В этой серии мы попытаемся рассмотреть всевозможные механизмы и инструменты работы с миграционными потоками, которых, кстати, не так уж и много. И тут же натыкаемся на банальную данность, что у российских чиновников их вообще нет. Как я неоднократно замечал, готовыми и преподносимыми «на блюдечке» разработками учёных и общественников они пользоваться не хотят. В результате и учёные умы, и энтузиасты-общественники находятся, мягко говоря, в странной ситуации. С одной стороны, то немногое лучшее, что есть сейчас в миграционной сфере, – результат их кропотливой работы. С другой – один в поле не воин, и размах бурной деятельности энтузиастов в масштабах огромной страны поневоле получается крайне мизерным. Увы, назвать это «мартышкиным трудом» язык не поворачивается – это будет просто неприлично и неуважительно по отношению к самим разработчикам.
Жизнь непростая – половая
Отношение в обществе к энтузиастам-общественникам разное. С одной стороны, все они – склочники и жалобщики. С другой стороны, без всевозможных скандалов и интриг у нас добиться ничего нельзя. А с третьей стороны, они единственные, кто хоть как-то пытается окультурить приезжих. И занятие это совсем не благодарное и даже опасное. В первую очередь потому, что окультуриваться желают далеко не все. Например, зачем молодому плиточнику знать про русский балет, он сюда за деньгами да за доступными русскими девчонками приехал. Вот здесь он «балет» и устроит… Правда, пока не нарвётся на скинхедов или ментов, которые тоже «фигуры балета» хорошо знают. Например, «ласточку» или «слоника». В таких случаях на новоявленных донжуанов вполне прогнозируемо находит покаяние, и они жалеют, что не ознакомились с азами российской культуры. Оказывается, первая встречная девица не обязана ложиться в постель с чернооким гостем с юга.
Кстати, тема взаимоотношения полов крайне непростая, но очень важная. С одной стороны, именно она является главным гарантом прочных межнациональных отношений. Именно межнациональные браки наиболее крепко связывают народы. С другой, «половая жизнь» приезжих постоянно является объектом криминальной хроники: то киргиз изнасилует девушку на 30-градусном морозе, то узбек изнасилует 70-летнюю бабулю. Есть целые научные трактаты, где обсуждаются перипетии секса у приезжих. Как-нибудь мы поговорим об этом более подробно, пока же замечу, что в мигрантской мифологии русская женщина выступает в двух ипостасях. С одной стороны, она вполне доступна для удовлетворения естественных надобностей, а с другой, она трудолюбива, и за её счет можно вольготно жить, покуривая гашиш и жуя насвай. Теперь представьте, как прививать таким потребителям человеческих благ культурные ценности?
Грант от президента: бытовое зомбирование культурой
В качестве примера возьмём уже упомянутый Приволжский миграционный центр, который, кстати, за один из проектов получил грант президента РФ. Проект называется «Защита социально-экономических прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей». А вот что происходило дальше, гораздо интереснее. Начну с главного откровения: львиная доля денег ушла на аренду офиса, коммунальные платежи, мизерную зарплату сотрудникам (жить-то всё-таки на что-то надо) и организацию нескольких конференций. Даже остались деньги, чтобы свозить делегацию мигрантов в Большое Болдино и приобщить их к Пушкину и русской культуре. Зная этих людей достаточно давно, могу смело заявить, что их деятельность в родном регионе соответствует девизу десантуры: «Никто, кроме нас!». Действительно, только очень бесстрашные люди возьмутся окультуривать диких приезжих и разбираться в постоянных дрязгах национальных диаспор. Мало того, внушать им не только их права, но и обязанности! Это вообще противоречит потребительскому менталитету приезжих.
Теперь перейдём к конкретике. На базе центра действует бесплатная приёмная, куда мигранты могут обратиться со своими просьбами и бедами. И проявляют себя так, что «склочникам-правозащитникам» и не снилось! Дескать, нас здесь никто не любит, поэтому подайте нам это, это и ещё вот это. А ещё сбегайте и оформите за меня все документы! Посему из огромного потока подобных жалоб приходится буквально по крупицам выискивать действительно проблемные, а главное – решаемые ситуации.
Также общественники проводят бесплатные семинары для приезжих. Сначала юристы пытаются вдолбить приезжим, что помимо многочисленных прав у них есть ещё и обязанности. А потом за дело берутся психологи и вдалбливают то же самое на более тонком уровне. Например, как вести себя в магазине, не гадить на улице и т. д. И самое главное – прививать эти полезные знания своим детям. И так продолжается по многу раз. Можно сказать, зомбировать пришельцев приходится! А мигранты послушают, покивают с умным видом и продолжают делать всё по-своему. Конечно, есть определённый процент «оцивилизованных», но в общем количестве огромных орд «гостей» он крайне низок. И понятно почему: таких «специалистов по зомбированию» должно быть в тысячи раз больше!
