ЗАВТРА. На вопрос о Ваших любимых композиторах, вы всегда называете три имени: Моцарт, Пуччини, Рахманинов. Верди среди них нет, почему? Какое место занимает Верди в вашей жизни?
МАСТРАНДЖЕЛО. Когда я отвечаю на вопрос о любимых композиторах, я называю три самых близких мне имени. Но если придумывать какое-то сравнение, можно сказать так: в мире очень много красивых женщин, девушек, и ты ценишь их, их красоту, грацию, но любимая одна – жена, дочка, мама. Когда я называю имена Моцарта, Пуччини и Рахманинова, это не значит, что я не ценю Верди – он занимает значительное место в моей музыкальной жизни. Верди, конечно же, появился в ней очень рано, потому что Италия в годы моего детства была такой оперной, лирической страной par excellence. Тогда в Италии существовали шикарные передачи по каналу Rai uno, когда по воскресеньям показывали какую-то оперу из одного из главных театров страны – Scala, San Carlo, Bologna. И потом, на втором месте футбол, какой-нибудь важный матч дня – Juventus-Milan, Inter-Latio – тогда футбол в Италии был исключительно по воскресеньям, никаких суббот или вечера пятницы! Конечно же, показывали много Верди, тогда еще была жива Мария Каллас, многие известные итальянские тенора и баритоны – Каппуччилли, Ди Стефано. Меня поражало, что мама и бабушка знали наизусть практически все тексты опер Пуччини и Верди. Хотя мой дедушка, которого тогда уже не было в живых, говорил, что у Верди всегда очень примитивные аккомпанементы – ум-па-па, ум-па-па. Это отчасти правда, но ведь надо уметь так написать, чтобы, несмотря на видимую простоту, такая музыка была востребованной и через сто и сто пятьдесят лет и наверняка и более.
ЗАВТРА. А с каких произведений Верди для Вас начался и какие наиболее значимы для Вас теперь? Почему театр «Мюзик-Холл» именно сейчас обратился к постановке «Травиаты»? Это коммерция или что-то ещё?
МАСТРАНДЖЕЛО. Все началось, конечно, с «Аиды» – ее тогда очень много показывали, потом «Набукко», «Травиата», «Риголетто», «Трубадур». В меньшей степени все остальные – «Бал-маскарад», «Луиза Миллер» – эти названия были для нас не так знакомы. Но вернемся к нашей «Травиате». Если мы захотим назвать пять самых известных, востребованных, популярных в мире опер всех оперных композиторов, «Травиата» всегда будет занимать место от третьего до первого. Она достаточно компактна – около двух часов с небольшим, включая антракт, даже на фоне других опер того же Верди, вспомним хотя бы «Сицилийскую вечерню», которая длится четыре с половиной часа! И в творчестве Верди «Травиата» занимает совершенно особенное место, потому что если говорить о сюжете, он написал ее на основе своего собственного жизненного опыта. Ко времени создания «Травиаты» он уже давно жил с Джузеппиной Стреппони, не будучи на ней женатым, а она при этом была формально замужем за другим, и это было большим скандалом. До этого же Верди пережил смерть своей первой жены, ее отец был против его новых отношений – все было очень непросто. Собственно так же как и Дюма-сын, написав свою «Даму с камелиями», фактически описал ситуацию из своей личной жизни: его возлюбленная Мари Дюплесси умерла в 23 года от чахотки.
ЗАВТРА. Бизе в «Кармен» тоже эмоционально воспроизвел реальные измены своей жены и своё к ним отношение – похожая история!
МАСТРАНДЖЕЛО. Да, и вот огромный успех «Травиаты» происходит, по-моему, именно из жизненности истории и для автора литературной основы, и для композитора – все драматические и музыкальные краски взяты прямо из жизни. Когда пишешь о себе, всегда получается убедительнее в художественном смысле. Поставить «Травиату» этой осенью в нашем театре мы решили потому, что она до этого прозвучала на фестивале «Опера – всем» и имела огромный зрительский успех. Наталья Индейкина, режиссер-постановщик, до этого поставила у нас несколько мюзиклов, которые очень популярны и идут на сцене уже несколько лет. Ей давно хотелось поставить оперу, и директор театра Юлия Николаевна Стрижак предоставила ей такую возможность – сначала в упрощенном варианте без смены декораций на фестивале, а затем уже полноценно на сцене нашего театра. Летом ей очень помогли участвовавшие в постановке Даниэлла Скилаччи и Василий Герелло, которые пели эту оперу, наверное, в тысячный раз. Постановка Натальи, можно сказать, нуарная, там много танца, замечательных балетных сцен и в чем-то она похожа на последнюю предсмертную постановку «Травиаты» Дзефирелли на Арена ди Верона в 2019 году, я дирижировал там одним из спектаклей спустя два месяца после его смерти. У Дзефирелли действие во время увертюры начинается на похоронах Виолетты, а потом идут как бы воспоминания о ее жизни.
двойной клик - редактировать изображение
ЗАВТРА. Начинать с конца – известный и часто очень эффектный прием. Недавно он применен у нас в удачном биографическом сериале «Маяковский. Два дня». Можно вспомнить и классику – «Однажды в Америке», «Форрест Гамп», да в общем-то и «Царь Эдип» Софокла. Возвращаясь к Верди: благодаря Валерию Гергиеву слушатели Мариинки смогли увидеть редкие оперы великого итальянца, которых раньше в нашем городе не ставили. Я говорю о «Сицилийской вечерне», «Бале-маскараде», «Доне Карлосе», «Симоне Боканегре» и «Фальстафе». Как Вы относитесь к этим произведениям?
