Авторский блог Алексей Комогорцев 00:10 29 сентября 2021

Эсхатологические сценарии как средство управления историей

«концептуальная лоза», с помощью которой на «мировой шахматной доске» создаются конкретные «дорожные карты»

Публицист и культуролог Владимир Можегов предлагает рассматривать историю как арену столкновения двух глобальных мессианских проектов и стоящих за ними идей: римско-имперской (христианско-мессианской) и иудео-мессианской (антихристианской), за которой под определённым углом зрения проступают «тени» финикийской (ханаанско-карфагенской) цивилизационной проектности[1]. Все прочие проекты и подпроекты (исламский, католический, европейский, китайский, иранский, индийский и пр.) так или иначе оказываются вовлечёнными в орбиту этого глобального метаисторического противостояния, из которого складывается ткань текущего исторического процесса[2].

Метафизическим ядром глобальных мессианских проектов служит религиозная эсхатология и, конкретно, эсхатологические сценарии, являющиеся, по выражению политолога и философа Вадима Цымбурского, «концептуальной лозой»[3], с помощью которой на «мировой шахматной доске» создаются конкретные «дорожные карты», направленные на реализацию той или иной долговременной политической стратегии.

Во многом именно через эсхатологические сценарии и их проекции на текущую реальность происходит прямая трансляция мифологического и метафизического из области идеального (сакрального архетипа) в область материального и исторического. В традиционной религиозной оптике именно на этом (зачастую бессознательном) уровне устанавливаются направляющие и управляющие связи конкретного народа (или отдельного его сегмента, представленного в т.ч. различными религиозными течениями) с окормляющими его высшими существами (элохимами, эгрегорами, ангелами-покровителями народов).

Л. Тихомиров в работе "Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира" опровергает бытующее мнение, согласно которому Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова, наряду с Книгой пророка Даниила являющийся центральным текстом христианской эсхатологической традиции, «доступен пониманию только людей, достигнувших особенно высокого состояния своего духовного “я”». Оговаривая неоспоримые трудности понимания Апокалипсиса, пророчеств Даниила и проч., Тихомиров указывает, что Апокалипсис дан вовсе не для одних пророков: «Это таинственное Откровение обращено к совокупности верующих нескольких церквей, ко множеству людей, среди которых были и далеко не безупречные: носишь имя, будто жив, но ты мёртв (Откр. 3, 1). А в заключение Иоанн Богослов говорит всё‑таки: Блажен соблюдающий слова пророчества книги сей (Откр. 22, 7). Да и Сам Спаситель указывал нам быть внимательными к признакам времени: Вы же берегитесь. Вот, Я наперёд сказал вам всё (Марк 13, 23). Он даже упрекает тех, которые умеют различать лицо неба и земли, а признаков времени не различают»[4].

Цымбурский, в свою очередь, в указанной выше работе заостряет внимание на том, что первая глава Откровения «призывает благословение на “читающего и слушающих слова пророчества и соблюдающих написанное в нём”, т.е. на всех, кто примет Апокалипсис за подлежащий к исполнению всемирный сценарий».

Позиционируя «внимание к эсхатологии» как «совершенно обязательное для христианства», Тихомиров одновременно предостерегает: «Понятно, что быть внимательным не значит быть увлекающимся, легкомысленным и субъективным, и именно для избежания субъективности и легковерия в деле столь важном, как предвидение событий мировой жизни и её конца, следует в эсхатологическом чтении соблюдать всё против этой предосторожности».

Это предупреждение чрезвычайно своевременно, поскольку, как показывает практика, в указанной области может быть произведена не только ошибочная интерпретация, но и до определённой степени успешная имитация или даже откровенная подмена, направленная на перехват управления, т.е. позволяющая установить контроль над определённой, «решающей» частью общества (в лице представителей его религиозно-политической элиты), а через него и над всем обществом в целом. Такая подмена сопровождается навязыванием захватываемому сегменту общества искажённого эсхатологического сценария в качестве актуальной метафизической модели.

Наиболее показательным примером подобного положения дел служит ситуация, сложившаяся в сфере религиозно-политической эсхатологии в США.

Согласно расхожему либеральному клише, накрепко запечатлённому усилиями западных СМИ в массовом сознании, религиозный фундаментализм прочно ассоциируется с исламским миром, которому противостоят демократические страны Запада во главе с США. Однако штамп о секулярности и прогрессизме политического истеблишмента США, базирующихся на принципах светского гуманизма, не соответствует реальной действительности. В XIX веке министр иностранных дел Франции А. де Токвиль, являющийся автором историко-политического трактата "Демократия в Америке" (1835–1840), писал, что религию в США «следует считать первым политическим институтом этой страны»[5].

