За смертью Эдуарда Лимонова последовал целый шквал самых разных публикаций о нем – его вспоминали те, кто хорошо знал его, и те, кто просто восхищались его творчеством, писали и говорили политики, писатели, журналисты, музыканты. Телеканалы тоже отметились рядом сюжетов, по большей части довольно скверных и лживых. В этой череде некрологов нередко проводилась мысль о том, что Лимонов, безусловно, будучи выдающимся писателем, был при этом неудачником в политике. Кто-то спешил обозначить свою позицию словами «мне не были близки его политические взгляды, но…», другие старались представить дело таким образом, что политика была для Лимонова чем-то несерьезным, вроде эксцентричного дополнения к образу. Все это заставляет хотя бы кратко рассмотреть вопрос о том, каким был Лимонов-политик и чего ему на самом деле удалось добиться.
Начнем с того, что противопоставление Лимонова-писателя и Лимонова-политика, которое пытаются продвигать некоторые авторы, в корне ошибочно и совершенно искусственно. Все творчество Лимонова неотделимо от политики и пропитано ей, этого невозможно не заметить. Уже в романе «Это я, Эдичка» вполне явно видны политические мысли, герой произведения на практике сталкиваясь с несправедливостью, неравенством того мира, в котором он, как эмигрант, вынужден жить, не раз задумывается над тем, что так не должно быть, что общество, где все продается и покупается и всему, даже человеческим чувствам, есть цена, это общество глубоко больное и должно быть уничтожено и заменено новым, более честным и справедливым. Вот так, ни больше, ни меньше. Размышлениями о политике пронизаны и многие другие его произведения того периода, когда Лимонов еще не был политиком в собственном смысле слова. Они были бескомпромиссны, радикальны и смелы, и уж точно отличались от того банального и пошлого жаргона, на котором изъясняются политологи, но при этом вне всякого сомнения они были политическими в подлинном смысле слова, который Лимонову был отлично знаком.
Его понимание политики было шире того, которое принято сегодня в общественном дискурсе, где все политическое сведено к копошению около выборов и стремлению завоевать симпатии избирателя-обывателя более сладкими посулами, и нудным и банальным комментариям политологов о выборах где-нибудь в США. Такое урезанное, кастрированное понимание политического характерно только для позднекапиталистического общества, где буржуазная демократия является лишь одним из элементов управления массами, или для общества колониального, которое кормят суррогатом политики с той же целью оптимизации управления. Что касается Лимонова, то его взгляд на политику был скорее ближе к традиционному ее пониманию как философского модуса бытия, охватывающего собой все общество. Хорошо известна его цитата: «Все в жизни — политика. Вы выходите на улицу, идете… Темно, под фонарем три молодых человека. Надо решить: пройти мимо с гордо поднятой головой, перейти трусливо на другую сторону или повернуться и не идти? Русская политика — та же ситуация под фонарем, только со множеством действующих лиц». Он обладал даром смотреть на вещи нестандартно и при этом видеть самую суть.
Политическая позиция Лимонова была абсолютно искренней, она не была стремлением, как это часто бывает сегодня, нажить себе политический капитал чтобы использовать его для получения материальных благ. Но он не изменял своим идеалам, и нередко страдал от своих взглядов. В США сблизился с леваками-троцкистами из Социалистической рабочей партии, писал статьи с критикой западного образа жизни, затем, уже после переезда во Францию, сотрудничал с Коммунистической партией, был знаком с Ле Пеном и Аленом де Бенуа – столпами французской правой мысли. Лимонов мог бы сделать неплохую карьеру, стань он как многие писатели-эмигранты панегиристом Запада и его ценностей и хулителем Советского Союза. Его наверняка издавали бы огромными тиражами, приглашали на интервью ведущие телеканалы и издания, он вполне мог бы читать лекции в респектабельном университете, или даже занять там какую-нибудь кафедру русской литературы. Но он оставался честен, и потому имел трудности с получением французского гражданства, повышенное внимание спецслужб и вынужден был сам пробивать себе путь к литературному олимпу.
Вернувшись в СССР в начале 90-х, в период всеобщего развала и краха, Лимонов сразу же включился в политическую жизнь своей родины, примкнув, конечно же, к патриотическим силам. И это вторая константа его политического мировоззрения – кроме острого чувства социальной справедливости, а точнее – царящей вокруг социальной НЕсправедливости, которую непременно надо превратить в справедливость революционным путем, Лимонов всегда был искренним, пламенным и бескомпромиссным патриотом.
