Единое экономическое пространство – это система взаимоотношений, определяющих порядок сотрудничества экономических единиц (предприятий, государств), модель деятельности которых создает соответствующую структуру экономического пространства, в котором они взаимодействует с подобными единицами при условии наличия объединяющих начал и схожих моделей хозяйствования.
Самоопределение страны как части мирового сообщества и идентификация собственной миссии в рамках международного сотрудничества обусловливает параметры её деятельности в зависимости от спектра её потенциала и предназначения, реализуя который она максимально проявит и раскроет возможности и способности народа. Миссии народов сопряжены территориально, т.е. соседствующие страны должны дополнять друг друга в рамках единой концепции развития. Она предполагает глубокое взаимодействие и разделение труда относительно исполнения формы и содержания единого экономического пространства, которое подразумевает качество связей, их количественное, территориальное и хозяйственное оформление. Подобное объединение стран позволяет направить деятельность на достижение целей более высокого порядка, чем экономическое выживание, что часто становится предметом концепций национальной безопасности.
Современная интеграция часто представляет собой объединение неэффективно работающих экономик стран в целях предотвращения внешних и внутренних угроз. Объединенные разбалансированные экономики потребляют ресурсы в кратно большем размере и воссоздают существенно превосходящие разрушительные последствия для каждой из экономик, чем, если бы они работали в самостоятельном режиме. Мера такого эффекта обратно пропорциональна величине экономики, т.е. превосходящая экономика способна абсорбировать определенные негативные последствия без нарушения внутренних жизненных процессов. Меньшая экономика при отсутствии собственной устойчивости подвержена разбалансировке своих взаимосвязей и вынуждена перестроить свои процессы в соответствии с закономерностями, существующими в большей экономике, которая абсорбирует меньшую экономику, особенно в том случае, если они организованы на основе преобладающих рыночных закономерностей хозяйствования. В данном случае происходит поглощение экономики, если в ней отсутствуют устойчивые механизмы развития, и она подчиняется довлеющей силе.
Взаимосвязи рыночной экономики являются детерминированными ценностями низшего порядка, поэтому легко преобразуемы посредством воздействия превосходящего фактора. Происходит поглощение мелких субъектов хозяйствования более крупными, как на уровне отдельных предприятий, так и целых государств. В результате экономическая интеграция может стать экономической экспансией, которая представляет собой процесс перенесения (внедрения, навязывания) определенных экономических способов и методов хозяйствования, предназначенный для подавления экономической инициативы.
Идеи глобального объединения в настоящее время носят характер защитных или экспансивных мер: определенные страны осуществляют наступательную политику в направлении внедрения собственной системы хозяйствования на территории других государств с целью доминирования над ними. Последние вынуждены объединяться в различного рода союзы с целью реализации политики предупредительного характера, направленной на защиту собственных интересов, результатом которой является дезинтеграция (разобщение) государств (людей). Если государство предпринимает комплекс мер однозначного реагирования в ответ на действия экспансивного характера, оно начинает следовать правилам стремящейся к доминированию страны. Так происходит поглощение одной экономики другою, при этом разрушаются имеющиеся взаимосвязи (отношения), в результате чего экономика исчезает как самостоятельная единица и становится подчиненным субъектом, вынужденным осуществлять свою внешнюю и внутреннюю политику в соответствии с предлагаемыми (навязываемыми) ей извне ценностями.
Следствием экономической экспансии становится разрушенная экономика, но более негативным результатом является нарушение функционирования экономических единиц, задача которых заключается в сопряжении собственной деятельности с общественным экономическим (социальным) механизмом. Экономическая экспансия, как правило, направлена на подавление социальной среды в подчиняемом государстве в целях дестабилизации внутриличностной и межличностной ориентации относительно государственных и общественных ценностей. Страна становится управляемой извне рыночными рычагами, посредством которых проявляются намерения неэкономического характера. Разбалансировать систему можно через ее слабые стороны, которыми в настоящее время являются ценностная шкала человечества и соответствующая ей организация жизни. Так через экономику произошло разрушение ценностного потенциала человека – он стал движимым потребностями низшего порядка, которые проявляют себя желанием доминировать над системой в ущерб ее развитию.