Начиная с момента провозглашения Декларации независимости 4 июля 1776 года одним из важнейших внутренних религиозно-политических факторов США было и остаётся непрекращающееся влияние радикальных протестантских сект на политику и политический истеблишмент американского государства. Оформившиеся в борьбе против Британии имперские устремления англосаксонской элиты Америки в симбиозе с протестантским фундаментализмом приобрели радикальный милленаристский эсхатологический характер, отчётливо прослеживающийся в теологии доминионизма, популярной в правящих кругах США.

Доминионизм (также известный как теология доминиона) представлен группой христианских политических идеологий, декларирующих создание нации, управляемой христианами, на основе их понимания библейского закона. Наиболее известными приверженцами этой теологии являются представители кальвинистского христианского реконструкционизма, римско-католического интегрализма, харизматического и пятидесятнического богословия, новоапостольской реформации и др. Большинство современных движений, объединённых теологией доминиона, выделились из различных религиозных движений в 1970‑е гг.[6].

Религиозный аспект этой политической идеологии состоит в том, что Тысячелетнее Царство Христа, о котором говорится в 20‑й главе Откровения св. Иоанна Богослова, не следует ожидать в будущем, ибо оно уже наступило (вопреки трактовке сторонников т.н. премилленаризма, полагающих, что установлению Тысячелетнего Царства должно предшествовать Второе пришествие Иисуса Христа[7]). Отсюда вытекает ещё одно наименование доминионизма — «Царство сейчас» (англ. Kingdom Now). Однако хотя это «Царство» и наступило, оно должно прирастать и утверждаться через войну с сатаной, а также через возвращение к первоначальным христианским ценностям. Воссоздавая «империю добра», человек тем самым придаёт миру его первоначальную непорочность, предуготовляя его ко Второму пришествию, призванному увенчать и тем самым завершить земную историю человечества[8].

Эксперты отмечают, что в этом популярном среди американских протестантов религиозно-политическом учении легко различимы гностические нотки: «Согласно ему, со времён грехопадения сатана правит на земле, однако Бог обращается периодически к конкретным людям, которые обязаны помочь ему вернуть утраченное владение (dominion). Таким образом, задачей протестантов становится занятие командных высот в различных сферах общественной жизни и в конце концов получение власти»[9].

Американо-германский геополитик Вильям Энгдаль следующим образом описывает цели данного течения: «Оно основано на убеждении, что в конце времён у части христиан проявятся сверхъестественные способности и они установят власть над всей церковью и всем миром. Верующие христиане всего мира будут реорганизованы под началом “пятигранного служения” (апостолы, пророки, учителя, пасторы, евангелисты). Во главе церкви станут Пророки и Апостолы, избранные Богом»[10].

Доминионисты верят, что их собственное учение, новое «Евангелие Царства», должно прийти на смену старому «Евангелию Спасения». В обращении президента Международной Христианской Торговой Палаты (один из центров доминионисткого влияния на различные протестантские течения) говорится: «Церковь должна перерасти “Евангелие Спасения” и понять, что только когда она начнёт исполнять принципы “Евангелия Царства”, тогда начнутся реальные изменения в жизни городов и наций».

«Царство сейчас» понимается сторонниками доминионизма как земное царство, «организованное по образцу Ветхозаветного Израиля с пророками и судьями во главе. Это царство не только имеет право, но и обязано силой навязывать свой порядок. Как внутри США, так и вовне. Целью доминионизма является достижение именно всемирного господства. Физическое, земное “Царство Божье”, установленное в США, должно подчинить все государства и народы. Disciple Nations Alliance (DNA) декларирует: «Заботы Бога выходят за пределы спасения отдельных индивидуумов. Его план искупления включает в себя исцеление и изменение целых наций».

Один из бывших лидеров американских правых протестантов и известный критик доминионизма Сара Лесли так описывает еретическую природу этого движения: «Доминионисты учат, что людей можно заставить войти в Царствие. Они приписывают Церкви права и обязанности, которые, согласно Писанию, принадлежат только Иисусу Христу. Это включает в себя ещё и эзотерическое учение о том, что в верующем может воплощаться Христос и христианин может действовать как тело Христово на земле, для того чтобы установить власть Его Царствия»[11].

Характерно, что доминионистов поддерживают неоконсерваторы, а сами доминионисты проповедуют сближение с крупным бизнесом и государством. Таким образом, бизнес становится инструментом достижения мирового господства радикальных протестантов, а протестантская миссия — инструментом глобальной экспансии американского бизнеса. Сара Лесли в той же работе комментирует подобные связи следующим образом: «В неразвитых странах третьего мира, особенно богатых природными ресурсами, создаются форпосты для новых корпоративных рынков. Это делается во имя “строительства Царства”. Группы миссионеров работают на корпоративную экспансию и получение финансовой прибыли, будучи связаны с бизнес-корпорациями, которые берут на себя “миссию” расширения своих рынков во имя “строительства Царства”. (Доминионист) Питер Вагнер даже изобрёл новое определение понятия “Эклессия” (греч. “Церковь”) как объединение Церкви и корпоративного рабочего пространства».

