Авторский блог Евпраксия Макошева 14:00 27 февраля 2023

Если бы не война

от Зарядья до культуры отмены

Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.

Я понял, что я игрушка
В тылу же - купцы да знать.
И твёрдо простившись с пушками
Решил лишь в стихах воевать.

Я бросил мою винтовку,
Купил себе "липу", и вот
С такою-то подготовкой
Я встретил семнадцатый год...
С.Есенин


В зале Зарядье г. Москвы Симфонический оркестр Мариинского театра во главе с Маэстро Валерием Гергиевым первого и второго марта встретит вместе со слушателями весну и исполнит симфонии Г. Берлиоза (Фантастическую), А.Брукнера (четвёртую), Ф.Мендельсона (Итальянскую) и симфоническую поэму Р. Штрауса "Жизнь героя". На том, что именно во время войн и революций, именно в тех местах, где сосредоточены центры конфликтов, появляются гениальные композиторы, а у них, в свою очередь, рождаются творения, хочется остановиться поподробнее. Имена именно таких композиторов представлены в афише Мариинского театра. Возможно, они выбраны Маэстро Гергиевым не только в честь юбилеев и для воодушевления в эти дни 2023 года.

В бурные военные и революционные годы девятнадцатого и двадцатого веков в Европе и России появлялись гениальные произведения литературы, музыки, искусства. Брожения умов, рождённые в периоды войн и борьбы наций за лучшую для человека жизнь приводили к брожениям в сфере технологий и культуры, промышленному развитию и экономическому росту, политическим объединениям и разделениям государств, к тому, что в поле идей рождались новаторские творения.

Предваряющее эту статью стихотворение Есенина было написано в России сто лет назад. Сменяли друг друга войны. А двести двадцать лет назад во Франции родился другой творец-бунтарь, нарушитель традиций и правил, который закрывшись в своей парижской квартире во время сменившей Карла X на Луи-Филиппа Июльской революции 1830 года, решил-таки закончить обязательное для третьего тура композиторского конкурса симфоническое произведение. В два предыдущие раза, подав заявку на участие в этом конкурсе, Гектор Берлиоз не смог добраться даже до второго тура, а в этот раз победил, заработав деньги, в которых отчаянно нуждался, потому что отец-врач отказал сыну, не пошедшему по медицинской стезе, в поддержке. Под звучавшие под окнами выстрелы он окончил работу, тут же взял два пистолета и понёсся бегать по улицам французской столицы и палить с обеих рук в запале революционного порыва. Ровно через месяц после этого Берлиоз написал прославившую его, непривычную по форме и мелодике, страстную от взрывных эмоций, необычную своей пятичастностью "Фантастическую симфонию". В тот военный для Франции год Гектор Берлиоз стал знаменит. Витали в воздухе энергии обновления.

Антон Брукнер, творчески рождённый в период тридцатилетнего брожения в немецкой культуре во времена затяжных конфликтов с соседями и последовавшего за ними объединения германских земель вокруг Пруссии после победы над второй Французской империей, и тоже ставший знаменитым, наиболее близок к философско-романтической доктрине симфонизма. Его музыку можно описать не просто, как романтическую австрийскую. Темы Брукнера будто и сами возникают при Творении на Небесах Первого дня. Музыка его прекрасна настолько, насколько прекрасен может быть человек в предельном выражении себя, как божественной цели, как лучшего создания. И особенно ярко эти качества музыки Брукнера проявлены в 4-й и 8-й симфониях. В Зарядье в этот раз мы услышим четвёртую.

В девятнадцатом веке не только перед Германией стояла величайшая задача объединения в одно государство. Такие же амбиции имели и желавшая укрупниться и воевавшая почти весь век Франция, и Италия, все северные регионы которой находились под австрийским протекторатом, а восточные никак не могли покончить с французским влиянием. В итоге, в Западной Европе ко второй половине ХIХ века лишь Германии удалось стать империей и её культура подарила нам огромное число гениев-философов, математиков и композиторов. Впрочем, великое наследие мы получили в мировую копилку и от других стран-борцов, клавших жизни своих граждан в сражениях. Польша боролась, но попала в Российскую империю. Французы ( некоторые из композиторов - Бизе, Гуно, Берлиоз, Тома) и итальянцы (Россини, Беллинни, Верди, Пуччини), ещё раз попытавшиеся в ХХ веке удовлетворить свои имперские амбиции, тоже проиграли. Всех возникших в бифуркационные периоды творцов перечислить здесь не представляется возможным. Но важно отметить, что ни американская, ни британская нации, имевшие большое влияние в мире и множество колоний, не оставили какого-либо культурного следа в истории. Нам не известны великие композиторы-англичане или американцы не только девятнадцатого века, но и двадцатого и двадцать первого. Те, которые известны, кажутся навязанными насильно или притянутыми за уши. Так и не вспомнишь. Возможно, дело тут в высших целях. Ведь - стремление к свободе, освобождение от гнёта и строительство лучшего жизнеустройства для граждан - это цель одного порядка, а вот завоевать и удерживать вассалов в состоянии рабства ради прибыли любыми способами - совсем другого. Поэтому Россия, Италия, Германия, Испания, Франция, Венгрия, Польша... оставили великое наследие, а англичане, подсадив Китай на опиумный чай, изуродовав Африку и Индию нищетой, межплеменными конфликтами и пробирочными заболеваниями,- нет. И здесь уместно упомянуть вместе с теми, чья музыка прозвучит 1-2 марта, немцев и австрийцев Моцарта, Бетховена, Гайдна, Вагнера, Штраусов отца и сына... Даже Феликс Мендельсон, Итальянская симфония которого тоже прозвучит в исполнении оркестра Мариинского театра 2 марта, называл себя немцем, ему хотелось быть частью великой культуры.