Это было время сближения левых и правых патриотов, которые осознавали, что курс сначала Горбачева, а затем Ельцина это путь к краху исторической России. Это осознание стало поводом для сближения, которое окончательно оформилось в дни октябрьских событий 1993 года. Тогда на защиту Белого дома встали и коммунисты, и националисты, и именно там, на баррикадах, возникла та патриотическая оппозиция, которую стали называть «красно-коричневой». Это было естественное явление, в нем отразилось закономерное сближение тех, для кого первостепенную роль играет национальная идентичность и стремление к социальной справедливости, перед лицом опасности потерять страну под натиском сил капитала и глобализма. Логичным следствием этого сближения стала созданная Лимоновым Национал-большевистская партия*. Если фактически первой партией в подлинном смысле слова в истории России была «Народная воля», то лимоновская НБП в момент своего создания была фактически единственной в стране партией в подлинном смысле слова, то есть организацией людей, объединившихся ради совместной борьбы для достижения своих политических целей. Их целью была революция. Лимонов со свойственной ему бескомпромиссностью провозглашал – «в России нужно менять все, даже выражения лиц». Он искренне верил в революцию, восхищался ей на страницах своих книг и стремился приблизить ее в реальности.
Именно неудачная попытка организовать восстание в населенных преимущественно русскими областях северного Казахстана привела Лимонова в тюрьму. И это еще один ярчайший штрих его политической биографии – в отличие от большинства современных политиканов, он на деле доказывал верность тем идеалам, которые проповедовал. Он не задумываясь ехал на войны, если считал, что они ведутся за правое дело – в Югославию, Абхазию, Приднестровье. Когда по решению суда его партия была запрещена, он не опустил руки, а с новой силой приступил к политической деятельности.
Лимонов был мастером нестандартных, творческих решений в политике. Громкие акции нацболов были одними из самых ярких событий в российской общественной жизни, в том числе и акция в Севастополе в августе 1999 года, когда нацболы забаррикадировались в башне клуба моряков и вывесили лозунг «Севастополь – русский город!». Тогда присоединение Крыма к России казалось невозможным, а Лимонов и его соратники верили в него, несмотря ни на что. И здесь видна еще одна черта Лимонова-политика – уникальный дар политического предвидения, благодаря которому он умел объяснять и предсказывать многие события, казавшиеся невероятными современникам.
Может быть, именно поэтому он понял, что ждать масштабных перемен в стране в ближайшее время не приходится. Люди ждут от современного политика не призывов к великим свершениям, а обещаний близкого материального комфорта. Поэтому Лимонов переключился на борьбу за революцию духа, неслучайно в последние годы он не раз говорил, что хотел бы быть не главой государства, а аятоллой, имея в виду тот почет и уважение, которым окружены иранские духовные лидеры, которые сосредоточены в первую очередь на высшем – религии и духовности. Лимонов своим творчеством стал формировать смыслы, которые гораздо выше сиюминутной политики.
Да, Лимонов не стал главой государства и не заседал в Государственной Думе. Но это было и невозможно в тех условиях, в которых он оказался. Зато он всегда был верен своим идеалам, создал ярчайшую политическую организацию своего времени, умел находить новые и успешные методы политической борьбы, а главное – оставил политическое наследие, к которому будут обращаться его соотечественники еще долгие годы.
*организация, запрещённая в РФ
-
Сергей
26 апреля 2020 в 03:27Ужакин
Думаю, что Эдуард был не последним революционером, поскольку революционная ситуация еще впереди. Она то и выдвинет новых, пассионарных лидеров. Лимонов после буржуазного контрреволюционного переворота стал ПЕРВЫМ РЕВОЛЮЦИОНЕРОМ. Ничего сопоставимого рядом не оказалось. И по его поступкам, он ближе всего к Че Геваре и Фиделю Кастро.
Когда то, в конце Красной Цивилизации я обнаружил в "Иностранной литературе", весьма странную по тем временам исповедь кубинского ветерана, того, что был с Фиделем с начала и до конца. Так, вот у Лимонова были совершенно симметричных представления, что достаточно было приехать сюда, в Сибирь, поднять красный пояс и страна очнется. Барбудас думали точно также - мы начнем войну с крыш и народ нас поддержит.
Я не пересекся с Лимоновым, здесь в Сибири, хотя был очень рядом, когда товарищи давали ему кров, не боясь репрессий. И их идеи, споры и разговоры - русских просветителей разночинцев, цены невероятной.
И нет ничего ни плохого, ни ущербного в его заблуждениях, Россия просто обязана пройти свой скорбный путь - вначале Дубровский, затем разночинцы и лишь затем решительное народное нет этому ублюдочному капитал-феодализму.
-
Red
26 апреля 2020 в 07:44Nadia
А модератор существует иль нет?
-
Сергей
26 апреля 2020 в 08:12Животков
А чё ты,паршивый козёл,хамишь женщине,а?
-
Сергей
26 апреля 2020 в 08:25Животков
Мне физически до тебя не дотянуться (а я давно хочу),но тут обязан вмешаться модератор или администратор,взять тебя за ухо и вывести отсюда.