К этому следует добавить, что переосмысленные в конкретном геополитическом ключе доминионистские тезисы воплотились в виде концепции «подвижных границ», а также в доктрине, представляющей США в виде «империи добра», ставших основой американского экспансионизма. Тревожный тандем американского эсхатологического эзотеризма, крупного капитала и политического экспансионизма вызывает недвусмысленные параллели с Третьим рейхом, где, с поправкой на европейскую национальную специфику, наблюдалась до боли похожая картина.

Примечательно, что в 2016 году одним из главных кандидатов от республиканского истеблишмента, выдвинутым против Дональда Трампа, являлся сторонник теологии «Доминионизма семи гор» (англ. Seven Mounts Dominionism) сенатор Тед Круз. Приверженцы этого течения верят, что протестанты должны получить контроль над семью аспектами общественной жизни: семьёй, религией, образованием, медиа, развлечениями, бизнесом и государственной властью. Название течения отсылает к тексту из книги пророка Исайи: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» (Исайя 2, 2).

Главный советник Круза и руководитель его «Комитета политических действий», известный евангелист Дэвид Бартон, полагает, что «если контролировать эти семь зон, то можно делать что угодно и контролировать всё, что касается целых народов и континентов, да и всего мира»[12].

В качестве ключевой фигуры предвыборной кампании сенатора Круза выступал его отец Рафаэль Круз, также являющийся горячим приверженцем идеологии доминионизма. В 1975 году Рафаэль Круз эмигрировал с Кубы, оставив католичество и обратившись вместе с женой и сыном в протестантизм. По его собственному признанию, он пережил опыт «рождения свыше», после чего включился в активную политическую деятельность. Рафаэль Круз безоговорочно верит в миссию своего сына, ключевой элемент которой — Еnd Time Transfer Of Wealth, — перераспределение богатства в последние дни.

В августе 2012 года в церкви "Новое начало" в Ирвинге, штат Техас, Рафаэль Круз провёл службу, в ходе которой поведал, что его сын, который к тому моменту только что избрался в Сенат, является ни много ни мало одним из «царей», избранных Богом для перераспределения богатств в последние времена от грешников в пользу праведников. Примечательно, что это громкое заявление было сделано в мегацеркви христианского сиониста Ларри Хага.

Американское новостное и аналитическое интернет-издание The Daily Beast так описывает этот эпизод: «В окружении еврейских символов, включая менору, звезду Давида на пюпитре и шойфер в руке, пастор Хаг отметил, что 2012 год станет годом “божественного правления, когда Бог, не Вашингтон, не Уолл-стрит, начнёт править”. Затем он сказал: “Я знаю, именно поэтому Бог избрал сына Рафаэля Теда новым сенатором. И есть одна восхитительная вещь: через несколько недель начнётся 2012 год (новый год по еврейскому календарю), и это будет означать начало того, что мы зовём ‘Перераспределением богатств в последние времена’. Когда язычники начнут получать это благословение, они уже финансово ‘не пойдут посреди сени смертныя’. Они будут расти, расти и расти. Мы будем возвещать пришествие Мессии”».

Согласно Рафаэлю Крузу и евангелическим пасторам, оказывавшим поддержку его сыну во время предвыборной кампании на всей территории США, Тед Круз избран Богом для того, чтобы помочь протестантам «выйти на рынок, захватить землю и сделать её своим владением».

В числе основных спонсоров предвыборной кампании сенатора Круза фигурируют братья-миллиардеры Фаррис и Дан Уилксы. Фаррис одновременно является пастором церкви "Ассамблея Яхве", члены которой совмещают политический протестантизм, мессианский иудаизм и «рыночную мораль». Члены "Ассамблеи Яхве" считают себя избранными и полагают, что именно они установят обещанное Израилю мессианское царство с центром в Америке.

Справедливости ради нужно отметить, что сам сенатор Круз предпочитает не распространяться о своих религиозных убеждениях, но при этом и не опровергает публичных заявлений, сделанных его отцом. В этой связи необходимо напомнить, что религиозность в США считается одним из необходимых компонентов для совершения политической карьеры[13]. Однако наряду с тем, согласно опросам, проведённым в 2000 году перед президентскими выборами, половина опрошенных считала неправильным, если политик публично заявляет о своей принадлежности к той или иной конфессии[14].

