Одним из итогов Петербургского международного экономического форума-2017 называют посещение crème de la crème местной и мировой элиты Государственного Эрмитажа. Молодёжный центр совместно с отделом современного искусства Эрмитажа представил гостям образовательную публичную программу под названием "Оммаж Яну Фабру. Интеллектуальный марафон". Программа эта — тоже своего рода итог, но уже выставки "Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты" (куратор Дмитрий Озерков), скандал вокруг которой едва было вспыхнул: подвешенные на крюки дохлые собаки и кошки в залах ван Эйка и Рембрандта вызвали среди публики гнев и ярость… но был незамедлительно погашен: г-н Пиотровский с присущей ему фрондой в очередной раз продемонстрировал, кто здесь хозяин. Тогда же директор Эрмитажа дал интервью "Эху Москвы", в котором, в частности, отметил: "Мы в какое-то время решили, что уровень культурный достаточно высокий, и людям просто можно подсказать: вот, подумайте. Оказывается, нет. Оказывается, всё-таки надо рассказывать".
Программа "Оммаж Яну Фабру. Интеллектуальный марафон" не только рассказывает, но и показывает. Спектакль Яна Фабра "Гора Олимп". Спектакль длится двадцать четыре часа, в нём задействованы двадцать семь человек, каждый — "прославляет культ трагедии". Транснационального признания спектаклю не занимать — так, его премьера в Берлине завершилась овациями минут на сорок, в Амстердаме — на тридцать, в прошлом году спектакль прошёл в Театре Иерусалима и снова — успех. Знание греческой трагедии — ликовал автор издания Midnighteast — для понимания драматургии от Яна Фабра "на самом деле не так уж важно". Вот и в Эрмитаже спектакль взволновал публику, вызвал, если верить молве, овации стоя. Больше того, открыл Яна Фабра-режиссёра широкой российской общественности, фрагмент из "Горы Олимп" уже гуляет по интернету. И выглядит так.
Представьте себе театральную сцену, задник которой — фотография (или картина?) вальяжно возлежащего обнажённого мужчины. Действующие лица — тоже мужчины, две пары. Один, что в белой набедренной повязке, стоя на коленях, дует, как бы это сказать поделикатней, прямо в голую жопу другому, и тот, чуть приседая и на выдохе, поначалу орёт благим матом, потом артикулирует обрывки слов, потом уже складывает словосочетания. В переводе с английского звучат они следующим образом: "ветер дует", "поразит город прежде, чем наступит рассвет", "змея распрямится", "всё пошатнётся", "побег невозможен"…
Очевидно, концепция фабровского спектакля "Гора Олимп" по сложности, философским прозрениям не уступает концепции выставки "Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты". Удивляет другое. Замалчивание образчика современного театрального искусства под крышей Эрмитажа как министром культуры г-ном Мединским, так и всем административным ресурсом, что совсем недавно единым фронтом выступил в защиту фильма, "который никто не видел, но о котором все говорят". "Деятели искусств" тоже манкировали спектаклем, и даже Евгений Миронов в письме не пригласил президента на "Гору Олимп" (возможно, здесь есть элемент зависти). Кто же, в таком случае, препятствует прививке интереса широкой публики к духу современного искусства?..
Гадания на кофейной гуще будоражат умы.
Спектакль "Гора Олимп" Яна Фабра называют "гомоэротическим". А раз так, то не является ли визит crème de la crème местной и мировой элиты в Эрмитаж актом поддержки ЛГБТ-движения в нашей стране? Тому есть резон, просьба канцлера Германии Ангелы Меркель разобраться с "чеченскими геями".
Другой вариант гаданий: не слишком ли ретив и поспешен оказался визит в Эрмитаж? не прикроет ли он лавочку, "открытие эпохи в отношениях Старого и Нового Света"? Тем более что Ян Фабр "засветился" в Гоголь-центре, попавшем как будто бы под опалу нынче, где немало поразил собравшихся хипстеров идеальным чутьём "на время и место, форму и содержание".
Что же касается выражения "открытие эпохи в отношениях Старого и Нового Света", то принадлежит оно г-ну Швыдкому. В 2000-м году Министерство культуры РФ в лице г-на Швыдкого, Государственный Эрмитаж в лице г-на Пиотровского, Фонд Соломона Р. Гуггенхайма в лице г-на Кренса подписали в Петербурге ключевое соглашение о слиянии Фонда Гуггенхайма и Эрмитажа. Как результат: Эрмитаж получает "вожделенный ХХ век, Гуггенхайм — всё, что было до него создано". В настоящее время "Галерея Эрмитаж-Гуггенхайм", а это площадка Главного штаба, позиционирует себя как музей уже XXI века. В бэкграунде — глобальный проект "Манифеста 10" с горой мусора от Томаша Хиршхорна и имажинарием от Марлена Дюма, серией портретов знаменитых гомосексуалистов; выставка Теренса Коу с "волшебной люстрой" из грязи, конского волоса и фекалий; выставка "Конец веселья" братьев Чепменов, после которой в надзорный орган Петербурга поступило 114 жалоб от граждан: экспозиция оскорбляет чувства верующих — и так далее, и так далее… Делаем ставки на перформанс в стенах Эрмитажа в дни Петербургского международного экономического форума-2018.
P.S. "Время задать несколько неприятных вопросов в адрес Министерства культуры, руководства Эрмитажа и министра Мединского лично, — заявил в своём видео-обращении Руслан Осташко, главный редактор PolitRussia. — Они не только знают о творящемся за счёт госбюджета безобразии, но и полностью его поддерживают, выделяя площадки и деньги на организацию выставок". Однако проблема, добавлю, заключается в том ещё, что все эти выставки — демагогическая ширма, за которой кураторы мозговых центров США реализуют свои истинные задачи и цели. Тогда как "наш ответ Чемберлену" — тишина. Тишина беспомощности. Идеологической, финансовой, политической…
Фото: Wonge Bergmann