пнвтсрчтптсбвс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Сегодня 16 мая 2025
Авторский блог Александр Супалов 12:00 1 января 2015

Джеймс Бонд как зеркало времени

В этой новогодней статье мы посмотрим на то, как менялся образ Джеймса Бонда с течением времени, и постараемся понять, зачем и почему это происходило.

"Когда что-то происходит только раз - это случайность.
Дважды - совпадение. Трижды - происки врага."

Ян Флеминг: "Голдфингер"

Холодная война породила немало мифов. Одним из них стал Джеймс Бонд, он же агент 007 - хладнокровный сердцеед и истинный джентльмен с лицензией на убийство, выданной британской разведкой (МИ-6). Кстати, надо заметить, что "007" - это также международный телефонный код СССР, а потом и России. Мы вскоре убедимся, что это - не простое совпадение.

Ян Флеминг, придумавший этого неотразимого суперагента, очень хорошо знал то, о чём писал: он был не только незаурядным журналистом, но английским шпионом. Он даже бывал в СССР - причём в обоих качествах - и понял нашу страну лучше, чем многие его соотечественники. Однако не его судьба и не обсуждение многочисленных приключений Бонда и его девок являются главной темой нашей статьи. Нет, мы посмотрим на то, как менялся образ Джеймса Бонда с течением времени, и постараемся понять, зачем и почему это происходило.

Но до того, как мы углубимся в детали, приходится признать: легенда о Джеймсе Бонде стала одним из самых мощных пропагандистских ходов Запада за время т.н. Холодной войны и после неё. Советская пропаганда не смогла или не захотела предложить миру свой образ положительного героя эквивалентного масштаба. Впрочем, мы с большим успехом экспортировали балет, цирк и диссидентов. Кроме них, у нас был значительно более художественный и по-человечески симпатичный Штирлиц, да и другие прекрасные персонажи (например, как можно забыть славянский шкаф?), но они так и остались продуктами для внутреннего потребления. А жаль.

Шон Коннери (1962 - 1971 гг.)

Ян Флеминг был против того, чтобы придуманного им шпиона-джентльмена играл этот бывший молочник: он даже не умел носить смокинг! Впрочем, режиссёр заставил актёра всё время ходить, есть и даже спать в смокинге, и через несколько месяцев тот сидел на угловатом Коннери как влитой.

Случайно или нет, но этот парень с совсем не джентльменской внешностью сумел продержаться не много не мало, а целых шесть фильмов и почти десять лет (правда, с одним перерывом), став вторым по долгожительству исполнителем роли Бонда.

Основной чертой Бонда в исполнении Коннери была обыденная брутальность. Он не церемонился ни с врагами, ни с подружками. Достаточно посмотреть, как он третирует перебежчицу поневоле Татьяну Романову в необыкновенно удачном фильме "Из России с любовью" (1963 г.), ставшем, собственно говоря, началом легенды после относительно среднего первого фильма под названием "Доктор Ноу" (1962 г.). Возможно, что одноимённая песня в исполнении Матта Монро придала "Из России с любовью" этот незабываемый аромат.

Впрочем, в том же фильме "фирма" Бонда спокойно сотрудничает с откровенно мафиозными структурами с Турции. Как можно было прочитать в одной из недавних статей, это было запрещено их конкурентам из идеологических соображений. Напомним, что Холодная война тем не менее чуть не стала горячей в ходе Карибского кризиса (1962 г.), так что образ Бонда вполне соответствовал своему времени. Кстати, со временем Шону Коннери присвоили звание "Сэра", отметив его вклад в развитие английской культуры. По Флемингу, пока что это было только случайностью.

Роджер Мур (1973 - 1985 гг.)

Перескочив через неуклюжего торговца автомобилями Джорджа Лэзенби из фильма "На секретной службе Её Величества" (1969 г.) и возвращение Шона Коннери в относительно беспомощном фильме "Брилианты навсегда" (1971 г.), перейдём к эпохе ироничного Роджера Мура.

Он снялся в семи фильмах и продержался двенадцать лет несмотря на то, что он на три года старше Шона Коннери. Возможно, это удалось ему из-за исключительно лёгкого подхода к своей кровавой роли. Никогда Бонд не убивал настолько мимоходом и не покорял сердца настолько просто, как во времена Роджера Мура. Его шуточки над трупом стали крылатыми, а его обалденные подружки (и особенно незабываемая майор Амасова из фильма "Шпион, который меня любил" (1977 г.)) превратились в легенду жанра.

Напомним, что это было временем мирного сосуществования и разрядки, когда противник на время скрыл свой звериный оскал от простодушного советского зрителя, глядевшего на Бонда расширенными от удивления глазами во время заграничных поездок, да и то тайком от "наседки". Кстати, и Роджеру Муру со временем тоже присвоили почётное звание "Сэра", и опять же за продвижение куда-то там английской культуры. Таким образом, по мнению самого Флеминга, вынесенному в эпиграф, мы наблюдаем уже как минимум совпадение.

Тимоти Далтон (1987 - 1989 гг.)

Когда Роджер Мур передал эстафету Тимоти Далтону, в СССР уже вовсю шла перестройка, постепенно превращающаяся в перестрелку. Далтон снялся всего в двух фильмах, но оставил яркий след в "Бондиане", создав разительный контраст в образе агента 007 по сравнению со своим предшественником.