А теперь скажите мне, готовы за такую масштабную работу взяться наши чиновники? Да ни в жизнь! Про национальные диаспоры я вообще не говорю… В результате мы можем наблюдать то, что из-за отдельных отморозков россияне одинаково негативно относятся ко всем приезжим. И многочисленные статистические опросы тому подтверждение.
– Лично мне гораздо приятнее общаться с приезжими, рождёнными до 70-х годов, – заметила директор центра Алмаз Чолоян. – На 90% это образованные и культурные люди. Я заметила, что дети, рождённые с 80-х годов, ведут себя очень некорректно. Именно они порождают большинство конфликтов на территории РФ. Из них только 10% могут вести себя и знают русский язык. И конфликты начинаются не из-за дискриминации религии или народов, а из-за их хамского поведения. Моя семья – мигранты первой волны, и нам небезразлична страна, в которой мы живём. Я на практике постоянно наблюдаю откровенное хамство приезжих. Например, стоит компания молодых парней из Средней Азии. Мимо проходят русские девушки, вполне культурные. Один из мигрантов пинает стоящую на земле бутылку, та разбивается и попадает одной из девушек в ногу. Лужа крови, а те только смеются и прыгают от радости! И усмирять и вразумлять их пришлось нам с сыном.
Школа экстремизма
Соответствующее воспитание подрастающего поколения – отдельный момент. Попадая в российские школы, дети приезжих становятся объектом насмешек местных школьников. Они не знают языка, не чувствуют себя комфортно среди одноклассников и поневоле объединяются друг с другом. При этом продолжая чувствовать себя людьми третьего сорта. Они прекрасно понимают, что их здесь не любят и не хотят с ними общаться. И от этого становятся ещё злее. И если адаптацию зрелых мужиков ещё как-то можно свалить с плеч государства на диаспоры, то в «детской» сфере – это всё-таки задача государства. И вот почему.
Если не вдаваться в либеральную риторику про «нетолерантное обращение» с многочисленными детьми приезжих, то на поверхности оказывается простая истина – школа как государственный институт просто не может справиться с такими детьми. И поневоле напрашивается вывод, что они должны учиться отдельно. Но тогда уже ни о какой адаптации в местное сообщество речи идти не может. И что происходит в радикальном детском коллективе, где молодые гормоны всегда главенствуют над разумом? А происходит то, что обычная школа превращается в «школу экстремизма». Судите сами, ребёнок всегда отождествляет религию и национальность. В результате для объединённых во вполне бандитскую группировку детей мигрантов понятия «русский» и «православный» – тождественны. И это значит, что со всех можно сдирать крестики и всячески глумиться. С соотечественниками ещё хуже. Они разделить не такие уж и многочисленные национальности приезжих не могут. Поэтому «все мусульмане – чурки». И их, при случае, тоже надо колотить. В результате российская школа формирует и исламских экстремистов, и скинхедов. К чему это приведёт, мы увидим уже в ближайшее время. Только чтобы выжить в массовой резне, нужно как минимум принадлежать к одной из сторон, иначе становишься лёгкой добычей для всех.
Тем временем работники Минобразования на гора выдают отчёты о формировании толерантности и терпимости у детей. Сам я таких отчётов прочитал великое множество и каждый раз не мог даже образно представить, как это происходит. Зато с энтузиастами из Поволжского миграционного центра наблюдал воочию. Например, побывал в детском доме, куда детей мигрантов привели общаться с их сверстниками. Там у одного из детдомовцев было почти мистическое откровение: «А я раньше думал, что ислам – это зло!». Увы, это тоже капля в море. Чтобы таких откровений стало гораздо больше, количество общественников должно плодиться так же быстро, как и прибывают миграционные потоки. И поневоле напрашивается вывод, что воспитание подрастающего поколения все-таки государственная задача. Что может сделать тот же созданный при центре «молодёжный клуб»? Да ничего, хоть и собирается в нём до 200 человек и местных, и пришлых.
Пинками к толерантности?
