"В жизни просто так ничего не бывает, всё получается за наши дела, за наши заслуги", — кредо Дмитрия Дюжева. Сорок художественных кинолент в фильмографии артиста: "Утомленные солнцем-2", "Каникулы строгого режима", "Дело было на Кубани", "Истребители"… только вот "Бригада" и "Остров" среди них продолжают оставаться на своём, особенном положении. С первым — роль Космоса в криминальной саге о "лихих" 90-х — на Дмитрия Дюжева обрушился поток поистине феерической популярности. Со вторым — роль отца Иова из небольшого монастыря на русском Севере — Дмитрий Дюжев нашел в себе силы вернуться в профессию, в жизнь.
Моя встреча с Дмитрием Дюжевым произошла, признаться, при самых неожиданных для меня обстоятельствах. На Рождество пришла в Большой зал консерватории с желанием встретиться с Маргаритой Парфёновой, компания которой ("Русконцерт") устраивала для детей в праздничные дни музыкально-театральное представление "Щелкунчик". Симфонический оркестр радио "Орфей" на сцене Большого зала консерватории готов был вот-вот унести публику в фантастическое звучание музыки Чайковского… На сцену, к моему удивлению, вышел Дмитрий Дюжев, в смокинге с "иголочки", при бабочке… О том, с какой самоотдачей и любовью, с каким артистизмом рассказывал он историю Гофмана о заколдованном прекрасном Принце, о страшном проклятии королевы Мышильды… в стенах консерватории говорят уже как о легенде. Зал, полный детей от 2 лет и подростков до 15-ти, сидел во время представления как "зачарованный странник".
Специально для газеты "Завтра" Дмитрий Дюжев в тот вечер дал интервью.
"ЗАВТРА". Дмитрий, артисты в новогодние дни заняты тем, что называется, "чёсом". Но вот я прихожу в консерваторию, и вижу вас, вашу вдохновенную работу, вашу полную самоотдачу на утреннем детском спектакле. Что вас мотивирует?
Дмитрий ДЮЖЕВ. Вообще-то, после окончания ГИТИСа я работал в Театре юного зрителя, в новогодние дни спектакли начинались в 12:00, в 15:00 и в 18:00. Кроме того, я, действительно, очень люблю классическую музыку, с детства… Когда я приехал учиться в Москву, то некоторое время жил рядом с Центральной музыкальной школой. Недалеко консерватория, и я бегал на концерты, приятелям и однокурсникам, конечно, не говорил, чтобы не засмеяли: "Ты что, в консерваторию ходишь, ты же нормальный пацан? Ты пацан или не пацан вообще? Ходишь какую-то музыку слушать!" (улыбается). Здесь другая публика и другое волнение. Магия атмосферы Большого зала консерватории такова, что она приподнимает, и я получаю удовольствие от концерта.
"ЗАВТРА". Можно сказать, реализовалась тайная мечта?
Дмитрий ДЮЖЕВ. Абсолютно так. И кроме большого желания дарить детям радость, у меня есть некая надежда на миссионерскую деятельность. Громко звучит, но это правда. Может быть — думаю я — в какой-то момент взросления кто-то из детей вдруг вспомнит, услышав музыку Чайковского, что когда-то её уже слышал, что выступал какой-то артист… и он снова полюбит и музыку Чайковского, и заинтересуется музыкой других композиторов… Жизнь коротка, ты можешь многим заниматься, а в итоге — ничем. Где-то кого-то веселил, развлекал — всё это стирается из памяти, забывается. Петрушки приходят новые, и новые шоу продолжаются бесконечно. А вот такие концерты, они — знаковые.
"ЗАВТРА". Дмитрий, вы никогда не мечтали стать учителем?
Дмитрий ДЮЖЕВ. Вы знаете, я им даже был (улыбается). Мы жили в городе Камышине, и я учился в 5-м классе. Моя учительница начальных классов довольно часто заходила в наш класс, забирала меня с урока и приводила к себе. Жила она рядом со школой, у неё был маленький ребёнок, и она то забывала утюг выключить, то у неё холодильник протекал, и соседи звонили в школу. А я был счастлив каждый раз сбежать со своего урока — химии, биологии, математики — к детям. Учительница мне показывала параграф в учебнике, я его прочитывал, потом рассказывал сказки ребятам, анекдоты. В общем весело мы проводили время. Ученики меня знали как Дмитрия Петровича. Иногда учительница встречала меня на улице и говорила: "Дима, что делаешь?" — "Ничего". "Домашние задания не хочешь проверить у ребят?" — и я садился и проверял у тридцати учеников домашнее задание. У меня был правильный пример, и по нему соответственно я ставил оценки или просто "см" красной пастой. Потом учительница возвращалась и отпускала меня. И я шёл обедать. В какой-то момент думал, что в будущем буду работать с детьми, такая у меня будет специфика.
