Авторский блог Аслан Рубаев 00:34 18 июня 2017

Экономическая политика Хафеза Асада до развала СССР.

Основой социально-экономических преобразований, проводимых Х.Асадом после захвата власти в Сирии, стало провозглашение новой политической доктрины, базирующейся на использовании исторического опыта государственных преобразований стран социалистического лагеря.

В ноябре 1970 г. состоялся X съезд партии БААС, положивший начало "исправительному движению" и периоду стабилизации страны. Генеральным секретарем партии был избран X. Асад.

В стране был создан Прогрессивный национальный фронт, в рамках которого, при ведущей роли баасистов, объединялись пять основных партий:

1)Партия Арабского социалистического возрождения;

2)Сирийская коммунистическая партия;

3)Арабский социалистический союз;

4)Движение арабских националистов;

5)Организация социалистов-юнионистов.

В результате всеобщего референдума 1973 г. в стране была утверждена конституция, объявившая Сирию суверенным социалистическим народно-демократическим государством.

Законодательная власть принадлежала Президенту и Народному совету, а исполнительная закреплялась за Советом министров и местными народными советами. X. Асадом была создана административно-командная система, которая во многом была заимствована у социалистических стран того времени.

X. Асад был избран прямым голосованием президентом Сирии и переизбирался на этом посту каждые семь лет. На протяжении всей жизни он являлся бессменным главой государства и Генеральным секретарем партии.

Если учесть, что пост верховного главнокомандующего вооруженными силами и пост Председателя Прогрессивного национального фронта также были сосредоточены в руках нового президента, нетрудно представить авторитарный режим, который камуфлировался демократической атрибутикой власти.

В сфере экономики основной упор был сделан на государственный сектор, который стал непосредственно хозяйствующим субъектов. Базовые отрасли экономики принадлежали государству, а их развитие осуществлялось на основе пятилетних планов.

В середине 70-х годов на долю государственного сектора приходилось до 85% выпускаемой продукции. Государственный сектор охватил отрасли энергетики, нефтяной и цементной промышленности, тяжелую индустрию.

Однако высокая степень концентрации промышленности в руках госсектора вовсе не означала высокий уровень развития экономики. Промышленность давала низкую долю национального дохода — 18%.

Следует обратить внимание на важную особенность сирийской экономической политики. В Сирии, несмотря на антикапитализм баасистов, никогда не уничтожали частное предпринимательство, мелких собственников, хотя в разное время ущемляли или ограничивали их деятельность.

Сирия всегда оставалась многоукладной страной. В тоже время это нисколько не мешало баасистам называть экономику социалистической. Главный эксперимент сирийской экономики сводился к поиску оптимального соотношения госсектора и мелкого частного капитала. Это, видимо, и обеспечивало на определенном этапе стабильное развитие страны.

В сфере аграрных отношений баасистам во главе с X. Асадом также удалось избежать социальных потрясений и конфликтов. Передел земли в условиях аграрной реформы осуществлялся в Сирии поэтапно.

Его начальный период был связан с выкупом земли у землевладельцев. На втором этапе перераспределения вводилось ограничение землевладения, а затем правительство перешло к сокращению частного землевладения до максимума.

Стремясь избежать перекосов в создании кооперативов, X. Асад с первых дней стал проводить принцип добровольности кооперации крестьян, опираясь при этом на опыт прежних правительств и Советского Союза.

Сельское хозяйство, в котором было занято 50% населения, занимало значительное место в экономике страны. На его долю приходилось почти 70% всего товарного экспорта. В основном это хлопок, оливки, цитрусовые, виноград и пр.

Большую помощь в преобразовании сельского хозяйства Сирии оказал Советский Союз, особенно в создании единой ирригационной системы страны.

В 1973 году, благодаря активной помощи Советского Союза была построена дамба Табка, которая образовала водохранилище "Аль-Асад". Как можно догадаться, такое название было ей присвоено в честь главы государства- Хафеза аль-Асада. С помощью плотины было создано водохранилище объемом 12 кубических километров. Именно данная плотина стала важнейшей частью последующего экономического расцвета Сирии.

Плотина была одной из крупнейших в регионе и служила объектом зависти многих соседних государств. С целью предотвращения возможных террористических актов был введен строжайший паспортный контроль и вход по пропускам. Вскоре рядом с плотиной появилась и гидроэлектростанция, которая обеспечивала электричеством многие районы Сирии.

"Аль-Асад" увеличил возможности водоснабжения близлежащих земель, а также стал символом возрождения Сирии. Пока в остальных странах Ближнего Востока бушевали войны и стреляли танки, в Сирии увеличивались доходы рабочих и крестьян. В 1979 году в соседнем Иране случилась исламистская революция, в результате которой тысячи образованных иранцев были вынуждены искать новую родину.

Многие из них направились в благополучную Сирию, где из года в год росли зарплаты частных служащих. В отличие от большинства социалистических стран, Х.Асад решил не прекращать рабочие контакты с иностранными капиталистическими государствами, поэтому иранцы получали помощь в социальной адаптации и изучении сирийской культуры.

Благодаря грамотной финансовой политике, правительство Асада выплачивало премии государственным служащим, размеры которых доходили до двадцать процентов от зарплаты. Сирийский лидер уделял особое внимание среднему классу, так как видел в нем опору своего режима. Стали доступные льготные кредиты, государство финансировало малое предпринимательство, появилась возможность путешествовать за границу.

Тяжелые для сирийской экономики времена наступили в конце 1970-х, когда стало понятно, что большинство реформ не принесли ожидаемого результата. Постоянная конфронтация с Израилем приводила к необходимости вкладывать значительные средства в оборонную промышленность, что для любой страны является не выгодной инвестицией. Ситуацию усугубляла и страшная коррупция, которая охватила все сферы и отрасли страны. Более того, на Сирию обрушились стихийные бедствия, что ставило под угрозу всю аграрную базу страны. В результате длительной засухи тысячи крестьян разорились и их было вынуждено содержать государство.

Вдобавок, в 1980 году начинается ирано-иракская война, что наносит ущерб торговому балансу сирийского государства. Асад не любил как иранское правительство, так и иракское, его политические амбиции подталкивали на участие в конфликте, что приводило к новым военным тратам.

К имевшимся хроническим проблемам социально-экономического характера добавились новые:

1)общая неэффективность государственных предприятий;

2)бесхозяйственность и разгильдяйство чиновников на местах;

3)коррупция в государственном, общественном и частном секторах экономики;

4)неграмотность и плохое качество образования в сельской местности;

5)увеличение эмиграции специалистов;

6)инфляция;

7)уменьшение торгового сальдо, высокая стоимость проживания, дефицит товаров народного потребления.

Решение Асада вторгнуться в Ливан повлекло за собой большие последствия для Сирии. Результатом данной интервенции стала оккупация Ливана, что еще сильнее ударило по экономике. Бедный Ливан нуждался в государственных дотациях, в бюджете образовалась дыра, которую нечем было восполнить.

Сирийские предприниматели быстро поняли, что централизованная власть слабеет и начали различным образом скрывать свои доходы, появился черный рынок. Вдобавок, некоторые бизнесмены вступили в сговор с военными и наладили контрабанду товаров в Ливан, что еще сильнее усугубило дефицит бюджета, а также стало новым направлением для коррупции.

Политические гарантии неприкосновенности контрабандистов давал лично брат президента Хафез Рифат, который возглавлял весь поток товаров из Сирии в Ливан.

В начале 1980-х годов состояние сирийской экономики ухудшилось, к середине 1984 года серьёзной проблемой стал дефицит продуктов питания. Правительство признало его существование и предложило осторожное экономическое планирование в качестве решения.

Несмотря на это, дефицит сахара, хлеба, муки, а также дерева, железа и строительных материалов продолжился и в августе, что вылилось в повышение цен, длинные очереди и широкое распространение чёрного рынка. Контрабанда из Ливана стала обычным явлением.

Асад пытался бороться с ней, чему препятствовало вмешательство в неё Рифата, чьи отряды ввозили в страну товаров на 400 000 долларов в день: в июле 1984 года было сформировано эффективное воинское подразделение по борьбе с контрабандистами на сирийско-ливанской границе, за первую неделю службы изъявшее товаров на 3,8 миллиона долларов.

Таким образом, Х.Асад с самого начала прихода к власти старался использовать опыт СССР в строительстве экономических основ государства. При этом он понимал, что полных переход на командно-административную систему может подорвать стабильность его государства, поэтому сирийский Президент не стал полностью уничтожать предпринимательскую инициативу граждан.

Практически все объекты крупной промышленности были либо национализированы, либо находились в косвенном контроле со стороны государства. Благодаря помощи СССР удалось построить плотину, которая обеспечила стабильность государства на несколько лет. Начало и середина 80-х характеризуются тем, что Сирия столкнулась с серьезным финансовым кризисом и падением реальных доходов, что привело к ухудшению качества жизни.

1.0x