Российская компания "Крибрум" опубликовала отчёт "Информационная война против России. Часть 1. Конструирование образа врага", выполненный на основе анализа русскоязычных социальных медиа и англоязычного информационного потока Twitter.
На представленных в отчёте графиках распространения сообщений в англоязычном и российском сегментах социальных медиа наглядно показано, как с очень небольшим временным «лагом» сообщения экспортируются в российский сегмент интернета, то есть отношение к России в связи с какими-то событиями формируется на Западе и затем переносится в российские социальные медиа.
Лингво-семантический анализ иностранного сегмента позволил сделать вывод, что пользователи Twitter опасаются киберугроз со стороны России. На формирование и поддержание подобных опасений существенно повлияли многочисленные бездоказательные обвинения России в кибератаках на образовательные, медицинские учреждения и медиа разных стран. Интенсивность подобных «вбросов» резко возросла в 2019-2020 годах.
Сегодня к этому добавились обвинения России в фальсификации статистики по коронавирусу и сообщения о взломе почты высших чиновников ФРГ российскими хакерами.
Популярны теги о вмешательстве России в выборы, особенно в президентские выборы США 2016 года. Кстати, задолго до той избирательной кампании в социальных медиа распространялись обвинения в адрес «российских специалистов» в агитации за одного из кандидатов. Пик распространения этих публикаций пришёлся на период с ноября 2016-го по январь 2017 года, когда начали массово распространяться хештеги #RussianHacking, #Russiantrolls и тому подобное. Эти теги с мая 2020 года, в преддверии новых выборов президента США используются всё чаще, то есть процесс запущен снова и будет идти по нарастающей.
Россию также обвиняют по вопросам, не связанным с США. Например, в «оккупации» территории Крыма, части Донецкой и Луганской областей.
Авторами сообщений с обвинениями в адрес России являются более 1,2 миллиона аккаунтов. В западном сегменте большое количество бездоказательных сообщений о русской агрессии распространяют популярные источники о спорте и музыке, такие как Rolling Stone, BBC Sport и другие, рассчитанные на массовую аудиторию.
Очень часто обвинения России в причастности к «хакерским атакам» готовятся заранее, чтобы потом использовать их для блокирования информационных поводов, благоприятных для нашей страны. Например, сообщения о кибератаках на британские медицинские учреждения, появившиеся в СМИ и соцсетях в конце марта 2020 года, были резко активизированы в апреле после предложенного постпредом России в ООН проекта резолюции о снятии санкций ради борьбы с коронавирусом. Посыпались сообщения типа: «Стоящая за атаками на британские лаборатории группа хакеров базируется в Грузии и связана с Кремлём и российскими службами безопасности», «Университеты и исследовательские центры были атакованы киберпреступниками, которые действуют под патронатом России, Китая и Ирана», и т. д.
В мае 2019 года прошли сообщения о том, что несколько сотен школ Польши получили электронные письма с информацией о том, что школа заминирована. Но стоило год спустя министру иностранных дел Польши заявить о важности улучшения отношений с Россией, как медиа запестрели "разоблачениями": «За серией ложных сообщений о бомбах в школах в прошлом году стоит ГРУ Минобороны России», «Польша стала ещё одним фронтом кибервойн, которые возглавляет РФ» и т. д.
Исследуя эти и подобные информационные вбросы, специалисты "Крибрума" выявили алгоритм формирования негативного информационного поля в отношении нашей страны. Первый этап — конструирование образа России как врага в зарубежных СМИ и социальных медиа. Второй этап — формирование негативного общественного мнения жителей зарубежных стран по отношению к России в целом. Третий этап — трансляция этого «образа врага» в российский сегмент социальных медиа. Четвёртый этап — формирование негативного общественного мнения в России по отношению к руководству страны.
Информационная война в современном мире — это война, основанная на манипуляциях с использованием «больших данных». Вот что говорит об этом глава компании "Крибрум" Игорь Ашманов, ведущий российский специалист в области поисковых и лингвистических технологий: «Мы мониторим социальные сети и СМИ, обнаруживаем вбросы и информационные атаки и можем сказать с уверенностью: информационная война на нашей территории идёт давно, и пока "господство в воздухе" — у нашего потенциального противника».
Представленное исследование является первым и очень важным шагом на пути к комплексному, научно-обоснованному осмыслению развёрнутой против России «войны образов» и информационной картины мира в целом.