После сведений о военном присутствии США в Панаме (и последовавших заявлениях Дональда Трампа о том, что он вернёт Панамский канал в собственность Вашингтона), активность Пентагона резко проявилась в Эквадоре.
Стало известно, что президент Эквадора Даниэль Нобоа передаёт Соединённым Штатам Галапагосские острова для использования в качестве военной базы. 10 декабря 2024 г. были утверждены Проект комплексной безопасности в островном регионе и Инструкция по осуществлению соглашений о сотрудничестве между Эквадором и Соединенными Штатами. Это стало завершающим штрихом в переходе в сферу влияния Белого дома и фактическом разрушении суверенитета латиноамериканского государства.
Следует напомнить, что Указом от 15 февраля 2024 года Кито ратифицировал Соглашение с Вашингтоном о статусе вооруженных сил, подписанное еще 6 октября 2023 года во время правления Гильермо Лассо, в соответствии с которым военному и гражданскому персоналу Министерства обороны США и его подрядчикам будут предоставлены привилегии, изъятия и иммунитет, эквивалентные тем, которые предоставляются административному и техническому персоналу дипломатических представительств в соответствии с Венской конвенцией.
На практике это означает создание военной базы, как это имело место с 1999 по 2009 год в прибрежном городе Манта, соглашение о которой президент Рафаэль Корреа отказался продлить, и, кроме того, новая Конституция 2008 года запрещала присутствие иностранных вооруженных сил или военных баз на территории Эквадора. Более чем очевидно, что попытка государственного переворота в Эквадоре в октябре 2010 г., где мятежники, проходившие обучение в США, стреляли в законно избранного президента Рафаэля Корреа, была связана с изменением внешнеполитического курса страны.
В данный момент Даниэль Нобоа подал в Ассамблею (парламент) поправку к Конституции, чтобы исключить статью, запрещающую такое присутствие баз из других стран.
Хотя голосования в Ассамблеи в отношении поправки не было, мнение многих экспертов о том, что фактически будет установлен колониальный режим, вполне обоснованны.
Также прискорбным фактом является то, что военная база или базы будут размещены в уникальном природном заповеднике, не имеющем аналогов в мире. В 1978 году ЮНЕСКО объявило архипелаг природным наследием человечества. Его экосистема довольно хрупкая, и нет сомнений, что она вряд ли выдержит ту нагрузку, которую создадут американские военные. Хотя официально сообщается, что военные корабли, самолеты и экипажи США, освобожденные от административных пошлин (налогов), будут иметь строгий экологический контроль при въезде на остров, научно обоснованно, что американские военные вместе со своими британскими партнерами больше всех в мире загрязняют окружающую среду.
Поэтому уже сейчас можно говорить о надвигающейся экологической катастрофе.
В чем же цель иностранного военного присутствия? Согласно документам, чтобы «бороться с незаконным оборотом наркотиков, незаконным рыболовством и другой незаконной морской деятельностью в этом регионе Эквадора. Важно избегать насильственных конфликтов и других связанных с ними преступлений между наркотеррористическими группами, связанными с международными картелями, которые оспаривают маршруты экспорта наркотиков и территориальный контроль за экспортом наркотиков».
На самом деле, повестка является более широкой. С позиции нынешнего руководства Эквадора – это ориентация на США и Израиль в мировой политике. Помимо интересов военно-промышленного комплекса США, связанного с частными подрядчиками, Вашингтон эффективно расширяет свою геостратегию, поскольку Эквадор входит в морской коридор восточнй части Тихоокеанского региона. Это Галапагосские острова, Коко в Коста-Рике, Горгона и Мальпело в Колумбии и Кохиба в Панаме. Но заявленные цели о борьбе с наркотрафиком весьма сомнительны, так как Галапагосские острова находятся в стороне от традиционных маршрутов переброски кокаина из Южной Америки. Скорее здесь следует говорить о комплексном расширении военного присутствия США с учетом растущих интересов противодействия Китаю и его проекту «Пояс и путь» в регионе. Добавим к этому роль Никарагуа и Венесуэлы в противостоянии США и реализации политики боливарианского социализма, которая вызывает раздражение в Вашингтоне и у его местных клиентов. Новая база США, очевидно, будет служить устрашающим фактором для давления на непокорные государства.
На данный момент коалиция из 50 общественных, национальных и международных организаций выступила против иностранного военного присутствие на Галапагосских островах, поскольку оно нарушает Конституцию Эквадора, угрожает сохранению архипелага и ставит под угрозу национальный суверенитет.
Кстати, суверенитету угрожает и чрезмерная долларизация экономики Эквадора.
Показательно, что все это проходит на фоне внутреннего политического кризиса в Эквадоре. 24 декабря 2024 г. вице-президент Эквадора Вероника Абад опубликовала письмо, в котором призывает национальные и международные организации принять меры в связи с ее делом, которое она назвала «завершением объявленного государственного переворота».
Ранее Министерство труда пыталось отстранить ее от должности, но судья Нубия Вера вынесла решение в пользу Абад. Однако попасть на рабочее место ей не удалось, поскольку офис был заблокирован военными, а президент Даниэль Нобоа подписал указ о ее немедленном переводе в Турцию.
По мнению Абад, попытка отправить ее в Турцию является «новым оскорблением для эквадорцев», с помощью которого президент стремится «взять преимущество перед другими кандидатами в президенты», не отказываясь от власти. Хотя по закону он должен передать полномочия на время проведения кампании вице-президенту. Выборы должны состояться 9 февраля 2025 г., и в начале января уже начнётся избирательная кампания.
Это означает довольно массированную информационную повестку, на фоне которой можно будет провернуть махинацию с конституционной поправкой и пустить на Галапагосские острова американских военных. С учетом изложенного существует вполне обоснованный риск, что так и произойдет.
P.S. Также стало известно, что правительство соседней с Эквадором Перу законодательным актом № 32214 одобрило ввод в страну американских военных в 2025 г. Соглашение будет действовать на весь календарный год. Военные из США будет размещены в 16 регионах: Лима, Кайяо, Лорето, Сан Мартин, Уануко, Укаяли, Паско, Хунин, Уанкавелика, Куско, Айякучо, Апуримак, Мадре де Диос, а также Икитос и Пукусана. В этом свете действия Пентагона выглядят продуманной и долгосрочной стратегией в стиле доктрины Монро 2.0.
Публикация: Фонд Стратегической культуры