"ЗАВТРА". Что изменило выбор?
Дмитрий ДЮЖЕВ. Мой отец был актёром. Но потом пришли 90-е, театры опустели, возможности жить хотя бы на средний достаток не было, и он организовал своё дело. Однако не переставал вспоминать о работе в театре, рассказывал мне истории. В 11-м классе у меня уже была другая мечта: я решил поступать в мореходку. В тот момент мы жили уже в Астрахани, и все мальчишки, просто все, мечтали идти в мореходку, носить ремни с бляхами. В один день, ни с того ни с сего, отец сказал: "Дима, пожалуйста, поезжай в Москву, попытай своё счастье. Вдруг получится у тебя, у меня не получилось". Мама возражала: "Нет! Ни в коем случае! Куда ты его в большой город отправляешь?!" Я приехал, поступил в ГИТИС. Так вот и стал артистом.
"ЗАВТРА". Вы взлетели на пик популярности в 24 года. Ваши ощущения?
Дмитрий ДЮЖЕВ. Тогда был очень сложный период… Грубо говоря, моя семья разом ушла в тот момент, когда вышла "Бригада"… Шли эти серии, и с периодичностью выхода серий происходили трагические события, уходили мои близкие…. Вокруг ажиотаж, популярность. Нас, артистов "Бригады", отождествили с персонажами и называли по кличкам...
Был разработан бешеный график гастрольных поездок, расписаны выступления, а мне хотелось уйти, спрятаться от этой шумихи. Был период, когда я жил в монастыре, пел на клиросе и думал: останусь здесь, потому что за стенами монастыря всё наносное, лживое, неправдивое… Так что меня ни медные трубы, ни всё остальное не могли испортить. Да и старшими коллегами доказано, что на вершине популярности — счастья уже нет. Перед человеком всегда есть выбор: или он волен в свободе, или ему приятны рамки свободы.
"ЗАВТРА". Дмитрий, что вам помогло выстоять?
Дмитрий ДЮЖЕВ. Вера, только вера. Иначе бы, наверное, можно было бы с ума сойти.
"ЗАВТРА". Фильм "Бригада" упрекали, и не без оснований, в романтизации негодяев и бандитов, отрицательных сторон жизни 90-х — это с одной стороны. С другой — фильм знаковый. Пройдет, вероятно, лет двадцать-тридцать — и о 90-х будут судить, в том числе, по фильмам "Бригада", "Жмурки"… Что помогало сделать фильм почти документальным? Вы ощущали нерв того времени?
Дмитрий ДЮЖЕВ. В Астрахани в конце 80-х—начале 90-х двор наш находился рядом с рынком. Моего соседа по дому зарезали, в колодце утопили, ещё одного задушили, кого-то спалили… События происходили на наших детских глазах. В общем-то, все мы: и кто имел отношение к криминальной жизни и кто вообще никак её не касался, — всё равно все ходили в чёрных кожаных куртках, причёски делали и челюсть вперёд выдвигали. Ходили, якобы тоже, крутые пацаны. Везде так было. Куда ни придёшь — одни крутые. Уже ходили анекдоты про "новых русских", бандитов, и мы, мальчишки, с них брали пример. Понимали, что лишний раз к нам не подойдёшь, наверное.
"ЗАВТРА". На роль Космоса сразу согласились?
Дмитрий ДЮЖЕВ. Меня пригласили сначала на маленькую рольку. Маленькую-маленькую. Потом позвонили: "Дмитрий, вас уже утвердили, но не могли бы вы нам помочь, подыграть актеру на пробах? Ищем главного героя". Я согласился. Пробовался один, второй, третий, пятый, десятый. Я за камерой, просто чисто технически читал свой текст, как раз текст Космоса, ну и понятно, в какой-то момент уже знал его наизусть и начал по-настоящему подыгрывать. Сидоров Лёша, режиссер, с какого-то момента начал мне подсказывать, как лучше сыграть, что-то поправлял. А потом мне сказали: "Хотим вас на одну из главных ролей пробовать". И меня утвердили на роль Космоса.
