации федерального займа на 14 трлн руб., привлекли госсредства от Федерального казначейства на 10 трлн руб., кредиты Банка России 4 трлн руб. и средства регионов 2 трлн руб. (данные из обзора о развитии банковского сектора на 1 августа 2023 года). Исходя из отчётности банков на сайте Банка России, на Сбер и ВТБ оценочно приходится по 3–4 трлн руб. вложений в ОФЗ и привлечений госсредств, на другие 9 системообразующих банков – 1,5 трлн руб., суммарно около 40% всего внутреннего госдолга.

В федеральном бюджете 2023 года заложены процентные расходы 1,5 трлн руб. и субсидирование кредитов 0,6 трлн руб., которые фактически будут больше из-за повышения процентных ставок и составят около трёх четвертей бюджетного дефицита за год. Государство в лице Федерального казначейства заработает на размещении госсредств примерно 0,5 трлн руб., частично компенсировав процентные расходы.

ОФЗ выпускаются в 2023 году по ставкам около 11%, а госсредства размещаются примерно под 7% годовых. Такой диспаритет ставок объясняется длинными многолетними сроками ОФЗ и короткими месячными сроками привлечения госсредств. ОФЗ являются обеспечением по привлечению госсредств. Банки в целом зарабатывают на таком арбитраже около 0,5 трлн руб. в год при ожидаемой прибыли банковской системы 3 трлн руб.

Предлагается выкупить у банков ОФЗ за счёт размещений у них госсредств, как минимум у крупнейших банков под контролем или влиянием государства, что сократит бюджетные расходы и дефицит оценочно на 1–1,4 трлн руб. Этот бюджетный эффект включает прямое снижение процентных расходов бюджета на величину банковского арбитража, косвенное потенциальное снижение процентов по новым выпускам ОФЗ и ключевой ставки, а также снижение потребности в бюджетном субсидировании процентных ставок.

Налоговые новации региональных бюджетов по прибыли, имуществу, крупным расходам состоятельного населения

Предлагается ввести минимум налога на прибыль от консолидированной прибыли по финансовой отчетности. Сохраняется традиционный налог на прибыль для дочерних организаций в регионах, который зачитывается в консолидированный минимум. Налог на прибыль организаций является первым по значимости для региональных бюджетов, а колебания поступлений этого налога объясняются скачками мировых цен на сырьё и западными санкциями, отчасти – новациями в налоговом администрировании.

Это предложение соответствует глобальной повестке "Двадцатки" по борьбе с офшорами и бюджетным дефицитом, а также учитывает негативный опыт отечественной практики консолидированных групп налогоплательщиков. Аналогом двух условий расчёта базы налога (по финансовой отчётности и по налоговому учёту) является московский торговый сбор для субъектов малого предпринимательства, который рассчитывается от площади коммерческой недвижимости с зачётом других налогов.

Схожие организации разных стран и отдельных отраслей отличаются эффективной ставкой налога на прибыль, считающейся как отношение фактически уплаченного налога на прибыль к чистой прибыли по финансовой отчётности. Занижение эффективной ставки происходит в основном за счёт штаб-квартир в офшорах, трансфертного ценообразования и псевдоиностранных инвестиций. В России по-прежнему частная собственность многих крупных российских организаций структурирована через офшоры.

Контроль крупных покупок физических лиц на предмет соответствия декларируемого дохода и суммы покупки на предмет уплаты подоходного налога уже является реальностью, но пока выборочно. Предлагается сделать такой контроль более системным, с заблаговременным информированием конкретных физлиц о последствиях такого контроля с критериями доплаты налога при неадекватности доходов крупным покупкам. Такое усиление налогового контроля не затрагивает широкие слои населения, которые покупают квартиры или автомобили не чаще нескольких раз в жизни и в основном с обоснованными доходами, в чём проявляется социальная справедливость налогообложения.

