Вот как будет работать экономика нового мира — и это весело, друзья мои!
Забудьте про классические финансовые институты и функции денег — их завтра не будет, они превратятся в нечто иное, даже неинтересно говорить.
Итак: ты идёшь в банк данных, берёшь под процент фьючерсы, необходимые для деятельности твоей фирмы.
По принципу блокчейн банк фиксирует сделку, запоминая состояние твоих показателей бухгалтерии, списки клиентов, истории покупок и товарные остатки (хотя всё это у него и так было).
Ты вливаешь новые деньги в экономику предприятия (читай, изменяешь настройки в маркетинге на основе поведенческих фьючерсов твоих клиентов).
Дела идут в гору, прибыль гарантирована: продвигается услуга, контент или товарная масса. Тем самым твоя фирма капитализируется, прирастая новыми данными.
По договору с банком вы используете эти новые локальные данные совместно (таким образом ты отдаёшь ему процент).
Когда дела вновь идут невесело и нужны новые поведенческие фьючерсы — стратегически выверенные, гарантированные, основанные на бигдата и блокчейн-контроле за действиями каждого человека и любой фирмы, ты снова обращаешься в банк и делаешь новый рывок в своём бизнесе.
Можно совершать сделки на своё усмотрение, система не ограничивает в этом: всё равно индивидуальный код под тотальным контролем. Любые операции с ним только обогащают новыми знаниями и верифицируют систему.
Остаётся открытым вопрос: много ли места в новой экономике оставят таким храбрецам, которые соберутся одалживать, продавать или реализовывать каким-либо способом новые знания, которые они самостоятельно накопили?
Ведь если предположить работу некоего научного института, который создаёт и распространяет новую информацию, востребованную населением, то в цифровой экономике это всё равно, что золотоносная шахта не под контролем правительства. Возможно ли это?
Да, и ещё: новые деньги будут называться по-старому — рубли. Так народу привычней.
Вы спросите меня: а что же будет с многочисленными финансовыми институтами, с людьми, которые в них работают? Это же огромная империя — инкассаторы, экономические лицеи и бухгалтерские служащие, международные союзы, валютные расчёты, миллиарды клиентов, документов и компетенций и юридической деятельности вокруг них...
Отвечу осторожно, чтобы вас не травмировать. Перестроимся постепенно. На протяжении одной человеческой жизни это можно сделать спокойно, эффективно и без суеты.
Блокчейн-технологии, например, позволят контролировать переход права собственности на недвижимость и вообще обезопасить крупные торговые операции. Это приятно и довольно быстро станет привычным. Сертифицированный федеральный или международный онлайн-сервис, предлагающий регистрацию любой сделки купли-продажи (например, автомобиля), сразу же вызывает радостное чувство доверия, если переход права регистрируется как положено, мгновенно и совсем за небольшой процент.
В малом и среднем бизнесе, производящем услуги и товары, процесс ценообразования станет вполне транспарентным. Можно взять международную торговлю, как пример. Я выбираю производителя креветок в Иране, вижу характеристики товара и статус надёжности продавца, цена меня устраивает. Из логистических компаний и таможенных брокеров выбираю тех, кто инфраструктурно мне ближе, дешевле и дополнительно не предлагает сервис не нужный и лишний. «Кликнул» на клавишу в интерфейсе сертифицированной платформы — и сделка совершилась. Нет мутных посредников и минимум коммерческих рисков, ведь расторжение сделки по чьей-либо вине навсегда фиксируется в цифре и перечёркивает перспективы ведения бизнеса для недобросовестных контрагентов.
Сейчас специальные программы, такие как "Спарк", "Контур" и тому подобные, помогающие обезопасить предпринимателя от рисковых сделок, пользуются данными несистемными, устаревшими. Базы ГИБДД обновляются некорректно, иногда данные заносятся с ошибками. Информация о судебных делопроизводствах в отношении интересующих лиц не сильно влияет на портрет надёжности, так как не систематизирована по критериям безопасности и остаётся много места для вольных мыслей. Экономические показатели того или иного предприятия заносятся в базу налоговой службы только через несколько месяцев после сдачи баланса фирмы. И вот это всё — несвежий компот, в котором сегодня варится бизнес. Брррр... То ли дело технологии блокчейн, друзья мои!
