В эфире радио «Аврора» прошел круглый стол «Экологический туризм: золотая жила или проблема?», инициированный партией ЗА ПРАВДУ. Дискуссию модерировала координатор проекта ЭкоСигал партии ЗА ПРАВДУ Анна Рыбалова.
Среди выступающих были Галина Пахарева, кандидат юридических наук, эксперт в природоохранной области, ведущий консультант Правового управления Государственной Думы РФ; Александр Железняк - эксперт экоцентра «Заповедники», эксперт ОНФ; Содном Будатаров, основатель и руководитель экспертной группы Wasteconsulting, руководитель Лаборатории по исследованию финансовых, управленческих и технологических основ экономики замкнутого цикла Института государственной службы и управления РАНХиГС и другие.
Галина Пахарева отметила в своем докладе несовершенство существующей нормативной базы в вопросе экотуризма.
- Необходимо решение ряда правовых задач – это, прежде всего, определение самого понятия «экологический туризм», установление предельно допустимых нагрузок и реализация экологического туризма. В настоящее время понятие такое – экологический туризм – на федеральном уровне законодательства РФ отсутствует. Это важно, это как точка отсчета, - подчеркнула она.
По словам Пахаревой, в настоящее время существует законопроект, в котором предлагается понятие: «Экологический туризм – это туризм, связанный с посещением, сохранением и/или изучением природных комплексов, объектов, естественных экологических систем, составляющих их элементов и систем, объектов растительного и животного мира, а также генетического фонда, объектов всемирного природного наследия, для которых введен режим особой охраны», однако это определение имеет множество недостатков. Так, Пахарева отметила, что экотуризм может осуществляться не только на территориях и объектах, для которых введен режим особой охраны. Такой туризм может быть связан также с изучением культурных особенностей народов, проживающих на таких территориях, а также уникальных ландшафтов. Посещение таких территорий с целью сохранения – это, скорее, вопрос деятельности волонтеров, а не туризма.
Вердикт на текущий момент, по словам Пахаревой, таков: уточнить понятие экотуризма в законопроекте. Также необходимо разграничить понятия «экологический туризм» и «познавательный туризм», которые сегодня частично регулируются, соотнести эти два понятия. Возможно, понятие познавательного туризма останется как разновидность экотуризма с более строгим регулированием.
- И, наверное, самая важная проблема: определение не содержит на соблюдение требований об охране окружающей среды при осуществлении такого туризма, - утверждает Пахарева.
Александр Железняк отметил, что в России есть сильный запрос на внутренний туризм, еще более обостренный закрытием границ.
- Но пока мы предложить им реально качественного массовой инфраструктуры для людей мы не можем. Почему? Есть несколько ответов. Это уже упомянутый сегодня национальный проект «Экология» в части развития экологического туризма – к сожалению, он пока крайне бедный на финансирование и на пять лет у нас предусмотрено 555 миллионов на более 60 национальных парков. Давайте представим, сколько инфраструктуры за эти деньги можно будет построить? Немного. Даже если мы примем этот федеральный закон. И сегодня в первую очередь залог успеха экологического туризма зависит от главного управленца территории, как он сможет наладить взаимодействие с регионом. Потому что регион – это транспортная доступность, это дороги, общественный транспорт, правовые вопросы и т.д., - говорит он.
В качестве удачного примера взаимодействия он привел Красноярский край и заповедник «Красноярские столбы».
- Я буквально два месяца назад там был, и там и город, и национальный парк вместе отреставрировали один совершенно убитый кусочек национального парка, потому что граница проходила по территории парковки. Люди не воспринимали, где граница, им важно, чтобы в комплексе все было хорошо. Я сейчас работаю в экоцентре «Заповедники», и мы сейчас разрабатываем план развития территории устойчивого туризма на Таймыре и в Норильске по заказу Агентства развития Норильска. И вот это тоже очень хороший кейс, как агентство связало все воедино, потому что мы встречаемся и видим, что нам идут навстречу, - подчеркнул Железняк.
Но негативных примеров, по его словам, больше.
- Например, в Крыму сложная ситуация между заповедниками и региональными властями. Национальный парк в Кисловодске имеет потрясающее финансирование – но съездите туда. На входе в Национальный парк я насчитал порядка десяти точек живодеров, которые предлагают сфотографироваться с дикими птицами. Это территория города. Почему город ничего не делает?
Также была представлена презентация, подготовленная Екатериной Биктимировой (информационный туристский центр Республики Карелия). Она отметила, что интерес к экотуризму в Карелии все больше растет. Появляются новые виды экотуризма.
- Достаточно много предпринимателей вокруг своих баз отдыха стали делать эко-тропы, места для наблюдения за птицами, и это отрадно и пользуется большой популярностью у туристов. Одной из новых разновидностей экотуризма в Карелии является строительство хаусботов – это плавающие дома, - говорит она.
Сейчас наибольшей популярностью в Карелии пользуются туры по Ладожским шx'epaм, по Белому морю, зимний дайвинг, подледное плавание, глэмпинг.
- Также после того, как мы ввели меры поддержки, количество глэмпингов и кэмпингов в Карелии увеличилось – и качество, и уровень. Сейчас в Карелии ведется работа по созданию павильона для защиты уникального археологического памятника «Бесовы следки». На скале выбито около 500 рисунков, сделанных в 4 – 3 тысячелетии до нашей эры, - добавила Екатерина Биктимирова.
Содном Будатаров представил проект «Тункинская долина» в Бурятии, ранее занявший 5 место в Всероссийском конкурсе на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма в РФ. Тункинская впадина расположена между двух "Великих озер" Азии- Байкалом и Хубсугулом, представлена высокими Тункинскими гольцами с севера и менее крутыми склонами Хамар - Дабана на юге.
Онтметил, что туризм нельзя назвать золотой жилой с точки зрения бизнеса: срок окупаемости – порядка семи лет, да и окупаемость невысока.
- Стоимость 1 километра тропы – 2,5 миллиона рублей. Какой предприниматель может себе такое позволить? – отмечает он.
Одной из проблем «Тункинской долины» является очистка воды от жидких бытовых отходов, вывоз из долины твердых коммунальных отходов и мусора ради создания чистого заповедника на берегу Байкала.
После обсуждения предоставленных докладов Анна Рыбалова резюмировала:
- Мы активно записывали во время дискуссии проблемные пункты, которые озвучивались, вопросы, требующие доработки, и предложения. Все это мы перенесем на бумагу и представим наши предложения в корректировку существующих законопроектов. Я всех приглашаю 26 декабря на большой Экологический форум, инициированный партией ЗА ПРАВДУ, в Москве, в гостинице «Азимут», где мы как раз будем обсуждать темы экомониторинга, уборки мусора и рекультивации.