Наверное, нет в России темы, по которой был бы консенсус больше, чем по слову «Абрамович». Ну, разве что ещё слово «Горбачёв» вызывает примерно такой же консенсус. Даже Ельцин уступит этим двум персонажам по критерию консенсуса. Немного, правда, но уступит.
От слова «Абрамович» у 99% народа России просто сводит скулы от оскомины, а кулаки сжимаются от бессильного гнева. Абрамович – сколько в этом слове для сердца русского слилось! Он стал символом целой эпохи в России. Не Ельцин, не Чубайс, не Гайдар, не Березовский, не Семья, а именно Абрамович. Почему? Все они давно утонули, а он – нет.
Роман Абрамович – человек из ниоткуда. Сирота, выросший у родственников. Не бедствовал, но и золотой ложки во рту не получил. Не совершал подвигов, не прославился злодействами, не изобрёл ничего, даже схем ухода от налогов. Их изобрёл Березовский, а Абрамович просто использовал. Но других уж нет, а те далече, а Абрамович до сих пор непотопляем, в воде не тонет и в огне не горит. Ванька-встанька. Что в нём особенного?
Если понять сущность миссии Абрамовича в этой жизни, то даже сложно найти правильное определение. Не серый кардинал, не посредник, не казначей и кошелёк власти, не решала и не курьер по особым поручениям. Даже не двойной агент всех разведок вместе взятых. Абрамович – это вещь в себе. Такое впечатление, что президенты, канцлеры, премьер-министры, руководители разведок, даже олигархи приходят и уходят, а Абрамович будет всегда.
В этой земной жизни уже два поколения выросли под именем Абрамовича. Уже Пугачёва ушла, Горбачёв ушёл, а Абрамович всё есть. И никогда не кончается, откуда бы его ни выгнали! Он везде!
Если на том свете есть рай и ад, то его обитатели с удивлением однажды увидят, что пока они наслаждаются теплом и светом или жарятся на сковородах и в котлах с кипящей смолой, двери их обителей периодически открываются и туда озабоченно входит Абрамович, который непонятно кем послан, идёт к архангелам или бесам, передаёт им какие-то бумаги, что-то обсуждает, что-то поручает и опять уходит в эту же дверь. Даже там Абрамович будет курсировать между раем и адом и выполнять какие-то таинственные функции.
Все будут спрашивать: «А что он здесь делает и какое имеет отношение к происходящему? Кто его послал и на каком основании уполномочил?» И не удивляйтесь, если скажут, что он пользуется доверием, от него зависит снабжение дровами, смолой или ладаном, и только он может находить общий язык как с бесами, так и с ангелами. Позвонить, успокоить, накормить тирамису и подарить айфоны. Абрамович вне ада и рая. Он не над ними и не под ними, он просто между ними. Без него почему-то не обходится ни один лагерь.
Не стоит делать из Абрамовича могущественную фигуру. Это ошибка. Судьба Абрамовича в руках людей по-настоящему могучих. Они могут сдунуть его с ладони, как ураган пушинку.
Аннигилировать Абрамовича с его деньгами ничего не стоит. Вспомним, как его гоняли по планете Земля, не давая нигде гражданства, пока он не заплатил денег какой-то португальской еврейской общине, и та не продавила для него паспорт. Ни Россия, ни Израиль, ни Англия, ни США не рискнули связаться с одиозным персонажем, рассказавшим в Англии всю правду о возникновении своего богатства. Абрамович настолько токсичный персонаж, что никто не смеет с ним открыто контачить, не рискуя назавтра превратиться в политического трупа.
Но в любой политической прихожей, в любой стране вы в полумраке непременно наткнётесь на Абрамовича, который сидит скромно на лавке и ожидает кого-то или чего-то. К нему будут подходить какие-то вельможи, даже князья, и что-то ему говорить, и он будет говорить, и вы просто потеряете дар речи от изумления. Примерно, как если встретить на кухне или в подсобке турецкого султана, ведущего себя с евреем-процентщиком как с компаньоном.
Абрамович – фигура абсолютно тефлоновая. Он достиг такого уровня компрометации, что нет ничего, что способно её как-то усилить. Он пария, отвержденный как в мире больших денег, так и в мире большой власти.
Возможно, именно поэтому он очень востребован в теневой части политики. Есть большой круг вопросов, решение которых требует использования людей несерьёзных. Скомпрометированных. Таких, на которых пробы ставить негде, но они в случае неудачи возьмут на себя всю вину и не вздумают переводить стрелки на хозяев. И молчать будут железно, ибо и так много знают, и понимают, что жизнь на самом деле эфемерна и висит на тонкой ниточке.
Почему то, что решает Абрамович, не решает Лавров? Понятно – глава МИДа не может пачкаться контактами с Арахамией и Калыной. А Абрамовичу всё равно, он уже настолько вне имиджа, что от него не убудет. Он может взять на себя договорянки и прочие проявления дружбы с бесами. Кто-то же должен бесам записки передавать. Политику в белых перчатках, говорят, не делают. Если есть трубы, нужны и трубочисты, если есть канализация, нужны и золотари.
Абрамович – золотарь современной политики с участием России. Без темы России он никому не нужен. Его зовут тогда, когда решается что-то российское.
Причём, золотарь – это в обеих смыслах слова. Старом и новом. Он и канализацию чистит, и золото к его рукам за это прилипает. Абрамович никогда не напишет мемуары. Если он это сделает, его выгонят как из рая, так и из ада. Он навсегда застрянет там, где нет вообще никого, и этого он боится больше всего. Поношения ему не страшны, он научился извлекать из них выгоду. Больше всего Абрамович боится забвения.
Вообще такое впечатление, что Абрамович уже в каком-то смысле фантом. Он питается не деньгами, а энергией. А энергия – это внимание. Лишите его внимания – и всё. Уйдёт энергия, уйдут деньги.
Роман Абрамович – очень трагичная фигура. И это не парадокс. Нет более одинокого человека, чувствующего с тоской конечность бытия и конечность богатства. Его никогда не любили просто так, только за деньги. Он это знает с детства и привык с этим жить. Деньги не греют, хотя отвлекают на время. Пенсия для Абрамовича – это смерть. Он не может отойти от дел, а если дела отойдут от него, то значит, его миссия на земле подошла к концу.
Абрамович понимает, что с каждым годом остаётся всё меньше и меньше. Он уже получил на этом свете награду свою. Понимает, что всё это глупо, как затеивать богатый ремонт в гостинице, в которой поселился на три дня. Но он затеял. И теперь думает – а правильно ли всё было сделано и был ли другой выбор? В его возрасте и положении все об этом думают.
Фактор Абрамовича подсвечивает очень специфическую сторону современной политики. Она почему-то нуждается в таких фигурах. Их никто не любит, не уважает, им никогда не поставят памятник благодарные потомки, а на тот, что будет на могиле, скорее всего, будут неполиткорректно плевать. Даже ненависти они не заслужат.
Никто не хочет официально сказать, как Абрамович прибился к теме переговоров в Стамбуле. Пока играют им, он думает, что тоже кем-то играет. Сильной стороной Абрамовича является его слабость и отсутствие притязаний на что бы то ни было.
Он примет любую судьбу. Сейчас им играет Эрдоган, а используют это как минимум пять разведок. Гражданин мира, что поделаешь.
Однако не хотелось бы, что бы в истории России имя этого персонажа навсегда было соединено с историей самой трагичной войны. Войны двух ветвей одного народа. Он не с ними ни душой, ни телом, их болью не болеет, их судьбой не живёт, и потому действительно не имеет к ним никакого отношения.
Фото: Артем Геодакян/ТАСС