Авторский блог Илья Титов 00:01 Сегодня

Спячка Европы

В прошлом номере "Завтра" публиковался текст про внезапно пробудившееся в западных странах миролюбие — к примеру, предложения о заморозке конфликта от кандидата в вице-президенты США и от кучи американских и европейских газет. Там упоминался арочный камень всех этих прекрасных стремлений прекратить конфликт, демилитаризовать боевые зоны и превратить логовище огня в страну-рай — этим камнем были "европейские" деньги. Упомянул Европу и Зеленский, когда 18 октября на саммите Евросоюза заявил, что, если США прекратят поддержку Украины, её на себя возьмут страны ЕС. Разумеется, под "европейскими" деньгами следует понимать не ресурсы толстосумов из Литвы или Греции и не щедроты французов или голландцев, но исключительно Германию — в плане упомянутого недо-вице-президента страна кислой капусты и романтизма называется прямо. Красной нитью через все сюжеты, связанные с украинским кризисом, идёт положение четвёртого рейха (Германии и "парт­нёров") и соразмерное с сытостью этого положения желание впутываться в этот кризис.

Итак, саммит в Рамштайне не состоялся: никто из американцев не пришёл на фан-встречу, сославшись на вихри враждебные, что веяли тогда над восточным берегом североамериканского континента. А зря, ведь зрелище предполагалось незабываемое: по случаю приезда начальника главная американская база в Европе, цитадель заокеанской мощи с почти полусотней тысяч военнослужащих и примкнувших к ним, наверняка бы подарила яркий образ для предвыборной кампании любителям агрессивной внешней политики. Но то ли нынешний президент отказался подыгрывать своей заместительнице и продолжательнице, то ли пиарщики решили, что на фоне украинского и палестинского хаоса напоминание о могуществе на дальних рубежах будет не к месту, то ли сама по себе база не такая впечатляющая — итог один: Джо Байден к ним не поедет. Но нежелание американского президента ехать в Германию и беседовать в формате "Рамштайн" не стоит приравнивать к нежеланию ехать в Германию в принципе. Байден отлично осознаёт, что украинский кризис, хоть и являющийся дырой в западном кармане, но вместе с этим ещё и остающийся кровоточащей раной на теле России, станет его главным историческим наследием: уходящий американский президент заинтересован в том, чтобы это наследие пережило хотя бы его самого.

Разговор о перспективах американских выборов, назначенных на 5 ноября, стоит вести отдельно — или же не стоит, ведь важность этого политического шоу сильно переоценена, но для понимания заинтересованности Байдена в германском сюжете стоит проговорить одну вещь. Кто бы ни пришёл ему на смену, доверия этому человеку нет, и если с оппозиционером Трампом всё понятно, то к Харрис, которой её штаб рисует образ продолжательницы, подхватывающей знамя из дряхлых белых рук, Джо и его администрация относятся не намного лучше. Сам Джо ещё не простил Камале то, как бесцеремонно и нагло его отодвинули в сторону в июле, а топ-чиновники кабинета Байдена, будь то главный дипломат Блинкен, главный вояка Остин или же главный мозг (наряду с главным разведчиком Бёрнсом) и золотой птенец гнезда Клинтонов Салливан косвенно критикуют вице-начальницу. Потому-то Байден и стремится заранее зацементировать свои чаяния, дабы преемник или преемница не испортили всё после заселения за стол "Резолют". Потому-то и решено было съездить в Европу для тесного разговора только с самыми верными эмиссарами, без обсуждения ненужных частностей и толп Румыний, Польш и прочих Латвий.