Бонд в исполнении Далтона стал предельно холодным и жёстким убийцей, а его непосредственным противником в фильме "Искры из глаз" (1987 г.) впервые стала не мифическая преступная организация "СПЕКТР" (читается по-английски как "Призрак"), а переродившийся генерал КГБ. Символично, что Бонд спасает от него очаровательную восточноевропейскую красотку, и виолончель работы Страдивари заодно. Часть действия фильма очень кстати происходит в Афганистане, где бесстрашный Бонд деятельно помогает отважным афганским повстанцам крушить показательно тупую, но всё ещё весьма сильную советскую военную машину.

Да, это был Бонд, на которого наш зритель смотрел уже с чувством глубокого неудовлетворения, зато с помощью видеомагнитофона, а не в зарубежном кинотеатре. Что ж, победителей не судят. Кстати, ни Томоти Далтон, ни последующие исполнители роли Бонда пока не были отмечены почётными титулами, но к этому моменту и без цитаты из Флеминга стало совершенно очевидно, что мы имеем дело с происками врага.

Пирс Броснан (1995 - 2002 гг.)

Это стало ещё понятнее, когда на место востроглазого Дальтона на вахту заступил Пирс Броснан в галстуке. Его заглавный фильм "Золотой глаз" (1995 г.) вышел аж через 6 лет после предыдущего фильма. И это даже где-то понятно: за это время СССР не стало, и Россия вдруг из врага стала "партнёром" Запада. Противник долго решал, что же ему делать дальше. И решил.

Голова Бонда, торчащая из люка механика-водителя угнанного советского танка, несущего на себе конную статую, выломанную как бы между прочим из старинного здания в Петербурге, стала символом этой эпохи. К нему надо добавить противников Бонда: бывшего агента МИ-6, сына линцевских казаков, выданных после войны англичанами и казнённых по приказу Сталина; хромого отставника КГБ, ставшего боссом мафии; его безголосую подружку, орущую дикие песни с тяжёлым акцентом; и, конечно, сладострастную садистку на службе бесчеловечного изменника Родины в мундире генерала КГБ, решившего подорвать новый демократический строй.

Однако и среди соратников Бонда произошли разительные изменения. Его сексапильная русская девка, едва выжившая после применения советского космического оружия, говорит по-английски лучше, чем когда-то майор Амасова. Руководителем Бонда стала суровая Эм женского пола - таково было веление времени. В остальном: легко узнаваемый старик Кью; новенькая как монетка мисс Монипенни; и вечный союзник - ЦРУшник с ожидаемо непредсказуемым лицом.

Откуда такое внезапное буйство красок? Ответ прост: это был первый фильм, снятый по книге, написанной не самим Яном Флемингом, а писателем, выигравшим конкурс на продолжение Бондианы. Впрочем, и раньше, и потом сценаристы весьма вольно обходились с сюжетами книг о Бонде. Здесь же секс и насилие окончательно взяли верх над остатками вкуса. Враг открыто торжествовал и делал всё, что хотел.

Дэниел Крэйг (2006 - н.вр.)

Первый взгляд на Джеймся Бонда в исполнении Дэниела Крэйга был сродни стакану воды в длинной череде рюмок с водкой-мартини. Невольно хотелось крикнуть: "И это - Бонд?" Но эта ошеломлённость быстро прошла. Поглядите, как он похож на хорошо известного всем нам настоящего разведчика: неброский, подтянутый, холодный как лёд. Можно с уверенностью сказать, что этот Бонд соответствует действительности больше, чем все остальные вместе взятые.

Бонд в исполнении Крэйга опять борется с абстрактным злом: СССР больше нет, Россия же как противник не представляет для Бонда никакого интереса. Всё остальное происходит в лучших традициях жанра: тут и головокружительные погони, и невероятные трюки, и меткая стрельба из любого оружия, а не только из любимого "Вальтера ППК", давно заменившего дамскую "Беретту", и, конечно, скроенный специально для Бонда смокинг, холодное шампанское, зернистая икра и эффектные девочки, готовые положительно на всё.

Вы заметили, что всё это как бы уже хорошо знакомо и по другим фильмам? Да-да, Джеймс Бонд не только дрался на идеологическом фронте, он несомненно повлиял и на Голивуд. Впрочем, Голивуд ему отомстил: верный союзник Бонда, ЦРУшник Феликс Лейтер, оказывается, всегда был чернокожим афро-американским негром! Как же мы раньше этого не заметили? Естественно, что шансов выиграть партию в покер или даже просто выжить у него довольно мало: таков неписаный закон современного кино. Правда, в последнем фильме "Координаты 'Скайфолл'" (2012 г.) неожиданно погибает престарелая Эм, и начальником Бонда становится крутой, проверенный кадр мужеска пола с рукой на перевязи. Что ж, справедливость превыше всего: счёт 1 : 1.

Интересно, что же будет дальше? Следующий, 24-й по счёту фильм в каноническом ряду будет называться… "Призрак".

Ссылки

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Флеминг,_Ян
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Джеймс_Бонд
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_телефонных_кодов_стран
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_фильмов_о_Джеймсе_Бонде
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Карибский_кризис
6. https://www.youtube.com/watch?v=scTDEj0yYUQ
7. http://www.bbc.com/news/30308894

1.0x