Как минимум такой контроль проходят госслужащие, но в СМИ неоднократно просачивались сведения о подобном контроле также при покупках автомашин, больших объёмов золотых монет или слитков, перепродаже инвестиционной жилой недвижимости в новостройках. Про подобный налоговый контроль мало что пишут в СМИ применительно к переводам физических лиц за рубеж и сделкам с ценными бумагами, хотя обсуждается валютный контроль таких операций, входящий в полномочия налоговых органов.

Целесообразно донастроить алгоритмы налоговых органов по информированию через личный кабинет налогоплательщика о налоговых последствиях планируемых сделок. Буквально, планируя купить или продать автомобиль, квартиру или сделать крупный перевод за рубеж, человек должен иметь возможность внести параметры предполагаемой крупной операции в личный кабинет и получить ответ о достаточности его доходов для таких сделок. В случае недостаточности доходов ответ должен содержать критерии определения суммы доплаты налога, с элементами разумной налоговой амнистии.

Предлагается пересмотреть кадастровую оценку коммерческой и дорогой жилой недвижимости сообразно реалиям роста цен в два раза относительно оценки 2019 года. Пересмотр кадастровой оценки был заморожен сначала из-за антиковидных стимулов экономике и затем умеренно проведён в начале 2022 года.

Налог на недвижимость является третьим по значимости для бюджетов российских регионов после налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. В США и Евросоюзе налог на недвижимость является первым по значимости для региональных и особенно муниципальных бюджетов, с фактическими сборами буквально на порядок больше российских. В тех странах прогрессия этого налога особенно проявляется на инвестиционную недвижимость и недвижимость в собственности нерезидентов, с существенными послаблениями для первого и единственного жилья резидентов.

В России многие объекты коммерческой недвижимости, особенно крупные в больших городах, по-прежнему зарегистрированы на собственников из офшоров. В России недвижимость, особенно в новостройках в столицах, является объектом инвестиций состоятельного населения. Отчасти повышенные налог на недвижимость и коммунальные тарифы проявляются в таком феномене, как апартаменты. Отчасти социальная справедливость достигается прогрессивной шкалой налога на жилую недвижимость по кадастровой стоимости и высокой ставкой этого налога на роскошную недвижимость.

Пересмотр тарифов на ЖКХ и транспорт богатых регионов в пользу небогатых

Тарифы ЖКХ и цены на бензин различаются по регионам, но зарплаты различаются существеннее. СМИ периодически публикуют рейтинг доступности бензина по регионам в виде количества литров на среднюю зарплату и рейтинг расходов на услуги ЖКХ. В небогатых регионах тарифы ЖКХ и фактические суммы в квитанциях меньше, чем в богатых, но различия в средних зарплатах ещё больше. Например, по данным РИА Новости, в 2022 году средняя московская семья платила за ЖКХ 9,9 тыс. руб., семья в Смоленской области – 4,1 тыс. руб., в Тульской – 3,9 тыс. руб. (то есть меньше, чем в Москве, на 6 тыс. руб.). Только средняя зарплата в Москве в январе 2022 года по данным Росстата была 103 тыс. руб., а в Смоленской и Тульской областях 37 тыс. руб. и 46 тыс. руб. соответственно. Хотя и в богатых регионах есть люди с низкими доходами, которые получают субсидии на оплату ЖКХ.

Налоговый потенциал Москвы существенно выше других регионов из-за уникального столичного статуса. Подобное отчасти характерно также для Петербурга, Московской и Ленинградской областей, Краснодарского края. НДФЛ платится по месту регистрации работодателя, а работники, особенно их родители и дети, зачастую проживают в другом регионе, с социальной нагрузкой на бюджет того региона. Москва строит много дорогого жилья в основном из-за спроса на недвижимость со стороны жителей других регионов, хотя доходы от такого строительства идут в бюджет Москвы. Масштаб крупнейших агломераций обеспечивает более эффективное «производство» бюджетных услуг в расчёте на работника бюджетной сферы или жителя. Московские доходы от платных парковок и потенциал платных дорог выше, чем во всех других регионах вместе взятых.

