Сообщество «Информационная война» 15:39 9 июня 2020

Эшелоны киберугроз

компания "Крибрум" опубликовала отчёт "Информационная война против России. Часть 1. Конструирование образа врага"

Российская компания "Крибрум" опубликовала отчёт "Информационная война против России. Часть 1. Конструирование образа врага", выполненный на основе анализа русскоязычных социальных медиа и англоязычного информационного потока Twitter.

На представленных в отчёте графиках распространения сообщений в англоязычном и российском сегментах социальных медиа наглядно показано, как с очень небольшим временным «лагом» сообщения экспортируются в российский сегмент интернета, то есть отношение к России в связи с какими-то событиями формируется на Западе и затем переносится в российские социальные медиа.

Лингво-семантический анализ иностранного сегмента позволил сделать вывод, что пользователи Twitter опасаются киберугроз со стороны России. На формирование и поддержание подобных опасений существенно повлияли многочисленные бездоказательные обвинения России в кибератаках на образовательные, медицинские учреждения и медиа разных стран. Интенсивность подобных «вбросов» резко возросла в 2019-2020 годах.

Сегодня к этому добавились обвинения России в фальсификации статистики по коронавирусу и сообщения о взломе почты высших чиновников ФРГ российскими хакерами.

Популярны теги о вмешательстве России в выборы, особенно в президентские выборы США 2016 года. Кстати, задолго до той избирательной кампании в социальных медиа распространялись обвинения в адрес «российских специалистов» в агитации за одного из кандидатов. Пик распространения этих публикаций пришёлся на период с ноября 2016-го по январь 2017 года, когда начали массово распространяться хештеги #RussianHacking, #Russiantrolls и тому подобное. Эти теги с мая 2020 года, в преддверии новых выборов президента США используются всё чаще, то есть процесс запущен снова и будет идти по нарастающей.

Россию также обвиняют по вопросам, не связанным с США. Например, в «оккупации» территории Крыма, части Донецкой и Луганской областей.

Авторами сообщений с обвинениями в адрес России являются более 1,2 миллиона аккаунтов. В западном сегменте большое количество бездоказательных сообщений о русской агрессии распространяют популярные источники о спорте и музыке, такие как Rolling Stone, BBC Sport и другие, рассчитанные на массовую аудиторию.

Очень часто обвинения России в причастности к «хакерским атакам» готовятся заранее, чтобы потом использовать их для блокирования информационных поводов, благоприятных для нашей страны. Например, сообщения о кибератаках на британские медицинские учреждения, появившиеся в СМИ и соцсетях в конце марта 2020 года, были резко активизированы в апреле после предложенного постпредом России в ООН проекта резолюции о снятии санкций ради борьбы с коронавирусом. Посыпались сообщения типа: «Стоящая за атаками на британские лаборатории группа хакеров базируется в Грузии и связана с Кремлём и российскими службами безопасности», «Университеты и исследовательские центры были атакованы киберпреступниками, которые действуют под патронатом России, Китая и Ирана», и т. д.

В мае 2019 года прошли сообщения о том, что несколько сотен школ Польши получили электронные письма с информацией о том, что школа заминирована. Но стоило год спустя министру иностранных дел Польши заявить о важности улучшения отношений с Россией, как медиа запестрели "разоблачениями": «За серией ложных сообщений о бомбах в школах в прошлом году стоит ГРУ Минобороны России», «Польша стала ещё одним фронтом кибервойн, которые возглавляет РФ» и т. д.

Исследуя эти и подобные информационные вбросы, специалисты "Крибрума" выявили алгоритм формирования негативного информационного поля в отношении нашей страны. Первый этап — конструирование образа России как врага в зарубежных СМИ и социальных медиа. Второй этап — формирование негативного общественного мнения жителей зарубежных стран по отношению к России в целом. Третий этап — трансляция этого «образа врага» в российский сегмент социальных медиа. Четвёртый этап — формирование негативного общественного мнения в России по отношению к руководству страны.

Информационная война в современном мире — это война, основанная на манипуляциях с использованием «больших данных». Вот что говорит об этом глава компании "Крибрум" Игорь Ашманов, ведущий российский специалист в области поисковых и лингвистических технологий: «Мы мониторим социальные сети и СМИ, обнаруживаем вбросы и информационные атаки и можем сказать с уверенностью: информационная война на нашей территории идёт давно, и пока "господство в воздухе" — у нашего потенциального противника».

Представленное исследование является первым и очень важным шагом на пути к комплексному, научно-обоснованному осмыслению развёрнутой против России «войны образов» и информационной картины мира в целом.

1.0x