Или ты опять придёшь смердить здесь своей сракой?
-
Red
26 апреля 2020 в 09:44Nadia
Сергей, ну, противно стало заходить на сайт.
Меня буквально тошнит. А это чмо, ну, понятно, что газета не принадлежит целиком Прохановым, но недопустимо его тут появление.
Модератор, ау!
-
Сергей
26 апреля 2020 в 09:52Животков
У меня с этим скотом очень старые счёты,Надежда. Я долго не старался не реагировать на эту ходячую парашу,теперь задолблю его.
-
Сергей
26 апреля 2020 в 13:03Животков
Ты у Трампа хоть на памперсы деньжат выклянчил,петушок декоративный?
@realDonaldTrump
I ask to help money on the savings card of Sberbank of Russia:
4817 7600 0634 1832
Position = sentry Position = sentry!null
-
Сергей
26 апреля 2020 в 13:11Животков
А ты у меня попроси денюжку.
-
Сергей
26 апреля 2020 в 13:28Животков
А ещё лучше у своей мамы из-под матраца укради. Она ведь прячет от тебя деньги?
-
Евгений
26 апреля 2020 в 09:15Волобуев
Лимонов мог, но не смог, так как всю жизнь боролся с несуществующим уже капитализмом.
См. Обращение к блогерам, авторам, экспертам и руководителям газеты Завтра по факту гибели капитализма в 1976 г. http://zavtra.ru/blogs/obrashenie_k_blogeram_avtoram_ekspertam_i_rukovoditelyam_gazeti_zavtra_po_faktu_gibeli_kapitalizma_v_1976_g_
-
Александр
26 апреля 2020 в 10:37Ермошин
Ну что ж, прошли и 9 дней, и 40. Лимонов никогда не являлся моим героем, посему я и не предлагаю полного анализа по его поводу. Но ПОВОД есть - другой!
Начну с последних слов из статьи: "он всегда был верен своим идеалам". Здесь же озвучен и "идеал" - Лимонова со товарищи: "Их целью была революция...– "в России нужно менять все, даже выражения лиц"». Тут же в своих комментариях эту "идею" с восторгом подхватил Сергей Ужакин - "он ближе всего к Че Геваре и Фиделю Кастро". Совершенно дебильная в своей сути идея, начинающаяся с непонимания диаметральных различий идей Че Гевары и Кастро.
Наверное, особо тупым надо пояснить, что идея Кастро была - СТРОИТЬ, а ЧЕ Гевары - РАЗРУШАТЬ. Кастро - тоже разрушал, но - для того, чтобы СТРОИТЬ. Целью жизни Че Гевары было - РАЗРУШАТЬ и только РАЗРУШАТЬ! Строить он не умел и не хотел.
Точно так и у Лимонова со-товарищи - цель - РЕВОЛЮЦИЯ! Не важно где, не важно зачем, не важно во имя чего - но РАЗРУШИТЬ существующий порядок.
Не случайно в статье говорится о закономерности пути Лимонова и лимоновцев: "на защиту Белого дома встали и коммунисты, и националисты, и именно там, на баррикадах, возникла та патриотическая оппозиция, которую стали называть "красно-коричневой"». Фактически и "патриотическая оппозиция", которую стали называть "красно-коричневыми", и те, от кого Белый Дом "защищали", были АНТИСОВЕТЧИКАМИ, сиречь разрушителями СССР. Ни у тех, ни у других не было своей хоть какой-то ДРУГОЙ, цельной ПРОГРАММЫ, Обе стороны имели свои, исключительно свои узкие и коротенькие, как у деревянного Буратино мысли и цели.
Ну и попутно по поводу некоторых пассажей из статьи. Называть Лимонова "выдающимся писателем", не упоминая русских, советских и мировых классиков литературы - кощунство. Про «Севастополь – русский город!» я неоднократно писал на сайте, что "русский" и "российско-федеративный" - не одно и то же. Но, по всей видимости автор статьи - сейчас, как и Лимонов - тогда, имеет об этом не столько революционное,сколько благонадёжнейшее мнение.
-
Евгений
26 апреля 2020 в 10:54Волобуев
Очень нужен Че, чтобы разрушить мнение Ермошина, что капитализм якобы все еще существует.
Че был выдающийся революционер, дравшийся с реально существующей капиталистической эксплуатацией, а Ермошин с Лимоновым вели бой с тенью. Кастро имел возможность признать свою ошибку, что не заметил гибель капитализма в 1976 г., но не признал. Поэтому Че будет жить в веках, а о Фиделе Кастро будут чаще говорить с сожалением. Если будут говорить.
И вякнуть по существу Лимонов с Ермошиным ничего не могли, а Ермошин и сейчас не может, когда им говорили, что они не тем делом занимаются.