Филоиудейские эскапады Рафаэля Круза отнюдь не являются невинным эксцентричным чудачеством не в меру заботливого отца, стремящегося любой ценой поддержать избирательную кампанию своего чада, как это может показаться на первый неискушённый взгляд. Последовательная поддержка Израиля в качестве главного приоритета внешней политики США — ещё один концептуальный мотив, намертво связывающий американских неоконсерваторов и доминионистов с радикальным американским течением диспенсационализма, близкого к т.н. «христианскому сионизму». По мнению ряда экспертов, именно диспенсационалисты в ХХ веке во многом способствовали выдвижению апокалиптических пророчеств на первый план американской политики

В теологии диспенсационализма (англ. dispensation — распределение, период), получившей наибольшее распространение на территории США в среде плимутских братьев, баптистов, пятидесятников и близких к ним религиозных деноминаций, исторический процесс рассматривается как последовательное распределение Божественного Откровения по периодам. Каждый период начинается с дарования людям нового Откровения от Бога, а заканчивается катастрофой — карой за неповиновение людей Богу. Откровение может дароваться как отдельным людям (Авраам), так и целым народам (Израиль).

Создатель этого учения Дж. Дэрби пришёл к выводу, что Бог в истории имеет двух основных проводников Его воли — Израиль и Церковь, которых Он попеременно использует для воплощения Божественного Замысла. Диспенсационалистскими теологами выделяется особая роль Израиля, который не отождествляется ими с христианской церковью. Весьма показательно, что диспенсационалистский подход к толкованию библейских пророчеств разделяется многими направлениями мессианского иудаизма и религиозными сионистами.

Эксперты отмечают, что значимой чертой диспенсациализма является буквальная просионистская, а не символическая экзегеза Библии. Уже цитированный выше Игорь Нилов отмечает: «Именно поэтому США в ближневосточном конфликте должны поддерживать Израиль, так как с восстановленным Израилем связано эсхатологическое ожидание Конца Света.

На земле Израиля во время “скорби великой” и произойдёт предсказанная Иоанном Богословом последняя битва Мессии с антихристом. Когда наступит Конец Света, истинных, “дважды рождённых” (англ. Born Again) христиан на Земле не окажется. Церковь исчезнет с лица Земли, христиане вознесутся в воздух (англ. Rapture), где вместе с воскресшими из мёртвых праведниками будут пребывать все семь последующих лет. В это время на земле через арабо-израильский конфликт случится ядерный апокалипсис, своеобразное “крещение огнём”. В живых останутся лишь 144 тысячи WASP-ов (белые англосаксонские протестанты — от англ. White Anglo-Saxon Protestant. — А. К.) и евреев, принявших протестантского Христа»[15].

Казалось бы, такая пропитанная насквозь религиозным радикализмом идеология, не обладающая широкой социальной поддержкой и противоречащая официальной доктрине США, не имела никаких шансов взойти к вершинам власти. Однако диспенсационалистам удалось оказать огромное влияние на президента США Рональда Рейгана и вступить в тесный союз с произраильскими неоконсерваторами. Именно Рейган 8 марта 1983 года во время выступления перед Национальной ассоциацией евангелистов США во Флориде публично заклеймил СССР «империей зла»[16].

Нынешний президент США Джо Байден, ставший вторым после Джона Кеннеди католиком в Белом доме за всю историю американских президентских выборов, не раз называл себя сионистом, в т.ч. в интервью 2008 года: «Я — сионист. Не нужно быть евреем, чтобы быть сионистом»[17].

Особое положение, занимаемое Израилем в теологии диспенсационализма, во многом объясняет настоящую позицию США по отношению к России. В диспенсационализме Россия устойчиво ассоциируется с библейским царём Севера Гогом, который должен напасть перед Концом Света на Израиль. Последовательная поддержка и военная защита последнего считается диспенсационалистами прямым метафизическим долгом и исторической миссией США.

Примечательно, что отождествление России с народами Гога и Магога встречается и в православной эсхатологии. Правда, в совершенно иной трактовке. Для начала напомним, что в Книге пророка Иезекииля «Гог в земле Магог» — это «князь Роша, Мешеха и Фувала» (Иезек 38, 2) — «великого сборища полчищ», которые «от пределов севера» должны вторгнуться в Землю обетованную «в последние дни… как буря», чтобы Господь мог явить на них Своё величие, святость и силу.

Обратимся к первоисточнику: «Посему изреки пророчество, сын человеческий, и скажи Гогу: так говорит Господь Бог: не так ли? в тот день, когда народ Мой Израиль будет жить безопасно, ты узнаешь это; и пойдёшь с места твоего, от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное. И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни, и Я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их» (Иезек 38, 14–16).

