Экономика на острие политики. 1991 год: сборник документов / под науч. ред. К.И. Могилевского; сост.: Е.Р. Курапова, В.С. Пушкарев. М.: Фонд «Связь эпох», 2023. – 624 с.
Сегодня мало кто вспомнит о недолгой деятельности Министерства экономики и прогнозирования СССР (май–декабрь 1991 г.), документы которого отложились в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) и опубликованы в данном сборнике. Наибольший интерес представляют ответы министерства, на поручения Кабинета министров СССР и аналитические прогнозы. Представленные читателю 248 документов отражают различные аспекты изменений в экономике: перепрофилирование заводов по конверсии, бартерные сделки, создание свободных экономических зон – зон свободного предпринимательства, сдачу предприятий в аренду, привлечение иностранного капитала, замену «жёстко регламентированной системы распределения жилья» на систему, основанную на «свободном приобретении жилища или его аренде; правовом регулировании приватизации жилья; уточнении содержания конституционного права граждан на жилище; установлений гарантий и льгот для лиц, не имеющих возможности решить свои жилищные проблемы за счет собственных средств», сложности с обеспечением граждан автомобилями («разрешить продажу на внутреннем рынке автомобилей потребителям, имеющим свободно конвертируемую валюту») и проч.
Из документов видно, что, несмотря на экономический кризис, министерство исходило из возможности дальнейшего существования (пусть в обновленном виде) единого союзного государства и общего экономического пространства. Вместе с тем, политика перестройки уже провела СССР к 1991 году через «точку невозврата». На смену провалившемуся курсу на «ускорение» была выдвинута программа перехода к модели «регулируемого рынка» и курс к многоукладной экономике был закреплен в 1989 году.
Негативно сказались на экономических связях кризис и расформирование Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), а в документах отражены сложности, возникшие при переходе на новые принципы торговли с бывшими странами СЭВ.
Рос внешний долг СССР, государство нуждалось в увеличении инвалютных доходов. Возник вопрос о погашении странами (Иордания, Мадагаскар, Мозамбик, Монголия, Сирия, Танзания, Йемен), имевшими внешний долг СССР «в сумме 20,7 млрд рублей» этого долга. Предлагалось «обсудить с заинтересованными сторонами возможность продажи долгов третьим странам», а «долги Мозамбика были проданы швейцарским фирмам за 40 процентов от их полной стоимости».
Интересен документ «О выделении валютных средств на нужды ЦК КПСС» от 28 мая 1991 г., в котором отмечалось, что «в условиях напряженнейшего состояния расчётов в свободно конвертируемой валюте выделить дополнительные средства ЦК КПСС не представляется возможным». Не оптимистичен и ответ на просьбу издательства «Правда» «об обеспечении бумагой подписных изданий в 1991 году» – «Свободных ресурсов нет, и выделить дополнительную бумагу печатных сортов не представляется возможным».
Государство продолжало быть социальным. Решали вопрос строительства в 1991–1993 гг. «опытного комплекса по производству пектина», который предполагали использовать для помощи населению, пострадавшему от чернобыльской аварии. Рассматривали выплату пособий «семьям военнослужащих и военных строителей, погибших или умерших при прохождении военной службы (сборов) в период с 3 сентября 1945 по 31 декабря 1990 г.», компенсацию населению стоимости проезда в поездах пригородного сообщения, социальную защиту геологоразведчиков. Реагировали на требования о повышении зарплаты на предприятиях Минморфлота и Министерства связи СССР, работникам издательства «Известия». Рассматривали вопросы импорта продукции детского питания, дополнительную закупку медицинских препаратов и сырья для их производства за рубежом, организацию производства одноразовых игл. Решали вопрос обеспечения жильем уволенных в запас или отставку военнослужащих. Оказывали помощь пострадавшим от стихийных бедствий (землетрясения, наводнения) республикам СССР. Пытались решать последствия техногенных аварий и экологические проблемы («ликвидация последствий повышения уровня Каспийского моря»).