В результате человек переносит явление конкурентности на свои взаимоотношения с обществом и государством, поэтому возникает эффект противопоставления личных и общественных интересов, в результате чего «рыночность» отношений существует и в социально-ориентированных государствах на уровне взаимодействий как физических, так и юридических лиц. Воспитанием потребительского сознания в обществе формируется разобщенное мировоззрение и взаимодействие, разрушающие основы целостной экономической системы. Общество управляется рыночными методами, которые имеют в корне своем нерыночную природу и назначение.
Рыночные законы позиционируются как сопряжение интересов производителей и потребителей, продавцов и покупателей, однако они представляют собой совокупность стихийных реакций хозяйствующих субъектов. Теоретически они балансируют спрос и предложение, практически возникает очаг диспропорционального взаимодействия экономических единиц, которые схожи в своей направленности извлечения прибыли из общей экономической системы. Следовательно, рыночная механика вне гармонизации экономического мировоззрения – это энтропия, оформленная в некоторую степень закономерности, которая не является эволюционным порядком. Действующий институт модели взаимодействия спроса и предложения искусственно редуцирован и исключает множество факторов формирования национального и межнационального единства, но представляется способным создавать равновесные состояния экономики, которые принято считать оптимальными.
Закон спроса и предложения объективен при отсутствии субъективных деструктивных предпочтений человека, которые в действительности являются стихией жадности и безответственности. Эффективная интеграция достижима на началах высокодуховного сотрудничества, которое является фактором развития более высокого порядка посредством селекции высокоорганизованных связей и форм взаимодействия экономических единиц. В настоящее время справедливая конкуренция как среди производителей, так и среди потребителей является редкостью в силу наличия возможностей управления балансом спроса и предложения. В результате сфера производства и реализации товаров может постоянно находиться в неравновесном состоянии, т.е. создаются избытки спроса или предложения различной степени отраслевой локализации, что соответствующим образом трансформирует ценовые тенденции на соответствующих рынках. Так создается управляемая гравитация циркуляции (притока или оттока) финансовых (денежных) средств, которая является технологией образования пузырей.
Любое развитие предполагает упорядоченность, но в случае гиперболизации функции рынка происходит консолидация внешних и внутренних усилий для подавления компоненты осознанности людей, при котором они начинают вести борьбу за выживание. Такими методами и технологиями осуществляется управление государственными и индивидуальными интересами, поскольку посредством манипулирования внутренними и внешними угрозами происходит внедрение технологии управления обществом.
За подобными рыночными методами управления экономикой стоит отсутствие управления экономикой, направленной на сближение экономических субъектов в целях построения интегрированного экономического пространства, поэтому интенсивность вытеснения социальной мотивации объединения (социального капитала) достигает значительных темпов. В эволюционирующем экономическом пространстве доминируют социальные цели – ориентированность на поддержание единого организма, который работает и развивается только посредством согласованного взаимодействия экономических единиц.
Происходит эскалация экономических отношений на вышестоящий уровень, где сознание экономической единицы становится многомерным, т.е. необусловленным частными потребностями – экономическая единица мыслит как целая система. Это есть эволюция. В данном случае она потребляет тот объем общественных благ, который объективно заработан и необходим ей для развития своих способностей и удовлетворения потребностей, направленных на развитие целостной системы. Единица не может изъять больше, чем она произвела (в совокупности прибавочного продукта), поскольку происходит стерилизация совокупного общественного продукта – в системе начинается сбой из-за работы одной единицы. Часть средств накапливается за пределами общего экономического оборота и снижает его ликвидность. Общая цель дифференцируется на множество локальных (частных). Государство вынуждено предпринимать дополнительные меры по стимулированию участия экономических единиц в воспроизводстве хозяйственной системы.
Стабильно функционирующая система абсорбирует диссонанс такого экономического субъекта, но у всякой системы есть свой мощностной потенциал компенсации деструктурирующего возмущения, превышение которого ставит всю систему на грань выживания, поскольку она начинает сегрегироваться на мелкие подсистемы и так далее до наступления предела энтропийной дифференциации всей системы.
Организм экономической системы не строится на рыночной неуправляемой стихии. Единое экономическое пространство человечества должно быть основано на совокупности правил хозяйственной деятельности, направленных на высокодуховную структуризацию деятельности экономических единиц и их объединений (предприятия, корпорации, государства, союзы). Рынок должен быть функцией (подсистемой) обмена экономических единиц системы. В случае её гипертрофированного искажения образуется конгломерат экономических единиц, истощающих экономику государства или человечества.