Скажу ещё пару слов о событиях, которые происходят прямо сейчас на подмостках театров.

Когда была объявлена политика Отмены, многие оркестры западного мира вдруг заиграли именно русскую классику. Романсы Рахманинова запел немец Ионас Кауфман, оперы Чайковского "Пиковая дама" и "Евгений Онегин", не испорченные режиссёрской пошлостью, дали в концертном исполнении оркестра Берлинской филармонии и в Германии, и в Швейцарии под управлением Кирилла Петренко, фортепианные концерты Рахманинова прозвучали в Неаполе, Сеуле, вашингтонском Кеннеди-Центре и нью-йоркском Карнеги-холле уже и в наступившем 2023 году. В миланском Ла Скала сезон был открыт "Борисом Годуновым" Мусоргского. Примеров много. Гениальная музыка принадлежит всем прогрессивным людям мира. Так было и так будет. Запретить талант и Божественную одарённость никакой нации невозможно.

Но зато в другом отличились, как всегда, ненаши наши. В февральские дни 2023 на оперной сцене Мюнхена Дмитрий Феликсович Черняков в очередной раз ваяет шедевр о России по мотивам романа Льва Толстого "Война и мир" на музыку оперы Д. Шостаковича. На этот раз бас музыкального театра им.Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Ульянов снова выйдет на подмостки в образе Кутузова. Но, если в московской постановке "Войны и мира" десятилетней давности главного режиссёра театра, А.Тителя, полководец был одет в соответствии со статусом и вёл себя, как и подобало русскому аристократу наполеоновских времён, то в сегодняшней постановке Баварской оперы Кутузов будет в засаленной тельняшке, нечистотах и со стаканом в руке. Будут и другие любимые Черняковым физиологические эффекты, выдуманные, впрочем, не только для Кутузова, а и для всей героической "русской армии ala Tchernyakoff". Нетрадиционный, как обычно у очернителя Чернякова, спектакль о России. Его интерпретация о свободах западного мира.

Сразу в нескольких европейских и американских музеях подменили надписи под полотнами прославленных живописцев России. Архип Куинджи, Илья Репин и Исаак Левитан стали на прошлой неделе украинцами в нью-йоркском МЭМО и Художественном музее Вашингтона на Молле. Пушкин во французском СМИ объявлен французским поэтом. Культура отмены, культура подмены.

Другой "бывший русский", а вернее внук бывшего одессита, покинувшего Россию, когда начались сталинские гонения на уничтоживших аристократическую, научную, религиозную, культурную и военную элиты старой России большевиков первой волны, гениальный режиссёр европейского политеса Барри Коски, ставит в настоящее время спектакль на сцене главного театра Испании, мадридского Real, по другой опере Д.Шостаковича, "Нос". Если бы Н.Гоголь увидел, в какие места и по сколько человек нетрадиционно и по-европгейски свободно жарят всех и вся в пространстве сюжета его повести, написанной совсем не об этом, он возможно, снова ожил бы и вышел из могилы для того, чтобы серьёзно поговорить с Коски.

Когда-то обученные в стенах российских университетов и институтов, живущие теперь в Европах "мастера и их последователи", легко перенаправили стрелы с душевным ядом на ненавистную теперь страну и продают своё злобное однообразное самовыражение, используя Эзопов язык Шостаковича. Он понятен любому, он ярок, Дмитрий Дмитриевич неоспоримый гений и средства выразительности композитора оказались как нельзя более кстати для поуехавших подзаработать охальников, предугадывающих желания глобальных хозяев в духе "как прикажете". В его музыке мы слышим, как издевательски-гениально ёрничает он короткими вскриками валторн, тромбонов и труб или смехом струнных над чиновничеством прошлого века, иронизирует над пороками героев "Носа", как судит запутавшихся провинциальных разбогатевших простаков, полуизменников и полуубийц из "Леди Макбет Мценского уезда", и как в Пятой симфонии, герои которой так узнаваемы, ужасает системой государственной машины-катка, сминающей человеческие жизни. Но важно тут другое. И Гоголь, и Толстой, и Шостакович заставляют человека думать и становиться лучше, их творения дают пищу к размышлениям, показывают многообразие чувств и решений. А вот талант режиссёров не просматривается вне времени и надмирно, он начинается и заканчивается конъюнктурно, как вовремя "кушать подано", они ходят по узкому коридору ровным антирусским строем извращенцев, морально-нравственный уровень которых не просто низок, он отсутствует. Своими для русского мира композиторами и писателями они пытаются бить по России для возбуждения ненависти к ней. Это неприятно, но не более. Русская культура переживёт, увидит мельком лица дельцов, отметит их галочкой, как назойливых мух, и пойдёт дальше.

Ещё несколько новостей

26 февраля в Северо-Осетинском театре оперы и балета состоялась премьера духовной оперы "Александр Невский" композитора Грайра Ханеданьяна. Очень точное попадание во времени.

24 февраля в Казани завершился Шаляпинский фестиваль, проведённый Мариинским театром.

На нескольких площадках стадионов 23 и 24 февраля в честь защитников Отечества люди снова, как когда-то в советские времена равных, или в дореволюционные, когда в дни ведических праздников пели в хороводах на Масленницу и Купалу, запели вместе. Правда, тогда никому не приходило в голову, как сегодня Газманову, стыдливо на время праздника заклеить лейбл Гуччи на куртке стоимостью 300 тысяч, стоя перед воинством. Выбора между рыбкой и велосипедом, крестиком и трусами делать не нужно было. Другие люди, другие времена.

1.0x