Авторский блог Евпраксия Макошева 08:41 18 ноября 2019

ДЖАЗОВАЯ СВОБОДА ДУХА И НИКАКИХ ПЕТАФЛОПСОВ. Борис Березовский крутит земную ось.

На берегу Оки возникают артгорода, а в театре Эт Сетера Березовский играет советский джаз

ДЖАЗОВАЯ СВОБОДА ДУХА В АРТГОРОДКАХ И НИКАКИХ
ПЕТАФЛОПСОВ
БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ, КОТОРЫЙ КРУТИТ ЗЕМНУЮ ОСЬ

Прошло полгода с момента нашей первой встречи в Артгородке и очень многое в стремительно меняющемся мире изменилось и в проекте. Но ведь перемены случаются не сами по себе. Их вносят в жизнь общества люди. Человеки. Творцы.
Такие, как Борис Березовский, замечательный пианист, о котором пойдёт здесь речь. И главное, - мы поговорим о втором его выступлении в рамках проекта Артгородок.
И что же было полгода назад? Тогда только-только начали воплощаться в жизнь ещё не до конца оформленные планы, а талантливыми архитекторами были выставлены в фойе театра макеты городков. Придумавший всё это действо выдающийся музыкант рассказал миру о своей концепции и привлёк замечательных исполнителей в театр Александра Калягина, который идею Бориса сразу же поддержал и дал начинанию крышу над головой. Вместе с ними и другие прославленные актёры и музыканты утверждали, что осуществить задуманное возможно.
В марте этого года на сцене Московского театра Эт Сетера играли и классические, и фольклорные, и духовные, и сатирического-юмористические опусы, а слушать прославленного музыканта и его друзей пришли не менее известные люди из мира искусства, политики, журналистики и власти. Мы увидели самые первые шаги к осуществлению замысла. Борис и его новые друзья увлечённо говорили о сохранении национального облика малых городов России, строительстве новых и, как всегда, Березовский потрясающе играл.

В преддверии второго концерта серии, который снова состоится в городке Калягинске театра Эт Сетера 23 ноября, я просила Бориса о встрече, ожидая, что какие-то проекты, возможно, уже утверждены, а другие находятся в стадии согласований. При таком развитии событий, можно было бы с уверенностью сказать, что темп внедрения в жизнь высокий. Но результат оказался неожиданно куда большим.
Порой случается, что прямая дорога к цели бывает завалена большими камнями и стоит найти дорогу получше. Ну или,- проторить новую, никем прежде не хоженую. Во всяком случае, когда мы встретились, Борис Березовский уже её проторил. Он радостно произнёс мне в ответ:
- Период разговоров и разглагольствований на данную тему уже окончен. Да мы, можно сказать, с самого начала особо не рассчитывали на государственную поддержку, хотя были бы, конечно, очень ей рады. Просто вместе с теми, кто сразу решил нас поддержать и теми, кто присоединился к нашему начинанию чуть позже, мы стали действовать самостоятельно. Никакого режима ожидания не было. Поискали подходящие места, сделали ряд необходимых расчётов, выкупили земли и начинаем строить. И призываем присоединяться к нам на любом этапе всех энтузиастов по России. Страна у нас большая и прекрасная, в ней каждому хорошему делу найдётся место.
А на границе с Тульской областью, на берегу Оки, в живописнейшем месте с лесами и полями, уже в самое ближайшее время начинается возведение семи новых артгородков, расположенных рядом с уже сложившимися исторически селениями. Все они будут разными в проектных решениях, однако чем-то будут напоминать тот, что на сегодняшний день уже существует и успешно живёт своей жизнью в Плёсе. Мы подумали, что сможем добиться успеха и у новых для нас речных берегов, когда поехали туда к готовым включиться в наш план строительства энтузиастам Юрию и Игорю. Сразу влюбились в это место и тут же набросали план, где можно будет расположить южнорусские каменные, среднесибирские и древнерусские деревянные, домики в стиле модерн, интеллектуальные современные постройки, обслуживающие себя с помощью беспилотной техники, со встроенными прямоприводными ветровыми минитурбинами, умными нейросетевыми технологиями... Реализовать можно много интересных концепций. Единственное условие для них всех,- гармонично уживаться с окружающей средой, близлежащими селениями и домами-соседями и максимально перерабатывать отходы на месте, давая дополнительную энергию деревеньке. И поскольку опыт Плёса уже доказал свою абсолютную перспективность, значит есть уверенность в том, что и в новых артгородках у Оки скоро закипит жизнь.

Также, как она кипит в артистической жизни Березовского, подумала я:

- Борис, в первом концерте в Вашем исполнении звучала музыка Скрябина, Метнера и Рахманинова. Произведения каких авторов мы услышим в концерте Артгородка 23 ноября?

- Этот концерт будет не совсем обычным. Я решил, что пора заняться джазом. Этот концерт я начну с Дебюсси и Равеля, а затем плавно, из струящихся вод их прозрачных рояльно-арфовых, почти уже джазовых аккордов, вместе с музыкантами из квартета (контрабасист Иракли Долидзе, саксофонист Михаил Шумаков, играющий и на губной гармошке тоже, ударник Игорь Ямпольский ) мы перейдём к импровизациям на темы всеми любимых и известных во всём мире джазовых композиций.