МАСТРАНДЖЕЛО. Могу похвастаться, что я сам принимал участие в некоторых из названных постановок Мариинского театра в то время, когда еще там работал. Я подсказывал Валерию Абисаловичу, что театру обязательно нужен «Симон Боканегра». И он мне сказал, что да, оперу он послушал, и она действительно великая и надо начинать ее готовить. В результате мы дважды дали ее в концертном исполнении с приехавшим для этого специально Ферруччо Фурланетто, это было в 2008 или в 2009-м гг..
ЗАВТРА. Значит, именно вам мы обязаны близким знакомством с неизвестными до этого у нас операми Верди?
МАСТРАНДЖЕЛО. «Симон Боканегра», да. Остальное – инициативы самого Валерия Абисаловича. Он очень любит Верди, и тут я могу рассказать один эпизод из истории постановки в Мариинском театре «Сицилийской вечерни». Встал вопрос о балете, которого в этой опере очень много, а опера большая – на четыре с половиной часа. Постановщики задумались о том, что можно было бы сделать купюры. А я им говорю, что вы же знаете позицию Валерия Абисаловича – он этого не любит – резать по живому. В результате мы репетировали два варианта – с купюрами и без купюр. Пришел день, когда доброволец Фабио был отправлен поговорить с Маэстро. Меня поразил ответ Гергиева, и я запомнил его на всю жизнь: когда мы играем Вагнера, мы даже помыслить не можем о купюрах, а оперы у него даже длиннее, чем у Верди. А чем итальянец в данном случае хуже немца? Ничем не уступает! Тем более, что балет в «Сицилийской вечерне» - подлинный шедевр! Это же «Времена года» – он так называется внутри оперы. Понятно, что Верди был вынужден его писать для парижской постановки, потому что все знают, что тогда у Гранд Опера было такое правило: в каждой оперной постановке обязательно должна была быть балетная сцена. И даже Вагнер был вынужден написать в «Тангейзере» балетную музыку, хотя очень этого не хотел. Но вот у Верди в «Сицилийской вечерне» из этого получилась превосходная музыка! У меня в прошлом сезоне в театре «Мюзик-Холл»был абонемент «Танец в опере», где звучала как раз такая балетная музыка из известных и не очень известных опер. Еще один яркий пример навскидку – «Вальпургиева ночь» из «Фауста» Гуно.
ЗАВТРА. А гениальный, на мой взгляд, «Балет фурий» из «Орфея» Глюка? В завершении хочется несколько слов о Шаляпине и концерте, посвященном его 150-летию на сцене театра «Мюзик-Холл», намеченном на 14 февраля…
МАСТРАНДЖЕЛО. Мы чувствуем себя очень близкими к Шаляпину. Это фигура в истории мировой музыки совершенно уникальная. Его жизнь – чистое чудо, его карьера с рациональной точки зрения состояться не могла. Он был из бедной семьи, из Казани, не имел ни малейшей возможности получить необходимое музыкальное образование. И тем не менее, он сам обнаруживает у себя огромный талант и не только талант, но ещё, что очень важно, желание стать большим артистом. Одного таланта тут бы не хватило – среди бедных рождается много талантливых детей, но далеко не каждый становится Шаляпиным.
двойной клик - редактировать изображение
ЗАВТРА. Я считаю, что тут надо еще поблагодарить покойную Российскую Империю, государственное устройство которой позволяло свободно подниматься на социальных лифтах тем, кто этого хотел и заслуживал своим дарованием.
МАСТРАНДЖЕЛО. Да, безусловно! Но без его железного желания ничего не случилось бы. У него одно время, кстати, были сомнения, он думал, не стать ли ему драматическим актером. Но музыка тогда уже присутствовала в его жизни, и он понял, что нет, музыка превыше всего, и он должен стать певцом. Это чем-то напоминает начало нашего театра, когда мы пришли в это здание, где мы сейчас работаем, и обнаружили, что ничего нет, все разрушено, все забыли, что такое театр «Мюзик-Холл» – существует он или не существует. Но в итоге мы вернули театр «Мюзик-Холл» городу. Поэтому мы сами для себя, а может, и для других ассоциируемся с фигурой Шаляпина. И когда стало очевидно, что необходимо менять название театра, мы поняли, что тесные связи Шаляпина с Народным домом Николая Второго, который здесь изначально находился, подсказывали нам, что надо посвятить театр именно великому русскому певцу. Ведь это было его любимым местом – и не только в Санкт-Петербурге, но и во всем мире. Когда Шаляпин уже много гастролировал по всему миру, журналисты спрашивали его, какой ваш любимый театр, он часто называл Народный дом, как самый удачный в смысле акустики и так далее.
ЗАВТРА. Квартира Шаляпина, где сейчас находится его мемориальный музей, совсем недалеко – тоже на Петроградке.
МАСТРАНДЖЕЛО. Именно здесь, в Народном доме Шаляпин находился 25 октября 1917, когда началась революция: если я не ошибаюсь, он пел в «Доне Карлосе», что возвращает нас к теме Верди. Наш вечер 14 февраля можно назвать «концерт-рассказ», потому что мы очень внимательно изучали жизнь Шаляпина и хотим приблизить наших слушателей к нему, рассказав им о, может быть, не самых известных фактах его биографии. Его первая жена, кстати, итальянка, балерина, и как история повторяется – в театре «Мюзик-Холл» спустя столетие появляется итальянский дирижер! Хотя для Санкт-Петербурга это не новость, конечно, потому что здесь итальянцев всегда было много. Мы позвали на концерт четырех басов со всей России, с которыми будем исполнять самый популярный репертуар Федора Ивановича – арии хана Кончака, Бориса Годунова, «Блоху», народные песни.
Информация об очередном спектакле «Травиата» и других событиях на сайте С-Пб театра «Мюзик-Холл».
Фото предоставлено Пресс-службой театра «Мюзик-Холл».