А ведь для изменений всё уже давно готово. Интеллектуальная платформа, которую сконструировал Яндекс по заказу тогда ещё Сбербанка, показала свою эффективность в Государственной налоговой инспекции и перекочевала вместе с Мишустиным в Правительство России. Она позволяют собирать данные на несколько порядков эффективнее, чем это было в Росстате, например. Этой программой, кроме Правительства, как я полагаю, пользуется сегодня и Сбер, и Яндекс в развитии своих всеобъемлющих экосистем.
Вообще, делая очередное отступление, позволю себе развить мысль и обратить ваше внимание, что глобальный рынок услуг, опрокинутый в цифру, уже довольно глубоко освоен, поделён и уверенно монополизирован Яндексом и Сбером. Туда-сюда шныряют их жёлтые и зелёные человечки, разнося пиццу зрителям домашних кинотеатров и подписчикам соцсетей. Но вполне можно предположить, что эта их милая толкотня — конкуренция мнимая. Логично, что попытка покупки Яндексом компетенций, клиентов и лицензии Тинькова была нужна для полноты экосистемы. Но сдаётся мне, что если их потянуть за уши и вытащить на свет божий, то мы обнаружим два кармана с разными названиями, Сбер и Яндекс, а штаны одни! Не может быть, чтобы заказчик интеллектуальной цифровой платформы и её исполнитель не договорились в самом начале пути. Тотальный клиентский банк страны и единственная российская поисковая система — оба поставщики данных номер один в России. Документы я не видел, иначе сообщил бы вам, кто бенефициар этой кампании, что за дяденька носит эти штаны.
Но вернёмся к нашим домам и скромным жизненным планам.
После того, как от банков уйдут несвойственные им функции оценки (рисков, стартапов, недвижимости и т.д.), управления (непрофильными активами, залоговым имуществом должников) и распределения денег (так как цифровой обмен нуждается только в сотовой сети), мы с вами обнаружим с удивлением, что никакой разницы между бывшими финансовыми монстрами нет в принципе. Разница только в цветах логотипов на калькуляторах. И всё это — приложения для смартфона в вашей руке. На основании каких именно ассоциаций и личных привязанностей вы выберите то или иное приложение?
Банки никто не станет закрывать специально, директивно. Хотя у регулятора есть планы быть активным на этот счёт. Кажется, надо ожидать отзыва лицензии у почти сотни финансовых организаций в этом году. Уже озвучивали цифру не менее шестидесяти, и тенденция продолжится. Главное, как я понимаю, для банков — прямое взаимодействие с клиентами, специализация на социальных слоях и группах, чтобы быть понятней и ближе к клиенту. Конкуренция на пространстве лояльности и доверия. А что им ещё остаётся, когда для прозрачной сделки не нужен финансовый посредник, разделяющий риски?
Нас ждёт изменение не только мотивации личной активности, когда ты напрямую общаешься с единомышленниками в социальной сети и через совместное финансирование (например, краудфандинг) добиваешься успеха в деле своём. Каждый из нас будет напрямую, непосредственно ощущать, откуда берутся ценности и растёт капитализация, если сделка фиксирована через блокчейн.
Радужная картина. Преувеличил, конечно. Только зачем всё это? — спросите вы. Для чего менять всю парадигму управления миром, рисковать, терять активы, целые отрасли экономики хоронить в анналах истории?
Потому что доступ к информации изменился, друзья мои. Мы все включены в «скайнет». Это конец старого и начало нового мира.
Глобальной элите, чтобы дышать, как жить — отправлять свои властные функции, уже не нужен институт финансовых посредников. Это долго, дорого и неэффективно. Для того, чтобы сподвигнуть население на ту или иную деятельность (построить или разрушить что-либо, пойти воевать или учиться, усомниться в очевидном или измерить свой успех и т.д.), достаточно только сообщить в соцсети в два клика, что именно сейчас правильно, что перспективно. И задача выполнена.
Предлагаю не воевать с виртуальными бандитами и очевидностью. А осмыслить и найти себе достойное место в будущем, которое на самом деле уже наступило. Просто оно распределяется не равномерно.