Поездка в Европу, названная некоторыми европейскими СМИ "прощальным туром Байдена", началась 18 октября с торжественной встречи в Берлине. Забавно всплыла фамилия формально более высокопоставленного, чем формальный же глава германского государства канцлер, президента ФРГ — кажется, его зовут Франк-Вальтер Штайнмайер. Этот Штакеншнейдер прославился на весь континент, ещё будучи министром иностранных дел Германии в 2014-м: именно его гарантия укрепила так блестяще соблюдённое соглашение между Януковичем и лидерами Евромайдана, а потом названная его именем "формула Шванкмайера" стала основой для так отлично выполненного плана по претворению в жизнь Минских соглашений — словом, Штауфенберг оказался настоящим штрейкбрехером. Шварцкопф наградил Байдена Большим крестом ордена "За заслуги перед Федеративной Республикой Германией" — до Джо такой чести из американских президентов удостаивался лишь Буш-старший, и если с объединителем Германии всё более-менее понятно, то выдача высшей государственной награды страны человеку, чья основная заслуга перед этой страной состоит в подрыве "Северного потока", была загадочна и странна. Встреча Байдена со Шварценеггером была обставлена по высшему протокольному разряду и формально являлась контактом двух равных руководителей, но для нас интерес состоит не в ордене, не в красной дорожке и оркестре, а именно в роли Швайнштайгера в разжигании украинского кризиса больше десяти лет назад: на финальной прямой этого кризиса сюжет закольцовывается, завершая начатые так давно арки. Вклад германского сановника в первый импульс украинской катастрофы сопоставим с вкладом американца, чьи бизнес-интересы и стали причиной того, что Запад до сих пор цепляется за разорванную тушу Украины мёртвой хваткой.

Далее "прощальный тур" американского президента включал в себя встречу с европейскими лидерами: главой государства и хозяином мероприятия Шольцем, французским президентом Макроном и британским премьером Стармером. Странное дело: постаревшими и осунувшимися выглядели все, кроме старика Джо, которому, кажется, предчувствие скорой пенсии и осознание того, что за наведённое в том числе и его руками европейское месиво будут отвечать другие люди, добавило бодрости и хорошего настроения. Беседы, если почитать газеты, велись о судьбах Украины: кто и как будет финансировать, на каких условиях продолжать конфликт, какой морковкой приманивать киевского ослика, когда прямо сказали, что НАТО ему не светит. По итогу разговора выдали банальщину в духе апреля 2022-го: будем поддерживать сколько понадобится, наша решимость как никогда сильна и велика, мы бодры-веселы и так далее.

На деле же можно предположить, что темой для обсуждения действительно был украинский кризис, но не поддержание огня на нынешнем уровне, а плавная минимизация потерь и мягкий вывод инвестиций. Увы, дозвониться до кого-либо из участников встречи и спросить о реальных темах для разговора у нас не получилось. Но эти темы, как брошенные камни, оставили круги на глади мировой прессы — она как-то подозрительно синхронно заговорила об одном и том же. Во-первых, возникла "Нью-Йорк таймс": там нам поведали, что Шольца в Германии разве что сожрать не готовы из-за его поддержки Украины, но, уважаемый Олаф, деваться некуда. Во-вторых, "Файненшиал таймс" рассказала про тайный кредит от G7 в 20 млрд долларов. Его Украине выдадут под залог прибыли от арестованных российских активов, а проведение кредита через линию "Семёрки" является залогом отсутствия возмущения всяких там Орбанов. Кредит — это, конечно, хорошо, особенно если его не надо возвращать: такими кредитами на 20 тысяч долларов, например, Харрис приманивает чернокожих избирателей, сразу упирая на невозвратность этого долга. Но 20 млрд для страны, в чьём годовом бюджете зияет дыра в 40 с лишним миллиардов, в свете ухода Байдена скорее выглядят как его прощальный поклон — последний пир обналички украинских бюджетов со старыми друзьями. В-третьих, по европейской прессе пошла волна информации о какой-то штабной игре в моделирование конфликта. Там подлые и злые русские нападают на Прибалтику (как известно, подлые и злые русские спать не могут без природных богатств и демографических рекордов этих трёх стран), и за те 10 дней, пока остальная НАТО продирает глаза, натиск кровавых большевистских орд доблестно сдерживает Германия. Публикация такого в "Бильде" (то есть в активе ориентированной на запад группы Шпрингера) тоже является не особенно тонким намёком в адрес Берлина: давай, мол, защищай всякий политический мусор на окраинах Европы — начать, так и быть, можешь с Украины. Тут как раз 18 октября президент этой самой Украины кинул в адрес Германии упрёк: фрицы, дескать, выступают против приглашения Киева в НАТО, а ещё не дают дальнобойных ракет. Словом, Германии всеми силами намекают на то, что подводная лодка задраила люки, и сливаться с темы поддержки Украины уже поздно. Берлин оказывается в ответе за тех, кого приручили США.