Единое экономическое пространство – это матрица гармоничного и полноценного участия стран (физических и юридических лиц) в развитии агрегированной высокопродуктивной экономики. Она эффективна, когда государственные системы структурированы и упорядочены в их экономической цикличности экономических потоков.
Экономика – это отражение закономерностей взаимоотношений между людьми, соответственно, мировая экономика отражает данные закономерности в межгосударственном масштабе. В условиях действующих принципов глобализации происходит имплантация местных деформаций в экономическое пространство других стран, поэтому международные экономические потоки как симбиоз национальных особенностей мышления и поведения часто приводят к возрастанию кризисного потенциала во всех экономиках мира. Прогрессия деградации народов ускоряется в кратном размере, если осуществляется синтез действующих бездуховных систем ценностей, которые в масштабах интеграций усиливают свое разрушающее воздействие.
Деятельность современных политических и экономических союзов затруднительна без высокодуховного сближения мировоззрений, технологий и перехода на межнациональный уровень хозяйствования. Без выравнивания экономических систем слабые экономики всегда будут находиться в состоянии стагнации по отношению к сильным экономикам, которые будут вынуждены осуществлять политику поддержания циркуляции экономических потоков. В данном случае слабые экономики не развиваются, сильные также не эволюционируют, поскольку пролонгируют свою систему взаимоотношений на будущий период или используют свое выгодное доминирующее положение.
Существующие интеграционные системы предусматривают спектр ограничительных или стабилизирующих мер, которые поддерживают функционирование стагнационных процессов в экономиках объединяющихся стран и не формируют платформу их модернизации. Если в основе интеграции лежат политические мотивы, экономические системы будут искусственно деформированы, что в результате приведет к разобщению внутристрановых экономических связей и процессов и вымыванию определенных хозяйственных подсистем (сегментов) и продуктов их деятельности на территории других стран. Перепрофилирование хозяйственных комплексов может осуществляться дезинтеграционным способом – ослабление хозяйственного комплекса одной страны с перемещением его ресурсов на территорию другой страны.
Дополнительной причиной деформации экономических отношений является высокая концентрация инвестируемого иностранного капитала, который аккумулирует определенные сегменты национальных экономических систем. Предприятия, принадлежащие иностранным инвесторам, относятся к экономическим системам тех стран, гражданам которых они принадлежат, поскольку функционируют в соответствии с закономерностями, выгодными их владельцам. Зачастую эта выгода реализуется за счет эффективности хозяйственного комплекса, что может сдерживаться наличием прогрессивного законодательства, сохраняющего целостность экономической системы страны. Иностранный капитал не преследует цели создания крупных производств на территории интегрируемых экономик, если не существует значительной выгоды использования производственных и инфраструктурных факторов. В данном случае выгода как доминирующий фактор становится причиной утечки капиталов из хозяйственной системы, в которой их необходимо аккумулировать и инвестировать для продолжения ее воспроизводственного цикла.
Глобализация в её объективно научном смысле происходит только в том случае, если она сопровождается (ей предшествует) определенный процесс укрупнения сознания и мышления государственных лидеров и народов. Международные экономические процессы должны осуществляться в соответствии с законами, исключающими возможность возникновения недобросовестных сделок, деструктивной монополизации экономики, манипулирование ею в локальных или глобальных целях. Страны, ответственные за осуществление деструктивной деятельности, ускоряют процессы деградации народов, как на собственной территории, так и на территориях своих партнеров. Это обстоятельство обязывает правительства предусматривать мероприятия, позволяющие оградить нации от негативного влияния некоторых международных тенденций. Самым эффективным способом в данном случае является повышение осознанности общества, что предотвратит экономический и социальный кризис. Ослабленное сознание народа быстро впитывает деградационные паттерны поведения, понимания себя и окружающего мира, своих целей и задач, способов их реализации. Руководить обществом в состоянии бездуховного коллапса невозможно.
При отсутствии фундамента и вектора развития в сознании нации, которые проявляются в ее духовно-нравственных ценностях, способах организации совместной деятельности и осуществления различного рода взаимоотношений, она становится неустойчивой и подверженной деформациям, поэтому быстро теряет самостоятельность и становится управляемой внешними экономическими и политическими факторами. Государство ответственно за создание условий развития, прежде всего, духовного потенциала человека, а единое экономическое пространство должно быть таковым не только по форме, но и по содержанию. Использование любого рода национальных ресурсов, сопровождающееся духовным обнищанием общества, является преступлением против человечества.