Авторский блог Сергий Ось 16:54 25 октября 2016

Экономические мифы. Миф о малых и средних предприятиях.

В интернете, в печали и по телевидению постоянно звучат “мантры” о необходимости развития малого и среднего предпринимательства, и неизменно высказывается уверенность, что это спасёт экономику страны. Наивность этого поражает. Малые и средние предприятия способны решить только очень узкий круг проблем.

“Дай бог, и нашему теляти

да волка съесть”

Белорусская народная поговорка

Стали нормой утверждения, что малое и среднее предпринимательство способно поднять экономику, и при этом все ссылаются на опыт Китая.

Экономику часто сравнивают с человеческим организмом, а те или иные области экономики с органами и системами, например, финансы называют кровеносной системой. Малое и среднее предпринимательство вряд ли можно сравнить с какой-либо системой или органом.

В организме человека кроме всего прочего живёт множество микроорганизмов, их количество оценивают от полутора до 3-4 килограммов. Они нужны человеку, без них организм человека не смог мы нормально функционировать, но не они определяют жизнеспособность человеческого организма, если человек умирает, то их ждёт такой же конец. Малые и средние предприятия для экономики являются такими же “микроорганизмами” – они нужны, они необходимы, но не от них зависит развитие и жизнь страны. По ним лишь можно диагностировать состояние экономики: если созданы все условия для их развития, а они не развиваются, значит что-то не то с самой экономикой и государством.

Брать за пример малые и средние предприятия Китая как минимум не уместно. В нашем понимании предприятия, как хозяйственного организма, китайские малые и средние предприятия предприятиями не являются. Это даже не цеха, цехами в Китае являются целые города, а их предприятия не более чем производственные участки на хозрасчёте. Сейчас в интернете достаточно фильмов о китайских городах и предприятиях. Китайцы словно скопировали средневековую структуру города, где ремесленники каждой специальности жили на отдельной улице. Была улица кузнецов, была улица башмачников и так далее. Ремесленники одной специальности были объединены в цех. Тоже сделали и китайцы, но в рамках целой страны, создав специализированные города. Есть города, где производят только носки, есть горда, где производят галстуки, есть города с предприятиями по производству тканей для постельного белья, есть с производителями тканей для блузок и костюмов и так далее. Каждый такой специализированный город имеет логистическую структуру для обеспечения всех предприятий сырьём и сбыта продукции. Это город-цех, а предприятием является вся страна с различными службами по сбыту, снабжению и информационному обеспечению.

Нельзя не восхититься гениальностью китайцев. Они применили разные принципы управления для верхнего и нижнего уровней экономики: планирование для верхнего уровня и рынок для нижнего уровня. Предприятия, расположенные в одном городе и выпускающие продукцию одного типа, конкурируют друг с другом. Конкуренция очень жёсткая и, в первую очередь, направлена на усовершенствование организации и снижение издержек, а также выливается в борьбу за лучшие кадры. Технические новинки не могут быть тайной одного предприятия, поскольку предприятия находятся в одном городе и между ними осуществляется ротация кадров - это больше похоже на соцсоревнование, а не на капиталистическую конкуренцию. Предприятие, которое не выдерживает конкуренции, разоряется, но это не приводит к социальной катастрофе, так как работники сразу поглощаются другими такими же предприятиями. Предприятиям не надо тратиться на поиск источников сырья и потребителей продукции, к их услугам структуры, поставляющие сырьё и обеспечивающие сбыт продукции, как в своей стране, так и за рубежом. Судя по той информации, которая иногда проскакивает в печати, эти структуры являются элементами планового хозяйства. Подобная структура производства накладывает определённые требования на государственных чиновников по организации и планированию, но решает множество проблем на уровне предприятий, снимает с предприятий множество издержек, стимулирует производительность труда и удешевляет производство.

Это чем-то напоминает греко-македонскую фалангу, о которую разбивались толпы варваров; варвары, привыкшие в бою биться воин против воина, натыкались на стену и ничего не могли с ней сделать, то же ждёт и бизнес, которому придётся конкурировать с китайской продукцией. Принцип синергии гласит, что целое больше, чем сумма его составляющих. Китайцы сделали такое целое, противоречивое внутри, а потому способное жить и развиваться, но монолитное снаружи, а потому непробиваемое.

Китай стал не просто “мастерской мира”, как его любят называть, он стал глобальным производителем с глобальным планированием, который никому не оставляет шансов в сфере производства не только стандартной продукции, но и на уровне среднесерийного производства. Малые и средние предприятия в любом другом государстве могут существовать только в сфере услуг и в производстве нестандартной или мелкосерийной продукции, но даже в этой области китайцы умудряются оказаться на высоте. Например, различная сувенирная продукция с национальным окрасом к международным чемпионатам оказывается китайского производства.

Надежда, что в среде малых и средних предприятий появятся новые эдисоны, форды, опели, зингеры или иные изобретатели, которые вырастут в крупные предприятия, не состоятельна. После появления транснациональных корпораций никакая инновация не способна самостоятельно развиться до промышленного уровня, она будет куплена в самом зародыше. Тот, кто создал что-то новое и довёл его до уровня промышленного образца, продаст своё предприятие со всеми потрохами транснациональным корпорациям, потому что будет понимать, что если не продаст, потеряет всё. Этот процесс можно наблюдать на примере различных стартапов, которые работали в области приложений для мобильных телефонов или в сфере компьютерных игр.

Чтоб поднять страну, надо применить совершенно новые принципы, то, что применялось, даже если применялось успешно, больше не сработает.

1.0x