И поневоле возникает вопрос о том, как государство может проводить такую масштабную работу? Лично у меня возникает вполне оруэлловско-замятинская фантасмагория. Итак, на окраинах городов строятся школы-колонии за колючей проволокой. Военизированные «детские» подразделения УФМС привозят в такие заведения, несмотря на протесты родителей, школоту всех национальностей. Там пинками и мордобоем вдалбливается обеим сторонам, что «надо жить дружно!», одинаково угнетая обе стороны, заставляя их делить скудное питание и кров, а потом отпускают восвояси. Несоблюдение вдолбленных таким образом истин ведёт к повторному попаданию в это заведение. Звучит ужасно, но кто может предложить другие варианты? И каковы они? Кстати, другим подобным фантасмагориям из миграционной сферы я как-нибудь посвящу отдельную статью. Некоторые из них заслуживают не только изучения, но и реализации. Увы, когда я делился ими на всевозможных мероприятиях, даже злыдни-силовики обвиняли меня в кровожадности. А вот интеллигентные общественники, наоборот, заявили, что зачастую цивилизованность определяется страхом…
Шпионский имидж
Здесь я считаю своим долгом поговорить об имиджевой составляющей всех участников миграционного процесса. От которой, как известно, во многом зависит и продуктивность работы. Что касается имиджа чиновников, я этому уже посвятил отдельную статью и повторяться не буду. Перейдём к общественникам. Увы, здесь сказалось повальное конспирологическое помешательство населения страны, которое видит в них «американских шпионов и агентов Госдепа, подрывающих основы государства». И это касается не только миграционной сферы. Например, безобидные любители птичек из «Дронта» из-за получения денег на свои исследования из Казахстана стали почему-то именно американскими шпионами. О чём есть соответствующие заявления лидеров псевдопатриотических организаций. Подобных статистических исследований об образе общественников более чем достаточно. Возвращаясь к миграционной сфере, стоит заметить, что на самом высшем уровне государство понимает, что здесь нужно что-то делать, и выделяет общественникам гранты. Увы, в сознании не только недалёких тётушек, но и государственных чиновников укоренились подобные «страсти по шпионам». Другое дело, что государственные деньги, поступающие в профильные учреждения, в большинстве своём разворовываются, а на остатки проводятся всевозможные праздники национальных культур с песнями и плясками и другие официозные мероприятия. Эффект от которых во много раз меньше, чем от кропотливой работы энтузиастов-одиночек. Точнее, нулевой. Если смотреть масштабно, то получается, что глупый обыватель ненавидит своих единственных спасителей, тех, кто хоть как-то пытается цивилизовать прущие на него орды пришельцев. Можно сказать, «государево дело» делают. За это им президент и гранты выделяет!
Неграмотные крестьяне?
С имиджем самих приезжих совсем плохо. Многочисленные эпитеты, звучащие в их адрес, думаю, приводить не стоит, их и так все знают. И опять же полуграмотные азиатские крестьяне определяют имидж всех приезжих, среди которых, например, есть вполне интеллигентные технари-инженеры из Чехии и других бывших стран Варшавского договора. Об этом также имеется соответствующая статистика. Увы, миграция – то самое явление, где всё определяет большинство. Но вина за это сваливается на СМИ, дескать, те всех стригут под одну гребёнку. Всевозможные идеологи обвинили даже создателей образов «Джамшута и Равшана» в пропаганде какой-то там нетерпимости. А то, что они во многом списаны с окружающих реалий, никого не волнует. Кстати, на мой взгляд, в этих образах нет ничего плохого. Наоборот, весьма позитивные персонажи, достаточно вспомнить русскую сказку про Иванушку-дурачка. Поэтому на мифах о мигрантах стоит остановиться подробнее. Один из них, что российская экономика может обойтись без мигрантов. Увы, статистика показывает, что с нынешним приростом миграции мы не покрываем убыль трудоспособного населения. Данные Росстата показывают, что волны миграции приходятся на снижение уровня безработицы. Т. е. разговоры о том, что пришельцы отбирают наши рабочие места, неуместны. Тем более что, как правило, это низкоквалифицированный труд. Но здесь также неуместно воззрение, что мигранты – спасители российской экономики. Это уже крайность, вклад мигрантов в ВВП страны менее 10%. Здесь есть ещё один миф, что приезжие – дешёвая рабочая сила. Увы, работяга из Узбекистана зачастую получает около 30 тысяч рублей в месяц. Но вкалывает, как вол, и не пьёт. А средняя зарплата по Руси – 15–20 тысяч. Словом, миграционные потоки – это живая и крайне неоднозначная субстанция и тема для отдельного исследования.
Жадные диаспоры
Продолжая свои изыскания в области имиджа, я поневоле в очередной раз возвращаюсь к теме национальных диаспор. Их я уже обвинил в бездеятельности, отсутствии работы с земляками, коррупционных связях с чиновниками и многих других серьёзных грехах. Вот это пока и есть их имидж. Особо наглядно это видно на всевозможных заседаниях. Кстати, здесь есть интересный культурологический момент. Для кавказцев появление в свет сопровождается дорогим костюмом и такой же иномаркой. А вот представители Средней Азии могут и в драном свитере прийти! Но потом посмотрят на коллег и обзаведутся костюмчиком от «Гуччи» и «мерином» последней модели – для них это не проблема.
Кстати, разговоры о своём имидже они терпеть не могут, посему дискуссия об этом шла в основном с экспертами. В результате мы пришли к выводу, что диаспорам нужно нанимать серьёзных пиарщиков и имиджмейкеров. Пусть те хотя бы их врать грамотно научат! Один раз я даже предложил себя на эту роль – больно подзаработать хотелось, да и интересно было. Увы, диаспоры жадничают и предпочитают вкладываться в дорогие авто и недвижимость.
В следующей статье мы поговорим о самом загадочном и даже аномальном инструменте государственного контроля за мигрантами – приёмниках-распределителях.