Александр ЛЫСКОВ. «Медленный фокстрот в сельском клубе». Семейный роман. Издательский дом «Сказочная дорога», Москва 2016.-376 стр. ил.
В «Медленном фокстроте...» мчится по пустынному шоссе в российской глубинке чёрный, угловатый микроавтобус, по сходству со знаменитым чёрным квадратом названный «малевичем». На вернисаже всякий увидит своё в рамке этого знаменитого чёрного квадрата, - Александр Лысков поселил в нём своих героев и дал нам возможность прожить с ними бурное лето 2014 года.
Город, столица неуклонно с каждым километром движения «малевича», во многом трагично, сближаются с провинцией. В салоне микроавтобуса- московская интеллигенция. За рулём профессор Вячеслав Ильич Синцов — только что по реституции получивший в наследство в селе Окатово родовой особняк, шедевр деревянного зодчества 19 века.
Осенённый идеей преодоления роковых в нашей истории различий между городом и деревней он ищет способы сглаживания этих напряжений, в результате лишь усиливая их.
Начинается дачная жизнь. Оживает старая деревенская любовь энергичного профессора. Обнаруживается его взрослая дочь. В девушку влюбляется сын профессора. В этом рискованном браке рождается его внучка - символ крайнего единства таких, казалось бы, на первый взгляд непохожих семей, союз, замешанный на родственной крови, тесней которого не может быть. И хотя всё в романе завершается счастливо, ребёнок рождается вполне здоровым, но тревога не покидает.
Читателя продолжает волновать душевная смута, безрассудство в действиях, спонтанность и эмоциональность героев романа, что составляет нерв повествования в череде их любовных переживаний.
Любовь угасающая бог знает от чего, и возникающая из ниоткуда, любовь грешная, противозаконная, неправильная; любовь, в результате которой следует рождение внебрачного ребёнка; любовь-измена, от которой медленно и верно на наших глазах сходит с ума страждущая супруга; любовь неосмотрительная, завершающаяся в конце концов бесплодием; любовь-дружба пожилых женщин, которых настигает презрение окружающих; и наконец любовь кровосмесительная - по неведению двух молодых сердец...
«Сто пудов» любви...Нелёгкая ноша...
Не в таком ли состоянии перегрузки, потерянности и опрометчивости находится сейчас и всё наше общество. Где тот островок прочных житейских устоев, в котором человек пребывает в чистоте и непорочности, душа его пряма и помыслы светлы?..
В романе «Медленный фокстрот в сельском клубе» этот островок больших надежд открывается для нас автором в далёком селе Окатово в образах сельских женщин, батюшки Лариона во вновь построенной деревянной церкви села, коннозаводчика Олега Владимировича, бывшей фельдшерицы, ставшей предпринимателем - вот те зёрна, из которых, надо думать, и вырастут «большие надежды» России под звуки колоколов деревенской церкви и медленного фокстрота в сельском клубе, опять же, - под музыку любви.
Художественное пространство нового романа Александра Лыскова подёрнуто туманом весенним - в первой главе, и осенним - в последней, а в середине, в напряжении летних месяцев, хотя и много солнца над головами персонажей, но и оно тоже всегда в дымке, в мареве, в облаках.
Это роман-смута даже по воздушной атмосфере сцен в сравнении со ставшим уже легендарным романом предтечей Александра Лыскова «Красный закат в конце июня», романом первозданной прозрачности, как в пейзажной части, так и чувственной.