-
Сергей
26 апреля 2020 в 15:23Животков
Написал модератору,попросил удалить Асташкина с сайта.
-
Сергей
26 апреля 2020 в 16:04Животков
Не лезь, "дитя 21 века",тебя не звали,получишь пинка под зад. Хочешь помочь Асташкину,переведи ему 50 тысяч. А то он у Путина деньги клянчит.
-
Сергей
27 апреля 2020 в 03:37Ужакин
Сергей, посмотрел на счетчик по данной статье и понял, какую поножовщину устроили вчера эти два отморозка. Я краем только захватил, где один из них, работал уже просто как машина-фекалка и поливал своими нечистотами Красную Надежду. Так, что в очередной раз спасибо тебе за уборку в нашем доме.
Но вот эта отморозь своими действиями поставила ряд вопросов, причем один из них весьма тревожный. Ну ладно, некоторые политические оппоненты используют их в своих целях, то понятно. Своя мораль, свои ценности и и хорошо известный принцип - цель оправдывает средства. Ради сиюминутной выгоды они вступят в сделку с кем угодно. Сегодня они могут нам говорить о чести и достоинстве, а завтра с наслаждением наблюдать, как орудуют гопники.
Но есть более важное. Вот эта поножовщина, устроенная всего лишь двумя отморозками, в виде хакерской атаки на тему, показала насколько мы уязвимы в дискуссионном плане. Ведь они себя не ограничивали НИЧЕМ. Т.е. небольшая группа скоординированных боевиков, при помощи совсем простых инструментов способна совершить большие разрушения, ликвидировать любую дискуссию.
-
Сергей
27 апреля 2020 в 03:54Животков
Возможно,этот гадёныш Асташкин опять придёт под новым номером,он опущенный,ему не привыкать. Я ничего не делаю исподтишка. Рад что получилось долбануть этого скота. И "Ваня Фёдоров" с Седовым потише будут.
-
Сергей
27 апреля 2020 в 04:15Животков
Спасибо модераторам.
-
Сергей
27 апреля 2020 в 04:23Ужакин
Да, модераторам спасибо! И тебе тоже спасибо!
-
Лев
26 апреля 2020 в 20:59Козленко
Посмотрел о Лимонове урок русского З.Прилепина
и восхитился деяниями Эдички(без иронии).
Согласен с Сергеем Ужакиным.
Первый революционер на волне контрреволюции. Вот ведь как!
В такой нестандартной ситуации Лимонов, не будучи
вооружённым теорией и не имея большой группы пассионариев,
рождённых передовым классом(таковой омещанился),
был обречён на поражение. А интеллигенция не намерена была
рождать новых большевиков. Это,конечно, взгляд дилетанта.
А тут ещё и Зюганов с лимитом на революцию.
Симптоматично тяготение Лимонова к писательству(7 десятков книг!!!).
И огромное количество стихов. Он как бы замкнулся на этом деле,
а остальное было приложением, в том числе и лидерство.
-
Сергей
27 апреля 2020 в 03:24Ужакин
Говоря в этот день об Эдуарде Вениаминовиче Лимонове, мы просто обязаны сказать и о той молодой генерации, что была рядом с ним. Я не могу сказать, воспитал ли он их своим словом, или эти пассионарии сошлись сами в мощный поток. На этот вопрос ответить только сами ребята, которые были с ним рядом в то время. Да и то, может, не сегодня.
Разве можно забыть, как нарождающаяся диктатура бросала их в застенки пачками. Бросала цинично, демонстративно. В то время, как хипстеров и офисный планктон правых в норковых шубах вежливо просили сойти с панели и крепче держать свои гамбургеры и напитки, этих избивали железом, а затем судили по надуманным предлогам и гноили в александровском равелине. Власть показывала, что шутить не намерена, это вам не игры ГКЧП со столичной интеллигенцией. Чего стоит беспрецедентная жестокость, когда группу ребят осудили лишь за то, что они без стука вошли в кабинет сановника.
Это был особый ход истории, лимоновцы сидели, правые жрали маффины. Причем политические посадки были настолько сильны, что даже в "Завтра" появилась рубрика о политзаключенных. Власть вовремя одумалась, политическая власть поняла, что лучше бороться ее излюбленными средствами - деньгами и впаять неподъемные штрафы детям бедных кварталов, чтобы он горбатился за него всю жизнь, намного эффективнее. И лишь потом садить, за неуплату.
Они прошли школу Лимонова. Как, откуда они появились эти молодые бунтари, сказавшие режиму нет, когда вся страна была придавлена кованным сапогом. Вот в чем вопрос. Спасибо Эдуард тебе за эти ребят. И вам спасибо - мальчиши-кибальчиши, штурманы будущих революций.