«Ты же, сын человеческий, изреки пророчество на Гога и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я — на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! И поверну тебя, и поведу тебя, и выведу тебя от краёв севера, и приведу тебя на горы Израилевы. И выбью лук твой из левой руки твоей, и выброшу стрелы твои из правой руки твоей. Падёшь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым. На открытом поле падёшь; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог. И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно, и узнают, что Я Господь. И явлю святое имя Моё среди народа Моего, Израиля, и не дам вперёд бесславить святаго имени Моего, и узнают народы, что Я Господь, Святый в Израиле» (Иезек 39, 1–8).

И далее: «И будет в тот день: дам Гогу место для могилы в Израиле, долину прохожих на восток от моря, и она будет задерживать прохожих; и похоронят там Гога и всё полчище его, и будут называть её долиною полчища Гогова. И дом Израилев семь месяцев будет хоронить их, чтобы очистить землю. И весь народ земли будет хоронить их, и знаменит будет у них день, в который Я прославлю Себя, говорит Господь Бог. И назначат людей, которые постоянно обходили бы землю и с помощью прохожих погребали бы оставшихся на поверхности земли, для очищения её; по прошествии семи месяцев они начнут делать поиски; и когда кто из обходящих землю увидит кость человеческую, то поставит возле неё знак, доколе погребатели не похоронят её в долине полчища Гогова. И будет имя городу: Гамона (полчище). И так очистят они землю» (Иезек 39, 11–16).

В Откровении св. Иоанна Богослова нашествие народов Гога и Магога на «Город Святых», приходящееся на самый закат Тысячелетнего Царства, описано куда более лаконично: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобождён из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырёх углах земли Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их» (Откр. 20, 7–9).

В более поздние времена народы «Гога и Магога» неоднократно отождествлялись с восточнославянскими племенами и татаромонголами. В 1855 году, во время Крымской войны, протестантский священник Камминг уподоблял русского царя с «Гогом принцем Магога». Неудивительно, что некоторые современные зарубежные учёные сочли возможным рассматривать отождествление русских с сатанинским воинством Гога и Магога в качестве общепринятого[18].

Неоднократное указание на такую интерпретацию встречается в одном из наиболее распространённых изданий протестантской Библии, неоднократно выходившем на разных языках и снабжённым примечаниями коллегии из 30 комментаторов. В частности, поясняя смысл появляющегося у Иезекииля в гл. 38–39 полчища Гога, комментаторы пишут: «Намёк на северные державы Европы во главе с Россией… Гог — это, очевидно, князь, Магог — страна. Россия и северные державы в продолжение долгого времени были гонителями рассеянного Израиля. После их попыток истребить “остаток Израиля” в Иерусалиме уничтожение их вполне отвечает и божественному правосудию, и его заветам одновременно. Всё это пророчество касается грядущего “Дня Господня”»[19].

Таким образом, в глазах определённой части западной религиозно-политической элиты Россия оказывается не просто в статусе региональной «империи зла», но авансом приписывается к стану грядущего воинства сатаны, т.е. приобретает статус метаисторического эсхатологического противника. В такой оптике любая сколько‑нибудь значительная международная политическая инициатива современной РФ (к примеру, попытка практической реализация стратегии «Русский Ковчег»[20]) будет неизбежно интерпретирована сквозь призму реализации эсхатологического плана по собиранию народов для грядущего нападения на Израиль, даже если таковое и не планируется в помине.

Отсюда с неизбежностью вытекает прогноз, что при любом внутриполитическом раскладе внутри РФ (даже в случае открытого политического реванша неолиберальных сил) фактический градус договороспособности между Россией и США будет по‑прежнему оставаться на едва ли не самой нижней из предельно допустимых отметок.

В православной эсхатологии наибольшую известность отождествление России с народами «Гога и Магога» получило благодаря пророчеству, приписываемому преп. Серафиму Саровскому, записанному с его слов «служкой Божией Матери и Серафимовым» Н. Мотовиловым и опубликованному впоследствии С. Нилусом.

В тексте пророчества описана ситуация, предшествующая пришествию антихриста, а именно «великая продолжительная война и страшная революция в России, по точному выражению о. Серафима, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский, Пугачёвский, Французская революция — ничто в сравнении с тем, что будет с Россией». Однако «Господь помилует Россию и приведёт её путём страданий к великой славе». Проповедь о воцарении антихриста «будет официально объявлена всем людям, не только русским, но и вселенским, во всесовершённое известие». Антихрист воцарится «в старом Иерусалиме, на всей поверхности земного шара, кроме нынешней территории России и внутренней Азии, где живут 10 колен царства Израильского. Россия сольётся в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрёк устами всех святых: “Грозное и непобедимое царство всероссийское, всеславянское — Гога Магога, пред которым в трепете все народы будут”. И всё это, всё верно, как дважды два четыре, и непременно, как Бог свят, издревле предрёкший о нём и его грозном владычестве над землёю».