"ЗАВТРА". Вероятно, была какая-то специфика в работе над ролью?
Дмитрий ДЮЖЕВ. Когда уже всех артистов на главные роли утвердили, то нас отвезли в Дом ветеранов кино. "Можете пить, гулять, драться, хулиганить, в общем, делать что хотите. Мы платим", — сказали. Мы от такой свободы растерялись, конечно, сначала. Потом нам объявили: "К вам придут дяденьки, будут сказки рассказывать". Какие дяденьки?.. Приходят мужики: воры в законе, какие-то генералы секретных служб, дознаватели, следователи, опера, "шестёрки", воры со звёздами и так далее. Самые разные люди приходили, садились с нами, мол, давайте читать, что у вас тут за сказка такая написана… И сцену за сценой все вместе мы прочитывали, прорабатывали. Нам приносили документальные съёмки следствия, допросов, мы учились как надо разговаривать, вести себя в различных ситуациях… Так мы провели целую неделю. Поэтому когда уже на съёмочной площадке мы встретились, то все уже были в теме, понимали развитие персонажей, их взросление, становление от бандитов до уважаемых людей. Мой персонаж был с наркотической зависимостью, так я встречался с врачом, мне подробно рассказывали про состояния наркозависимых, ломку и так далее.
"ЗАВТРА". Серьёзнейшая работа!
Дмитрий ДЮЖЕВ. Алексей Сидоров всё это организовывал. Он для нас был отцом. Он создавал фильм, он сам написал сценарий вместе с Порублёвым и с Велединским, работал с нами над сценарием. Сам Алексей Сидоров из Северодвинска. Закончил Литературный институт, потом поступил во ВГИК на режиссёрский. Лихие 90-е тоже проходили на его глазах, и он это время необыкновенно чувствовал. Делился с нами воспоминаниями, работать на съёмочной площадке было легко. Работа с Алексеем Сидоровым оказалась для нас, конечно, счастливым билетом, благодаря которому я, вот, и оказался в Консерватории, и мы с вами сейчас разговариваем.
"ЗАВТРА". Ваше мнение, в каком кинематографе мы сегодня нуждаемся?
Дмитрий ДЮЖЕВ. Я смотрю и фестивальное кино, и мейнстримовское кино. Сейчас репертуар перенасыщен разным кино: и мелодрамами, и боевиками, и драмами, и фантастикой, и альтернативным кино. Произошло изменение игры, насыщение кадра, мышления. Сейчас мы приходим с традиционным сценарием детской сказки в государственное учреждение, которое может дать государственное финансирование, и нам говорят: понимаете, на сегодняшний день дети уже не воспринимают кадр, где есть один или несколько артистов. Без компьютерной графики, превращений, рассыпания человека в монстра смотреть уже неинтересно…
"ЗАВТРА". Такое переформатирование сознания.
Дмитрий ДЮЖЕВ. Это развитие технологий. И наш кинематограф по сравнению с киноиндустрией Голливуда — просто кинодеревня. Когда-то, в 40-е годы, они миллиарды вложили в Голливуд, создали несколько цехов: актерских, режиссерских, продюсерских с целью пропаганды своей идеологии для всего мира. Тогда же важность кино понимал и Сталин, и развернул вместе с Иваном Пырьевым киноиндустрию на Мосфильме. И Мосфильм отлично развивался. Потом, в 90-е, мы потеряли вообще кинематограф, единицы картин были созданы, советские профессионалы разошлись по другим профессиям и заработкам. В начале "нулевых", спустя десять лет, начали снова собирать киногруппы, и что-то зашевелилось, но прежние профессионалы уже не возвращались. В кинематограф стали набирать просто энтузиастов. Хочешь снимать кино — пожалуйста, снимай. Конечно, было тяжело смотреть на это. Я помню, как работали еще советские профессионалы, как они выстраивали кадр, как они мыслили. Мы очень-очень много потеряли за "перестроечные" годы. И кто был для нас примером? Америка. Мы стали работать по американской системе.