Выравнивание бюджетной обеспеченности регионов лежит на федеральном бюджете, на что ежегодно расходуется больше 1 трлн руб. Пока единственной мерой горизонтального межбюджетного перераспределения является 2% налога на прибыль из регионов-доноров дотационным регионам. В отдельных небогатых регионах проводились эксперименты по социальным нормам потребления услуг ЖКХ и повышенным тарифам сверх этих норм, например, во Владимирской области. Фактически перераспределение от дорогих новых домов в пользу недорогих старых происходит в рамках взносов на капитальный ремонт и региональных операторов такого ремонта, когда ремонт в старых домах во многом финансируется за счёт взносов новых.

Предлагается часть НДФЛ по зарплатам работающих в богатых регионах выходцев из других регионов перечислять в регионы их происхождения, если там продолжают проживать их родители и дети. Эта часть может быть половиной или четвертью всей суммы НДФЛ в зависимости от места проживания и количества родственников. Аналогичный подход уместен применительно к внутрирегиональному перераспределению от областных центров в другие районы этих областей, сообразно маятниковой трудовой миграции.

Предлагается повышать тарифы ЖКХ выборочно больше в престижных районах и новых кварталах, исходя из цен на недвижимость выше средних. Раз в несколько лет происходит модификация тарифов ЖКХ — например, из последнего: раскладка на всех жителей расходов на содержание общедомового имущества. Владельцы дорогих квартир в условных столичных Хамовниках или на Арбате, в «Гранд-парке» и «Алых парусах», подмосковных Одинцове и Красногорске, в питерских Московском или Петроградском районах, в новостройках Крестовского острова могут платить больший коммунальный тариф. В престижных дорогих районах также есть небогатые жители и старые дома, по которым из региональных бюджетов выплачиваются субсидии на ЖКХ, и такую адресную поддержку можно усилить.

Московские тарифы на общественный транспорт немногим больше небогатых регионов, несоразмерно разрыву в средних зарплатах. Бюджет Москвы фактически субсидирует три четверти цены поездки в метро — с учётом льготных пассажиров, финансирования строительства новых станций и приобретения подвижного состава. Обеспечить всех владельцев автомашин бесплатным беспробочным передвижением за счёт строительства новых дорог и развязок – утопично. Автовладельцы за счёт своих налогов косвенно покрывают только текущее обслуживание и ремонт столичных дорог, а строительство новых дорог идёт за счёт общих бюджетных доходов. Большинство автовладельцев и пассажиров столичного метро не являются работниками приоритетных отраслей или людьми с низкими доходами, чтобы субсидировать из бюджета их поездки.

В СМИ обсуждались идеи повышенного тарифа на поездки в метро в часы пик и на дальние расстояния, был ограниченный эксперимент на фиолетовой линии, такая практика фактически применяется в пригородных электричках и во многих крупнейших городах мира. О частично платных дорогах в Москве написано в официальных концепциях — в начале 2023 года платной для автомашин с номерами других регионов стала Северо-восточная хорда, в сентябре 2023 года запущен полностью платный Северный дублёр Кутузовского проспекта. Платные парковки в Москве поначалу вызывали полное неприятие населения и политиков, но были найдены оптимальные точечные решения по размещению таких парковок, с внушительным бюджетным эффектом.

У небогатых жителей в среднем плата за ЖКХ больше уплаты подоходного налога и налога на имущество, а постоянно ездящие автовладельцы также платят больше за бензин. Это делает сферу ЖКХ для населения и местных органов власти как минимум сопоставимой по деньгам с муниципальными бюджетами. Налоговый и тарифный потенциал перечисленных региональных мер только за счёт Москвы, Московской области и Петербурга превышает весь объём федеральных трансфертов регионам.

Илл. сайт ФНС

Автор - доктор экономических наук, профессор Департамента общественных финансов Финансового университета

Cообщество
«Экономика»
1.0x