Документы показывают нарастающий кризис в отношениях союзного центра и республик, «войну законов», но в них не предусмотрено вариантов решений на случай распада СССР. Например, 20 июня 1991 г. министерство представило прогноз развития экономики СССР в 1991 г., но на момент его подготовки шесть республик (Литва, Грузия, Латвия, Эстония, Армения, Молдова) уже заявили о своем неучастии в разработке Союзного договора.
Мелькают названия: Внешэкономбанк СССР, страховое общество «Гермес», «Норильский никель», «Газпром», «Трансмаш», «Уралмаш», «Промстройбанк», «Якутзолото», «Алмазювелирэкспорт» и др. Любопытны документы о сотрудничестве с итальянскими («Перечень контрактов, подписанных с итальянскими фирмами (кредитная линия 1990 г.)» и др.), германскими, китайскими, американскими, иранскими, испанскими и структурами.
Могут заинтересовать читателя документы «О сооружении мемориального комплекса в честь 500-летия открытия Америки Христофором Колумбом», «О предложении Болгарской Стороны по поставке свежих помидоров», «О выделении валютных средств для закупки зернофуража для Украины», «Предложения об улучшении валютного положения страны» и заключение на проект распоряжения «О создании совместного предприятия с израильской фирмой “Рамджем” по обработке изумрудов и других драгоценных и полудрагоценных камней».
Представляют интерес антикризисные концепции, например «Концепция выхода из кризиса и стимулирования развития Дальневосточного экономического района и Забайкалья в период до 2000 года», подготовленная под эгидой Ассоциации Дальневосточных советов народных депутатов не ранее 31 мая 1991 года.
В документе от 16 августа 1991 спад в экономике Советского Союза сравнивается с падением общественного производства в начальный период Великой Отечественной войны: «Масштабы нынешнего спада вполне сравнимы». Авторы прогноза не могли в полной мере предвидеть, что впереди будет ещё более сложное время. По официальным данным Росстата период 1991–1995 годов характеризовался гиперинфляцией: 1991 год – 160,4%, 1992-й – 2508,85% (либерализация розничных цен в рамках «шоковой терапии»), 1993-й – 839,87%; 1994-й – 215,02%; 1995-й – 131,33%. Проблемой стало и усиление финансовой зависимости от иностранных государств, которая в дальнейшем тоже усилится. Как отмечает первый заместитель председателя комитета Государственной Думы России по обороне А.А. Журавлев, в 1990-е годы США стали крупнейшим инвестором России, вложив с 1992 по 1998 год в экономику РФ 7,7 млрд долларов.
Либеральные экономисты и публицисты пытались противопоставить государственному регулированию «невидимую руку рынка», но в итоге, как отмечает в рецензии на данный сборник д.и.н. А.В. Шалак эта «“невидимая рука рынка” организовала дезинтеграцию единого экономического пространства страны, залоговые аукционы, присвоение самых лакомых кусков собственности, а затем дефолт государства. И все это с целью недопущения возврата в тоталитарное коммунистическое прошлое. “Идейные” реформаторы именно так объясняли запущенные процессы в стране. Таким образом, запущенные реформы, с этой точки зрения, были направлены не на развитие, а на недопущение возврата к мобилизационной экономике. Поэтому в данном случае речь идёт не о трансформации экономического пространства, а о его сознательном разрушении».
Составители и редакторы сборника к.и.н, заместитель директора РГАЭ Е.Р.Курапова и начальник отдела информационного обеспечения РГАЭ В.С.Пушкарёв отмечают, что даже после трёх с лишним десятилетий после распада СССР «отсутствует единая теоретическая парадигма изучения эволюции советского общества». Во многом данная проблема связана с тем, что в определенный период на первый план выходили те публикации документов, которые привлекали внимание зарубежных спонсоров (американских, германских, французских и проч. фондов и институтов). Советская история всё же не только «история сталинизма», политических репрессий и кризисов. Желательна серия сборников документов с объективным отражением политической, экономической, культурной, национальной и иных составляющих советской истории за период 1917–1991 гг. Рецензируемое издание – одна из удачных попыток разобраться в нашем прошлом «без гнева и пристрастия». Учитывая, что издательство «Фонд Связь эпох» занимает прочные позиции в публикации сборников архивных документов, будем ждать новых изданий.
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение