Сообщество «Форум» 15:44 1 февраля 2022

Екатерина КУЛЕБЯКИНА, детский врач-психиатр. ДЕТСКИЕ ЖЕРТВЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Как же получается, что гражданство получают люди, не знающие русского языка?

В любом цивилизованном государстве граждане обязаны знать государственный язык. И в любой стране прежде, чем получить гражданство, приезжий сдает экзамен на знание государственного языка. Такое правило существует и в Российском законодательстве. Ст 13 ФЗ «О гражданстве РФ» четко указывает:
«подать документы на российское гражданство в общем порядке могут иностранцы, которые:
п.4 «владеют русским языком и имеют специальный документ, подтверждающий это: сертификат о владении русским языком, школьный аттестат, диплом вуза России или СССР».

Как же получается, что гражданство получают люди, не знающие русского языка, более того, они получают, как граждане России, повестки от военкомата и готовятся служить, часто искренне, в Вооруженных силах России.

Отдельную проблему создают граждане, приезжающие в Россию на заработки и получающие разрешение на временное проживание. Сплошь и рядом они ходят по различным инстанциям в сопровождении земляка-переводчика, т.к. не понимают по-русски ни слова. Некоторые расторопные приезжают сразу после свадьбы, рожают ребенка на территории России (который, естественно, автоматически получает российское гражданство), а следом и родители в ускоренном режиме получают гражданство, не торопясь при этом осваивать русский язык. Главными жертвами такого подхода становятся дети, которых без знания языка запихивают в детские сады и школы с уверенностью, что там они язык и выучат. Забывают при этом о главном: и в детском саду, и в школе ребенок должен получать знания на русском языке, иначе его пребывание там становится бесполезным.
Граждане, родители, чиновники! Представьте себя на месте такого ребенка. Как бы вы чувствовали себя, оказавшись среди людей, которые от вас чего-то требуют, при этом не понимают вас, а вы не можете им никак это объяснить, даже если очень стараетесь. В психиатрии описаны многочисленные случаи реактивных параноидных психозов, возникавших в психотравмирующих условиях, каковой и является иноязычная среда. Они проявляются тревогой, подозрительностью, а часто и агрессией в качестве защитной реакции. Однако донести это до родителей, которые с улыбкой кивают головой, повторяя только «да» и «хорошо», невозможно. Родители, не владеющие русским языком, не могут научить ему ребенка, а специальных структур, обучающих детей языку не создано. Более того, когда в Россию приезжают учителя, преподававшие русский язык в национальных таджикских и узбекских классах, то они устраиваются работать разнорабочими и санитарками, т.к. трудоустройство по профессии оказывается для них невозможным.

И не говорите, будто все дело в нетолерантном отношении местных к приезжим! В классах с моими детьми учатся и таджики, и узбеки. Хорошее знание русского языка (безусловно, заслуга ответственных родителей) позволяет им успешно осваивать программу, они пользуются уважением, их дружбой дорожат, им уважительно сочувствуют, когда они соблюдают пост во время священного месяца рамадан. И напротив, когда к детскому психиатру направляют неуспешных детей с нарушением поведения (из той самой иноязычной среды), выясняется, что ребенок мешает на уроке всему классу, потому, что не понимает, о чем говорит учитель, и ему попросту скучно. Не имея возможности самоутверждаться в учебе, ребенок пытается добиться уважения единственным доступным ему средством – силой. А незнание языка дает ему много поводов увидеть обиду там, где ее нет.

Когда я была студенткой мед.вуза, с нами учились иностранцы из самых разных стран: Сирия, Монголия, Индия, Ливия, и все они, прежде чем приступать к обучению в ВУЗе сначала в течение года изучали русский язык. И только сдав экзамен, приступали к профессиональному обучению.

Может быть, для решения этой тяжёлой ситуации стоит срочно привлечь учителей, преподававших русский язык в национальных таджикских, узбекских и иных классах?
По-моему, здесь ключ к решению данной проблемы.
Управлениям, отделам начального и среднего образование регионов, по крайней мере, Центральной России, необходимо без раскачки обозначить практические направления работы для решения этой задачи.

Екатерина КУЛЕБЯКИНА, детский врач-психиатр, врач высшей категории

Источник

1.0x