В пророчестве особо оговариваются два момента. Первый момент: «Антихрист родится в России между Петербургом и Москвой, в том великом городе, который по соединении всех племён славянских с Россией будет второй столицей царства Русского и назван будет “Москво-Петроградом”, или “Градом конца”».

Второй момент: «До явления антихриста должен состояться Восьмой Вселенский Собор всех Церквей под Единую Главу Христа Жизнодавца и под единый Покров Божией Матери, Единой по Бозе Всемогущей, с оставлением за первым патриархом его царственной власти, как первообраза вечного царства Иисуса Христа, также для объединения и воссоединения всех святых Христовых Церквей против назревающего антихристианского направления под Единую Главу Христа-Жизнодавца и под единый покров Его Пречистой Матери и для окончательного проклятия всего масонства и всех подобных партий (под какими названиями они ни появлялись бы), главные руководители которых имеют одну общую цель: под предлогом полного равноправного благоустройства на земле с помощью фанатизированных ими людей вызвать анархию во всех государствах и разрушить христианство во всём мире, и, наконец, силою золота, сосредоточенного в их руках, подчинить весь мир антихристианству в лице единовластного самодержавного царя, царя Богоборного, одного над всем миром».

О евреях и славянах в пророчестве говорится следующим образом: «Евреи и славяне суть два народа судеб Божиих, сосуды и свидетели Его, ковчеги нерушимые; прочие же все народы как бы слюна, которую извергает Господь из уст Своих. За то, что евреи не приняли и не признали Господа Иисуса Христа, они рассеяны по лицу всей земли. Но во времена антихриста множество евреев обратится ко Христу, так как они поймут, что ошибочно ожидаемый ими Мессия — не кто иной, как Тот, про Которого Господь наш Иисус Христос сказал: “Я пришёл во имя Отца Моего, и не приняли Меня, иной придёт во имя своё, и примут его”. Итак, несмотря на великое их пред Богом преступление, евреи были и есть возлюбленный пред Богом народ. Славяне же любимы Богом за то, что до конца сохраняют истинную веру в Господа Иисуса Христа. Во времена антихриста они совершенно отвергнут и не признают его Мессией и за то удостоятся великого благодеяния Божия: будет всемогущественный язык на земле, и другого царства, более всемогущественного Русско-Славянского, не будет на земле. Во Израиле родился Иисус Христос, истинный Богочеловек, Сын Бога Отца наитием св. Духа, а среди славян и русских родится истинный антихрист-бесочеловек, сын жены блудницы Данова поколения и сын диавола через искусственное перенесение к ней семени мужского, с которым вместе вселится в утробу ея дух тьмы. Но некто из русских, доживши до рождения антихриста, подобно Симеону Богоприимцу, благословившему Отрока Иисуса и возвестившему о рождении Его миру, проклянёт рождённого антихриста и возвестит миру, что он есть истинный антихрист»[21].

Безотносительно оценки достоверности переданных пророчеств и риска разночтений в толкованиях одного и того же эсхатологического образа нужно констатировать, что представленный конфликт эсхатологических интерпретаций в настоящий момент отвечает всем признакам информационной войны за эсхатологические смыслы, существенно недооценённой, а зачастую и вовсе упускаемой из внимания политическими элитами современной РФ.

Конкуренция, перерастающая в открытое противостояние в области реализации мировых мессианских идей, является ещё одним принципиально важным фактором, определяющим остро негативное отношение к России со стороны США: «Мессианство — вот истинный предмет конкуренции для Америки в случае с Россией. В этой области Америка не терпит соперников»[22].

Некоторые эксперты считают, что «историческую колею» для прямого идеологического противостояния последующих мессианских идей двух сверхдержав уже в ходе холодной войны с российской стороны заложила «Парадигма Третьего Рима», в которую коммунистическая идея к тому времени уже во многом встроилась[23]. Поэтому в 80‑е годы противостояние США с СССР достигает именно религиозного накала. Глубинная предрасположенность США к мессианизму сама по себе делает политиков этого направления непримиримыми по отношению к России.

