Авторский блог Андрей Школьников 17:37 22 декабря 2025

Экономика России 2026–2028 гг.: время перековки

ближайшие 2-3 года будут сложными, но у остальных стран в мире всё будет ещё хуже

В начале 2022 г. Россия приняла решение принять бой, но уверенности у властей и элит в положительном успехе не было. С позиции постзнания может казаться, что ничего страшного не было, но в первые месяцы не было понимания, сможем ли мы выдержать удар и давление, так как все западные, либеральные модели говорили однозначно – шансов никаких. Носители левых идей и теорий тоже не давали надежд, практически все их советы сводились к необходимости срочно строить социализм, госплан, возрождать и повторять рецепты первой половины XX в., игнорируя внешние факторы и цену. Остальные советчики оказались ещё более оторваны от реальности, сводясь к нарративу: «Пустите нас порулить, остальные хуже нас, да и терять нечего».

Вот и получилось, что в 2022–2023 гг. многие инициативы, программы и мероприятия запускались не из-за продуманности, понимания последствий, а в логике – других вариантов всё равно нет. Основной задачей было не поддержание опережающего развития и перестройки общества, нужно было выстоять и выжить. Показателем и критерием верности курса стало удержание экономики от падения, рецессии, последствий сильных шоков.

Монетарное оживление в 2022 г. сыграло на пользу в текущем моменте и в перспективе, ровно как и использование новых контуров для потоков и мер по непрямому обмену активами. Депозитный загул, льготная ипотека, ставка на жилищное строительство и др. для сохранения объёмов ВВП позволили поддержать, законсервировать экономику в среднесрочной перспективе, но заложило мину на долгий период, превратив изъяны в крупные дисбалансы. В конце 2024 г. стало понятно, что войну за независимость против Запада мы фактически выиграли, осталось довести партию до победы, но внутри накопились и обострились проблемы, которые необходимо решать.

Кристаллизовавшаяся в 2025 г. экономическая политика России не ориентируется на рост показателей, о приоритете чего талдычат эксперты-теоретики, как не имеет отношения к недопущению перегрева экономики, по версии финансово-монетарных властей. В стране проявлена необходимость кардинальной перестройки утратившей актуальность экономической системы отношений, которая сформировалась в рамках совсем иной, либеральной парадигмы. При этом запускать строительство нового пока не получается, так как нет геополитического фундамента, процессы только набирают ход, в частности, отсутствует новая система международной торговли и финансов, замена умирающей долларовой.

Одним из итогов противостояния с Западом стало понимание у верховной власти России, что запас прочности и устойчивости высок, процессы управляемы, пришло время для реформирования, перековки в новое, избавления от шлаков и примесей. В настоящее время сложившуюся в 90-е и 00-е систему владения и управления активами бьют тремя молотами: ограничение заёмных средств, гособоронзаказ, повышение налогов. Ближайшие 2-3 года будут очень сложными для собственников и руководителей компаний, ковка будет продолжаться.

Кто выдержит – сохранит имеющееся, а в перспективе и преумножит. Кто не справится без поддержки государства – станет миноритарием, отдав контроль в контур управления государства. Ну а не справившиеся совсем и/или игнорирующие интересы страны лишатся всего, а часть даже посидит. Для простого населения происходящее будет не так болезненно, но всё равно сложно и напряжённо. Государство будет вмешиваться и спасать компании, но далеко не сразу и не все, добавляя седых волос и поддерживая минимальную безработицу. Эффективных собственников и управленцев нужно отфильтровать, отделить от всех остальных, а это совсем не просто и не быстро.

В конце лета 2025 г. автор говорил о последствиях, неоднозначности и красоте данной политики, что более похожа не на сознательное решение, а на сочетание факторов, что ведут к растянутой во времени и мягкой национализации. В декабре 2025 г. можно констатировать, данная политика становится трендом на ближайшие 2-3 года, это будет болезненно, но необходимо, по-другому выросшую на либерально-банковской парадигме российскую экономику не реформировать быстро. Текущий вариант тоже временный, высокая роль банковского сектора будет скорректирована, так как он лишь инструмент, чистка которого наступит в будущем.

Отказываясь продлять на 2026 г. мораторий на наказание для строителей жилой недвижимости, о чём сказал В.В. Путин, власти фактически позволяют кризису в отрасли выйти на поверхность, ставя под угрозу в том числе и банковский сектор, где всё это в залогах и в обеспечении. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сложить причинно-следственные связи воедино в последовательность проблем. Страхи 2022-2023 гг. прошли, риски поняты, настала пора болезненных, но нужных изменений, на которые добровольно мало кто согласится, вот и идут они скрытыми, полупартизанскими методами, под белый шум.

Ближайшие 2-3 года будут сложными, но у остальных стран в мире всё будет ещё хуже, они отстают от нас на несколько тактов и делать подобные изменения будут вынуждены позже, в много худших и менее подготовленных условиях. Ближайшие годы во внутренней экономике станут периодом изменения парадигмы, пересмотра уровня допустимых рисков и приоритета сохранности. По каждому проекту думайте в несколько раз больше, помня о трёх молотах, которыми государство выбивает переставшее быть актуальным из бизнеса, они не исчезнут, не надейтесь.

И, да, чиновники и эксперты видят и понимают лишь своё направление, бизнес чувствует удары, но не понимает их целей, воспринимая закаливание и экстремальную тренировку как садизм, мало кто собирает всю картину и думает о будущем страны…

Источник

1.0x