.
Папа, мама и шестеро детей .семья токаря-виртуоза Василия Казакова.
Классический семейный снимок, каких сегодня почти не делают
В сентябре 1947 года, в разгар празднования 800-летия Москвы, эти люди удостоились очерка в газете «Московский Автозаводец», как эталонная советская семья, наглядное доказательство преимуществ социалистического строя. Начинали с нулевой отметки, а стали лучшими станочниками и авторитетными инженерами..
Отец семейства Василий Алексеевич, в десять лет ушел на заработки из родного села Наречино Можайского уезда. Перепробовал множество профессий. И, в конце концов, подросшие дети, очарованные видом первых советских автомобилей( примерно так же, как сегодня их внуки очарованы электронными гаджетами!), перетащили мастера, способного творить с металлом любые чудеса, с завода «Динамо» на автозавод имени Сталина.
Вот они, ещё молодые, но уже немало успевшие. Смотрят в фотообъектив с хорошими надеждами на будущее. Позади рабфак, сделавший возможным получение высшего образования. Мечты папы с мамой сбываются.. Как и отец – они не пьют и не курят. А если и не соглашаются с чем-то с родителями, то лишь в действительно очень серьезных вопросах…Среднему из братьев директор автозавода имени Сталина Иван Лихачев предлагал пойти на Высшие комсомольские курсы, откуда бы он вернулся комсоргом ЗИСа…Дивная перспектива для впечатляющей карьеры! Но Владимир сказал: «Я инженер и хочу им остаться!» После чего ушел в оборонный НИИ, только-только созданный молодым Дмитрием Устиновым.
Заботясь о справедливой композиции снимка, отец особо выделил старшую дочь Шуру.
Все остальные дети стоят за спинами родителей.
А Шура сидит в центре композиции.
У ровесницы 20го века пока ещё все впереди..
Она помогала матери нянчить и учить уму-разуму младших сестер и братьев . Сумела окончить гимназию до 1917 года. (Такое оказалось возможно в эпоху императора, не приветствовавшего слишком образованных «кухаркиных детей»! )Окончила в Москве Институт физкультуры и начала работать спортивным инструктором в Институте глухонемых..
Сей уникальный опыт помогал Александре Васильевне решать свои и чужие проблемы, примиряя людей, казалось бы, неспособных услышать друг друга.
Брат Владимир, возглавлявший на военном заводе в Подлипках бригаду наладчиков литейного оборудования, из командировки на Урал в 1945 году вернулся с молодой красивой женой .И младшие сестры Александры приняли появление «гостьи» в штыки: «Это на Урале ты директор средней школы, а тут всего лишь беременная домохозяйка!» Под их влиянием и бабушка Дуня заявила : «С младенцем сидеть не стану! Со своими насиделась!»
Кипящий котел эмоций не взорвался лишь благодаря Шуре., появлявшейся в Москве налетами с военно-морской базы в Лиепае, где служил её муж-подполковник. Она не призывала вывесить белый флаг и «сдаться». А просила обратить внимание на мастерство «уралочки»,демонстрировавшей виртуозность и на кухне и за швейной машинкой «Зингер». громыхавшей словно танк: «Давайте лучше у неё поучимся! Не хотите? Так я одна стану учиться! Какие вкусные у Надежды получаются эклеры!»
Высокая оценка её способности примирять казалось бы непримиримых была дана ещё в 1920 году .Крестьянский сход деревни Наречино обратился к завкому автозавода АМО с просьбой направить сотрудницу заводоуправления Александру Васильевну Казакову в родные места для преподавания в школе.
После того, как в Гражданскую войну спалили церковь и расстреляли батюшку-попа, духовную жизнь крестьян никто всерьез не организовывал. Местные власти даже не понимали что это такое.
Москва посылала «Инструктора Жизни» в ближние и дальние края. Её педагогический талант высоко ценили. Но, опекая чужих детей, она не забывала держать в ежовых рукавицах своего единственного сына. А ему мамин диктат даже нравился. Накачивая мускулы с помощью штанги в углу родительской комнаты в коммуналке, Леша любил повторять « У кого из-под штанов вылез живот, тот животное!»
Автомашину себе сын собрал собственными руками – из деталей с автосвалки. Только движок был новый. Тогда дети самокаты мастерили своими руками из двух досок и пары подшипников. Не предполагая, что скоро наступят времена, когда на импортных самокатах станут раскатывать даже по станциям метро.,.
Ребятишки, которых Шура нянчила и учила плавать и бегать на лыжах, вырастали, обзаводились семьями. Но когда возникала нужда – бежали за помощью к тетке, ещё при жизни дедушки с бабушкой получившей многие полномочия главы семьи. У неё занимали деньги. Ей подбрасывали на лето своих отпрысков. Да и не только на лето, а когда. кто-то из ребят заболевал и становился опасен для здоровья других обитателей коммунальной квартиры .Спокойствие возвращалось, едва на пороге появлялись Шура и пожилая врачиха из поликлиники, лечившая несколько поколений большой семьи и ставившая безупречно точный диагноз .без всяких анализов и рентгенов..
Ненадолго отрываясь от своих любимых роз, тетка открывала молодым людям, какие увлекательные занятия чистка картошки и изготовление простокваши из деревенского молока. А, перехватив заинтересованный взгляд, брошенный племянником на девушку с соседней дачи, будто невзначай произносила «Женщинами не рождаются! Женщинами становятся!»
На одном из старых фото тётя Шура запечатлена в момент занятий танцами со своими ученицами. У неё там потрясающе прямая спина. Как приучили ещё в гимназии .Нечто подобное я видел только у балерин Большого театра да у африканок, невозмутимо и величаво вышагивающих вдоль шоссе с громадными мешками картошки на головах.…
В «перестройку» французский телеканал снял фильм о старшем из сыновей мастера Казакова Николае, выбрав его и его семью из множества достойных персонажей, способных претендовать на роль типичной ячейки советского общества.
Французский фильм показали и по московскому телевидению.
Николай Васильевич от увиденого впал в некоторое уныние. Ветеранов первого в СССР автозавода использовали как иллюстрацию к утверждениям, что автогигант якобы деградировал вместе со страной, его вырастившей. Мол, вовсе не о том мечтали в молодые годы героические старики. А раз «отречение от Старого Мира» сделало пришествие «Светлого Завтра» не очень-то и светлым –может быть, не стоило за него бороться?!
Телевизионщики воспользовались незнанием норм, обязательных при сотрудничестве автора и персонажа. Содержание сценария с Николаем Васильевичем не согласовывали.
И доверчивый ветеран отправил редакторам французского телеканала и их российским коллегам пылкие письма, что его именем воспользовались для пропагандистских утверждений, далеких от того, во что он свято верил и продолжает верить и ради чего трудился всю жизнь.
Ответа так ни от кого и не дождался.
Наверняка досадуя, что если бы прежде, чем сниматься у французов посоветовался с мудрой сестрой Шурой. неистребимые идеи построения справедливого общества могли получить действительно неплохую телевизионную трибуну.