Сообщество «Форум» 11:30 12 ноября 2021

"Его жизнь может быть примером высокой нравственности, гражданского мужества и ответственности"

К 5-летию со дня кончины архиепископа Амвросия (Щурова)

5 лет назад (8 ноября 2016 года) завершился земной путь архиепископа Амвросия (Щурова), в 1977-2006 гг. управляющего Ивановской епархией Русской Православной Церкви. В данной связи публикую интервью, взятое мною в 2017 году у Владимира Ильича Тихонова (действительный государственный советник РФ третьего класса, в 2000-2005 годах – губернатор Ивановской области и член Государственного Совета РФ). Интервью вышло в книге "Я возжелал заповедей Твоих. Памяти архиепископа Амвросия (Щурова). М., 2017".

двойной клик - редактировать изображение

Владимир Ильич, как состоялось Ваше первое знакомство с Владыкой Амвросием?

Наше первое знакомство с епископом Амвросием (Анатолием Павловичем Щуровым), было заочным, при этом я стал его знать, а он меня нет. Оно состоялось еще в 1978 году благодаря уполномоченному Совета по делам религий по Ивановской области Михайлову Генриху Александровичу. Это было практически в самом начале епископской деятельности Владыки Амвросия. Г.А. Михайлов очень подробно рассказал мне о нем и о его жизненном пути. И он же подарил мне первый номер «Журнала Московской Патриархии» за 1978 год, где я впервые увидел фотографию нового ивановского архиерея. Генрих Александрович дал ему очень высокую оценку, как человеку и священнослужителю, высоко оценивая чисто человеческие качества, такие как редкое душевное благородство, доброта, чуткость, внешнее спокойствие, аскетизм и скромность в жизни и в быту, корректность, дипломатичность, вежливость, какую-то особую мягкость в общении с людьми, принципиальность, патриотизм и любовь к своей Родине.

Вы согласны с этой оценкой?

Вся последующая жизнь, служение в епархии в сане епископа, а потом и архиепископа показали, насколько справедлива была оценка Генриха Александровича в отношении Владыки Амвросия. Архиепископ Амвросий действительно был глубоко верующим человеком, свято соблюдающим все монашеские обеты, с любовью и уважением относился к своей пастве и потому не случайно пользовался всеобщей любовью и в селе Толпыгино Приволжского района, и в городе Иваново, и в области в целом. Особенно если учесть, что он был первым архиереем, которого в Ивановскую епархию назначили из числа ее священнослужителей. И это, наверное, не случайно. Надо было видеть, насколько он был настойчив в достижении целей, значимых для Русской Православной Церкви. При вступлении в должность он принял епархию с 44 православными храмами, а когда уходил на покой, в ней было уже более 160 действующих церквей и 12 монастырей. Не без его участия в Шуйском государственном педагогическом университете в конце 1990-х годов была создана кафедра философии и религиоведения, где он стал и первым почетным профессором. Ему же принадлежит идея создания и первого высшего учебного заведения РПЦ в нашей области — Ивановской духовной семинарии.

двойной клик - редактировать изображение

И Вы ведь были председателем ее попечительского совета...

Действительно, к созданию духовной семинарии в Ивановской области приложил свою руку отчасти и я в ранге губернатора, согласившись по просьбе Владыки Амвросия в знак глубокого уважения к нему возглавить попечительский совет сначала духовного училища, а потом, когда мы совместными с епархией усилиями через полтора года после моего прихода на пост председателя попечительского совета добились его реорганизации в духовную семинарию, то и попечительский совет духовной семинарии. Более того 16 декабря 2004 года я лично по просьбе Владыки представлял Святейшему Патриарху Алексию Второму на утверждение проект развития духовной семинарии.

Именно по ходатайству архиепископа Амвросия за отстаивание интересов Русской Православной Церкви на фоне засилья проникающих в страну западных религиозных культов, за деятельность, направленную на поддержание религиозного мира и согласия в регионе, преодоление религиозного экстремизма, за помощь Церкви в создании духовной семинарии, которая готовила патриотически-настроенных священнослужителей, за поддержку монастырей, имеющих на своем попечении детские приюты и школы, как это имеет место, в частности, в Свято-Успенском женском монастыре в селе Дунилово, в 2003 году Патриарх Алексий Второй наградил меня орденом преподобного Сергия Радонежского второй степени.

Очень высоко всегда отзывался о Владыке консультант областной администрации по связям с религиозными объединениями в бытность мою губернатором области Анатолий Иванович Груздев: «Я имею честь и счастье знать Владыку Амвросия, – говорил он. – Надо прямо сказать, что все эти годы я нахожусь под впечатлением личности этого выдающегося церковного деятеля».