К сожалению, в отличие от США, в современной России подобная конкуренция, развернувшаяся на религиозно-эсхатологическом плане, практически никак не отрефлексирована. В качестве практической рекомендации хотелось бы обратить внимание на прозрачно завуалированную под интуицию рекомендацию Цымбурского, писавшего в 2006 году: «Я не исключаю, что следующая политическая генерация России могла бы выделить внутри себя весомую группу, готовую на уровне внутреннего пользования довериться ритму “Апокалипсиса” как Книги Раскрытия, а не как Книги Конца. Я говорю о православной (апокалиптической.А. К.) сюжетике как о концептуальной лозе в руке политика-лозоходца — совокупности эвристик, которые позволяют выделить в совершающемся обращённые именно к нему, политику России, аспекты и моменты». Такое предложение, по мнению Цымбурского, «может геокультурно востребоваться, когда обстоятельства сделали бы предпочтительным отцепить российский вагон от идущего к точке взрыва поезда “мировой цивилизации”»[24].

Подводя итоги, следует признать, что в настоящий момент миссию, реализуемую США в планетарных масштабах, можно охарактеризовать как мессианский апокалиптический экспансионизм. При этом современные формы американского эсхатологического экспансионизма уже практически утратили сколько‑нибудь функциональную связь с традиционным христианством за исключением внешней риторики. В этом смысле весьма симптоматично, что с ортодоксальной христианской точки зрения всемирное «Царство Божье», которое хотят установить доминионисты, напоминает скорее царство антихриста. К этому следует добавить, что американские радикальные протестанты не считают христианами даже более умеренных протестантов, не говоря уже о католиках и православных.

Имея дело с локальными религиозными группами и течениями, никогда не следует забывать, что психология их членов предполагает, с одной стороны, чрезвычайную открытость к влияниям духовно-метафизического характера, обратной стороной которой является крайняя уязвимость по отношению к внешним воздействиям, имитирующим такое влияние. В этом смысле отдельного разговора заслуживает феномен американских мормонов (Церковь Иисуса Христа Святых последних дней), глубоко инкорпорированных не только в политический истеблишмент США, но и в его специфический спецслужбистский сегмент[25].

История радикальных протестантских сект в США наглядно иллюстрирует один из практических механизмов управления историей через трансформацию первоначально христианских религиозных течений[26]. Делается это с целью их активного встраивания в антихристианский дискурс и последующего использования в рамках соответствующего глобального мессианского проекта при внешнем сохранении христианской религиозной риторики. В этом смысле ниточки управления историей через эсхатологический протестантизм тянутся к этому де-факто антихристианскому центру, тогда как сами течения и деноминации, номинально христианские или использующие Новый Завет в качестве части своего сакрального фундамента, удобно управляются и направляются этим центром через США. Ведь именно в этой стране расположены всемирные центры, штаб-квартиры и главные нервные узлы множества мощных организаций, таких как баптисты, адвентисты, пятидесятники, мормоны и т.д.

Примечания:

1 Л. Тихомиров обращает внимание, что к моменту вступления Израиля в Землю обетованную проживавшие там народы были «безжалостными
убийцами детей и на жертвенных пирах пожирали внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях (здесь и далее выделено мой. — А. К.)». (Прем. 12, 3–6.) Категорическое указание Божие о поголовном истреблении всех местных жителей мотивируется во Второзаконии тем, что указанные народы «сыновей и дочерей своих сожигают на огне богам своим». В конечном итоге и сам Израиль
подпадает под тлетворное влияние кровавых ханаанских культов: «В одной части Израиля жило омерзение перед всеми такими злодействами, в другой же части являлось страшное увлечение кровавым развратом» (Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. — М., 2012. — С. 150–151). После смерти Иисуса Навина в сфере влияния подобных культов (в т.ч. практикующих человеческие жертвоприношения) оказалось большинство еврейского населения Палестины, а главное, религиозно-политической элиты Израиля.

2 Можегов В. Два мессианства. Противостояние. Авторский доклад Изборскому клубу. // Изборский клуб, №9–10 (65–66), 2018.

3 Цымбурский В. Апокалипсис на сегодня. // Эсхатологический сборник. Ред.Д. А. Андреев, А.И. Неклесса, В.Б. Прозоров. — СПб., 2006. — С. 516.

4 Тихомиров Л.А. Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира. // «Христианин», 1907, №9. — С. 75–83.

5 А. де Токвиль. Демократия в Америке. — М., 1992. — С. 223–224.