"ЗАВТРА". Но вам повезло! Вы работали с Алексеем Балабановым, культовым режиссером 90-х. Кем был для вас Балабанов?
Дмитрий ДЮЖЕВ. Цензором. Он мог позвонить мне и сказать: "Это что за ерунда по телевизору идёт? Ты в чём там снялся? Я тебя вижу в концерте! Ты что — певец? Это что?! Я к тебе отношусь как к серьёзному артисту, зову тебя на роли, как серьёзного, внутренне сильного, а это что за шелуха такая? Ты что! Не позорься!" На тот момент я выступал на эстраде, у меня было освоение новой профессии, новой публики, и многие не знали меня по сериалам, а знали именно по концертам.
"ЗАВТРА". Он был саркастичным человеком?
Дмитрий ДЮЖЕВ. Да. И очень строгим. С абсолютным ощущением документальности существования на съемочной площадке. Балабанов сам писал все свои сценарии. Когда он приходил на съемки, то в своей внутренней киноленте у него уже был выстроен кадр. И он садился, полузакрывал глаза, говорил артистам: ты стоишь здесь, ты сидишь там, потом вы поменялись, произнесли вот эти слова, потом вошёл третий и так далее. "Ребята, готовьтесь". Он уходил, возвращался, и артисты должны были проиграть точно по его партитуре, которую он задал… Я работал с Балабановым в фильме "Жмурки", "Мне не больно". И уже на "Мне не больно", артисты, помню, начинали паниковать: "Подождите, вы же режиссёр, репетируйте с нами! Мы к вам пришли! Кто здесь Балабанов, я не знаю! Будет репетиция, в конце концов?" Однажды у одного артиста даже истерика началась. Я подумал: всё, сейчас Лёша его убьёт. Балабанов ненавидел все эти претензии, самым неприятным для него была — актёрская игра. От артиста ему нужно было точное исполнение поставленных им же самим задач, и всё.
"ЗАВТРА". Вы советам Балабанова следуете?
Дмитрий ДЮЖЕВ. Стараюсь следовать. Я хотел бы жить по его правде. Он был бескомпромиссным человеком. Он понимал правду жизни, она у него была. Хотя мудрецы говорят нам о том, что нет одной правды, но вот у Балабанова правда была одна. Он её строго придерживался, и чётко понимал: где добро и где зло.
"ЗАВТРА". Дмитрий, есть ли персонаж в истории, с которым вам хотелось бы встретиться, поговорить?
Дмитрий ДЮЖЕВ. С Путиным, наверное… и с Николаем II, жизненная святость которого меня вдохновляет, заставляет задуматься.
"ЗАВТРА". Вот эта святость в жизни — слабость или сила Николая II?
Дмитрий ДЮЖЕВ. Безусловно, сила. Безусловно. Это великий царь, он со своей семьёй взял на себя крест служения и достойно прожил. Его жизнь была жертвой Богу. Без этого он бы не был последним великим, как святой, царём.
"ЗАВТРА". Несколько лет вы вели передачу "Русский взгляд". Что для вас значит "русский взгляд"? Россия — отдельная цивилизация или, как нас убеждают на протяжении многих лет, "как все"?
Дмитрий ДЮЖЕВ. Россия-матушка — так мы привыкли говорить. Россия у нас одна со всей своей где-то не всегда лёгкой, не всегда логичной стезёй развития. С русским взглядом мы взрастаем, воспитываемся и, безусловно, у нас свой путь развития. Нам чужд парламентаризм, мы привыкли жить под царем и вот это ощущение царя для нас важно, по-моему, до сих пор. У нас особенная ментальность, мы можем жить "на авось" и "небось". Плохо? Ничего, потом хорошо будет. И уж, конечно, санкциями, запретами нас не запугать.
"ЗАВТРА". Они разве что вдохновляют.
Дмитрий ДЮЖЕВ. Точно! Я когда услышал в новостях про санкции, когда стали расти цены, падать рубль, подумал: мама родная, сейчас народ высыпет на улицы, скажет: "железный занавес"? Но день за днем я встречал и встречаю людей радостных, с улыбками. "Да пошли они! — Говорят. — Мы тут сами разберемся! У нас всё своё хорошее!"
"ЗАВТРА". В общем, русская душа — загадка.
Дмитрий ДЮЖЕВ. Да, действительно, какая-то загадка.