двойной клик - редактировать изображение

Но начало Вашего личного знакомства было ведь далеко не безоблачным...

Нужно прямо сказать, что не всем политическим силам в области пришлось по душе мое активное сотрудничество с епархией и Владыкой Амвросием в период моего губернаторства. А в период выборной кампании на пост губернатора Ивановской области в 2000 году, накануне выборов, все было сделано для того, чтобы у меня сложилось крайне негативное отношение и к епархии, и к Владыке Амвросию. В частности, в период предвыборной агитации его имя использовалось в целях поддержки моего соперника Анатолия Павловича Головкова, позиционировавшего свою преемственность с предыдущей администрацией региона. Его предвыборный штаб задал Владыке Амвросию вопрос об отношении к действующей областной администрации. Поскольку отношения были добрые, то Владыка просто это подтвердил, а потом его ответ стали крутить по телевидению, как предвыборный рекламный ролик моего соперника. После того, как меня все-таки избрали губернатором, в области нашлось немало «доброжелателей», которые старались подкинуть мне идею смены руководства епархии. В то же время, хоть я и знал Владыку Амвросия только заочно в основном со слов Генриха Александровича Михайлова, но наблюдая за его деятельностью в 1970-1990-е годы, я не мог поверить в то, что он мог пойти на нарушение выборного закона. Я тогда твердо расценил это, как недобросовестную попытку некоторых политтехнологов, работавших в штабе моего соперника на выборах, использовать имя уважаемого архиерея в политических целях. Поэтому в момент своего вступления в должность губернатора я дал понять Владыке, что все отлично понимаю, и сам сделал первые шаги к сближению при нашем первом очном знакомстве.

Да, помню, он мне рассказывал, как напряженно ожидал первой личной встречи с Вами после всех этих событий...

Я никогда не жалел о том, что поверил ему тогда, не ожидая каких-то доказательств и ни о чем не спрашивая. И Владыка это оценил: в одном из своих писем, копия которого спустя время ко мне попала, он так писал об этом: «Когда он был избран губернатором, в период предвыборной кампании немало было тех, кто пытался представить меня его личным и идейным врагом. Но уже тогда Владимир Ильич сумел широко посмотреть на сложившуюся ситуацию, не было у нас никакого холода и отчуждения во взаимоотношениях. Он никогда даже не упрекнул меня за мою поддержку предыдущей областной администрации (о прежней администрации я мог всегда говорить только хорошее, потому что никогда у нас не было разногласий ни по каким вопросам) – как бы его к этому не подталкивали».

двойной клик - редактировать изображение

Но ведь это проявленное доверие не просто оправдалось, но к Вам и вернулось?

Да, так и было: когда в 2004-2005 году определенные политические силы в области развернули против меня в СМИ клеветническую кампанию, у Владыки хватило гражданского мужества обратиться к жителям области с обращением, в котором он дал оценку и мне как губернатору и человеку, и одновременно моим недоброжелателям и моим политическим противникам. Эта публичная оценка моей деятельности, сделанная архиепископом Амвросием вопреки политической конъюнктуре, была мне дорога, так как ее искренность не вызывала сомнений.

После публикации этого обращения некоторые наши с Вами общие знакомые мне высказывали достаточно резко свою негативную оценку; Владыке лично все-таки стеснялись сказать. Но помню, что он ведь и Президенту Российской Федерации направлял обращение в Вашу поддержку... А это более значимая поддержка, чем просто выступление в региональных СМИ...

Во-первых, обращение в региональных СМИ тоже было не простым поступком, а требующим большого личного и гражданского мужества, так как это обращение, как Вы сами вспомнили, шло вразрез с мнением многих «сильных мира сего», желавших моего удаления с поста губернатора. Естественно, послание к Главе государства – это еще более серьезный поступок. В частности в нем говорилось: «Я не считаю, что вправе как-то влиять на то, кто руководит теми или иными государственными структурами, но вступиться за несправедливо опороченного человека – долг моей христианской совести. <...> Не знаю, должен ли я был писать Вам это письмо, но мне его продиктовала моя совесть, молчание в данной ситуации ей противно».


Вы встречались после того, как Владыка ушел на покой?

Я навещал его несколько раз в Иванове после его ухода на покой. И сейчас глубоко скорблю вместе со всеми жителями области о его кончине. Русская Православная Церковь в его лице потеряла выдающегося деятеля, а страна – Человека и Гражданина с большой буквы. Но память о нем жива в наших сердцах; его жизнь может быть примером высокой нравственности, гражданского мужества и ответственности.

1.0x