6 Dominion theology.

7 У сторонников исторического премилленаризма сравнительно с их оппонентами из числа амилленаристов и постмилленаристов (рассматривающих вопрос о Тысячелетнем Царстве в отрыве от пришествия зверя (антихриста) и последующего Второго пришествия
Иисуса Христа) имеется труднооспоримое экзегетическое преимущество, текстуально закреплённое в 20‑й главе Откровения св. Иоанна Богослова, следующей чёткой и недвусмысленной последовательностью событий: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобождён из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырёх углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской» (Откр. 20, 4–7). Из процитированного фрагмента следует, что попытка установления царства зверя и знаменитый эпизод с наложением «печатей зверя» на чело и на руку в обязательном порядке должны предшествовать Второму пришествию Иисуса Христа, первому воскресению из мёртвых и установлению Тысячелетнего Царства — все иные трактовки неизбежно противоречат внутренней логике событий, изложенных в тексте Откровения. Иными словами, если мы вслед за амилленаристами и постмилленаристами принимаем за действительность существование в текущий исторический момент Тысячелетнего Царства как некоей духовной аллегории, подразумевающей всемирную проповедь Евангелия и эпоху «воинствующей Церкви», то, следуя логике Откровения, мы должны признать эпизод с попыткой установления царства зверя, а вместе с ним и первое воскресение из мёртвых (не поклонившихся
зверю) уже исторически состоявшимися. Наиболее подробно данная проблема разбирается в работе: Булгаков С. Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования. — М., 1991

8 Нилов Игорь. Актуальная эсхатология: «атомный диспенсациализм» или «империя добра»?

9 Бьернсон Г. Тед Круз и теология зла.

10 Christian Fundamentalism Permeates the Republican Party: Sarah Palin's links to the Christian Right by F. William Engdahl. Global Research, September 13, 2008.

11 Dominionism and the Rise of Christian Imperialism by Sarah Leslie.

12 David Barton Advocates Seven Mountains Dominionism by Kyle Mantyla. Right Wing Watch, april 4, 2011

13 Hoover D.R. Evangelicalism Meets the Continental Divine: Moral and Economic Conservatism in the United States and Canada / D.R. Hoover, M.D. Martinez, S.H. Reimer, K.D. Wald // Political Research Quarterly. 2002. June. № 55.

14 Добродум О. В. Протестантизм и политика в США. // Культура народов Причерноморья. №202, 2011. — С. 180–183.

15 Нилов И. Актуальная эсхатология: «атомный диспенсациализм» или «империя добра»?

16 President Reagan’s Speech Before the National Association of Evangelicals, Orlando, Florida. The Reagan Information Page.

17 Он поддерживает изучение ислама в школах: Будет ли Байден другим президентом? (Raseef22, Ливан).

18 Подробнее об истории отождествления России и русских с народами «Гога и Магога» см.: Древние МОСХИ, жители Каппадокии, основателиМосквы.

19 Nouvelle edition de la Bible / tr. L par. Segond. Geneve - Paris, 1975 (Пер. с англ. P. Scofield Reference Bible, выходившего в 1909, 1917, 1937, 1945 гг.), р. 19; 929-930; 1480.

20 См.: Русский Ковчег. Альтернативная стратегия мирового развития./Под ред. В. В. Аверьянова. — М.: «Наше завтра», 2021. Впервые опубликован в начале 2020 года в журнале «Изборский клуб», №1 (77), 2020.

21 Текст пророчества преп. Серафима Саровского цитируется по изданию: Россия перед Вторым пришествием. (Материалы к очерку Русской эсхатологии.) Составитель С. В. Фомин. Издание второе, исправленное и дополненное. — М., 2001. — С. 463–465.

22 Крашенинникова В.С. Америка — Россия: холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России. — М., 2007. — С. 306.

23 Алхименков М. В. Роль протестантского мессианизма в историческом развитии США. // Вестник СПбГУ. 2014. Сер. 6: Философия, культурология, политология, право, международные отношения. №2. С. 166–175.

24 Цымбурский поясняет свою мысль следующим образом: «Для Иоанна Богослова и многих поколений его читателей слово “апокалипсис” не означало ни “страшной бездны”, ни “катастрофы”. В греческом языке ранних христиан оно значило “откровение”. Но такой специальный смысл утвердился на фоне смысла обычного “обнажение, раскрытие, обнаружение”. Один английский теолог в XIX веке очень хорошо перевёл название “Апокалипсиса” — The Things Revealed (“Разоблачённые вещи”) [имеется в виду книга: Roberts R. Thirteen Lectures on the Apocalypse.7‑th ed. Christadelphion, 1965]. Книга Иоанна лишь в ограниченной мере — Книга Конца. Собственно, концу мира она посвящает
немного глав (это главы 20–22). Она, прежде всего, — Книга Раскрытия тех смыслов, которые должны проступить из мировой истории за время существования христианства на земле» (Цымбурский В. Апокалипсис на сегодня. // Эсхатологический сборник. — СПб., 2006).

25 Кургинян: что делают мормоны в России и Южной Осетии.

26 При этом не следует сбрасывать со счетов то немаловажное обстоятельство, что религиозная среда в США формировалась во многом за счёт религиозных «диссидентов», высланных из Европы или эмигрировавших добровольно (см. на сей счёт: Добродум О. В. Протестантизм и политика в США. // Культура народов Причерноморья. №202, 2011. — С. 181).

1.0x