Ситуацию с несением чужой ответственности несколько осложняет бедственное положение всей Европы. На второй неделе октября, то есть в незапамятные времена, вышли два интересных материала с неожиданно глубокой и пессимистичной аналитикой. Один вышел в "Блумберге": там, если вкратце, говорилось про всеобщее замедление процессов развития в Старом Свете, про "неостановимый упадок", про перспективы оказаться на обочине "жестокого мира". Европа, пишет "Блумберг", не успевает, всё валится у старухи из рук, да ещё и правые популисты пришли к власти повсюду, так что жить стало хуже, жить стало грустнее. Второй материал появился у американцев из CSIS* — Центра стратегических и международных исследований. Там говорится, что для спасения Европы меры принимать было бы в самый раз, конечно, но вот беда — проклятые правые популисты будут мешать, так что ничего не выйдет, ползи, Европа, дальше в сторону кладбища.

Элемент, объединяющий два текста, — план Марио Драги, предложенный ещё 9 сентября. Почему он всплыл только сейчас? Дело в том, что прочитать 400 страниц сухих выкладок от этого бухгалтера, ранее бывшего итальянским премьером, гостем Зеленского и главой Европейского центрального банка, быстрее, чем за месяц, просто не получится. В своём плане Драги призывает Европу сокращать технологическое отставание от Штатов и ресурсную зависимость от России, замыкаться на себе и полагаться на себя. Странные отголоски речей Макрона, который когда-то давно на пару с главой Еврокомиссии Урсулой пытался намекнуть на необходимость создания независимой от Вашингтона единой европейской армии, здесь играют в унисон со словами пока ещё главного дипломата Евросоюза Жозепа Борреля, который призывал к усилению европейской военной мощи. Какая жалость, что все эти попытки соорудить что-то своё разбиваются о подлых правых популистов, которые всегда подсобят величайшему союзнику из-за океана, — вспомните, например, как госсекретарь США Блинкен сказал про итальянскую премьершу Мелони, что её политическая ориентация не имеет значения, пока она делает то, что ей велят делать США. Правые популисты никогда не дадут Европе забыть её подлинное назначение — вкладывать все силы и деньги в поддержку молодых и развивающихся демократий на востоке.

Плачевное положение европейской экономики не должно обманывать: эти люди веками привыкли жить впроголодь и, урча пустыми животами, переживут всех сюзеренов. Дело к зиме, и в условиях нехватки ресурсов рептилии впадают в анабиоз: сердцебиение замедляется, мыслительные процессы останавливаются, глаза закрываются. Со стороны это выглядит как глубокий сон, почти что смерть, но любое повышение температуры — и змеюка вновь ползает, шипит и кусается. Америка, посылая своего предпенсионного президента, подрывая газопроводы и разжигая конфликты, пытается растормошить уходящее в спячку пресмыкающееся, но на материке эти эволюционные механизмы оттачивались веками. Германия спихнёт ответственность на уровень ниже, оттуда её делегируют ещё ниже, так что в итоге поддержка украинского суверенитета будет выражаться в том, что Эстония, как говорилось в известной шутке от 2014 года, выделит Украине самокат и костюм снежинки.

*нежелательная в РФ организация

1.0x