- Поворот неожиданный. Строгая классика отступает и уступает место безудержной свободе? О какой именно музыке и каких именно исполнителях идёт сейчас речь? Ведь только вчера я слушала, как Вы вместе с Александром Князевым играли сонату Рахманинова и бетховенскую Крейцерову. Вы положили зал на лопатки вместе с Сергеем Васильевичем Рахманиновым. Мне казалось, мы все оказались в вечности, что он был с нами, казалось что я вижу, как он пишет свою музыку, а в России идёт война. И этот день шестнадцатого ноября, когда вы играли его сонату, становится мистическим отголоском, эхом через десятилетия той нашей переломной победы под Москвой. Победы ценой жизней тысяч и ещё двадцати восьми ребят-Панфиловцев, за спиной которых оставалась непобеждённый тысячелетняя Русь.

- Мне хочется доброты и счастья. Мир должен продолжать жить. Ведь тогда будет уверенность в том, что наши деды гибли не напрасно. В мире должно быть больше радости для человека и совершенно точно не должно быть бездумных войн ни в жизни, ни на экранах. Это соответствует моему всегдашнему настрою. Ну и, кроме прочего, я живу в доме, где были написаны очень многие прекрасные джазовые композиции советского периода нашей истории. Прямо этажом выше творил Исаак Дунаевский, песни которого, когда-то исполняемые Леонидом Утёсовым и многими другими мастерами, распевала вся страна. Иногда утром просыпаюсь и сразу в голове звучит и вертится мелодия "Чу, подружка верная.." Выхожу к утреннему кофе и тут уже и вижу её, мою подружку верную. А сам думаю: "Вот не случайно столько приятной музыки у меня в голове".
В нашем втором концерте одно отделение я играю знаменитые импровизации и джазовые композиции. Но вы услышите и произведения современных, очень интересных авторов.
Вот Дмитрий Маслеев будет играть джазовые этюды Михаила Капустина. Возможно, их слышали немногие, но это очень красивая и очень технически трудная музыка, зажигательная настолько, что, пожалуй, не найдётся человека, которому она не понравится с первого прослушивания. Много раз проверено.

- Ого, на одной сцене, в один вечер играют аж целых два победителя конкурса П.И.Чайковского!

- Да. В этот вечер я представлю публике и мою ученицу, очень талантливую двенадцатилетнюю пианистку из Гнесинки, Карине ТерНазарян. В её исполнении прозвучат две пьесы Арама Хачатуряна, Токатта и Адажио из балета "Спартак". И вероятно, я очень надеюсь, она тоже станет в будущем победительницей конкурса.

-- А не планируется ли ещё чего-нибудь совсем необычного. Можно ли ожидать ещё сюрпризов?
-- Возможно. Могу предложить талантливым юным исполнителям в зале найти вслепую за время концерта лучшую аппликатуру для заданных пассажей или предложим молодой части зрительного зала попробовать повторить или развить какую-нибудь прозвучавшую джазовую мелодию, продемонстрировать другие свои таланты. Есть ещё время до концерта, спонтанно придумаем с организаторами конкурс, исходя из каких-нибудь других критериев для того, чтобы затем развивать молодёжные программы в наших артгородках с помощью разных смешных, но очень непростых состязаний в творческих навыках и сообразительности. Предложу в награду призы с тортиками или конфетами, или горчинкой или мешочками соли. Кому что попадётся. Обещаю никого не обидеть, но и повеселиться. Вовлечены могут быть и художники, и пианисты, и актёры, и плясуны. Ведь в спектаклях городов нужно будет представлять многообразие подходов и к самому устройству деревень, и к их внутреннему жизненному укладу. Совместное решение задач всегда объединяет людей и воспитывает на лучших примерах.

- А почему проект обосновался в драматическом театре?

- Во -первых, ввиду невероятного обаяния, увлечённости и гостеприимности хозяина театра, давшего дом нашему совместному проекту. А во-вторых, городкам обязательно понадобятся и театральные проекты, где нужны будут профессионалы, занимающиеся сценографией, светом, танцем. Помните, как было в старых русских усадебных театрах? Мы продумываем концепцию развития уже сегодня и попытаемся возродить эту хорошую традицию, вовлекая в представления семьи жителей целиком. Жизнь в городках не должна быть скучной, после дневных забот бывает приятно принять участие в увлекательных для всех играх. Когда-то водили хороводы и разыгрывали мистерии у огня. У нас тоже будут концерты и азартные спортивные развлечения.

-- Изменится ли что-то в оформлении зала в этот раз?
-- В этот раз будет проекция. Но это вы должны увидеть сами. А вот что касается драматических номеров, представленных театром, их будет несколько.
В театре Александра Калягина служат актёры, многие из которых поначалу окончили специализированные учебные заведения, как музыканты, танцовщики, художники, и так далее... а лишь потом уже стали известными актёрами. На нашем представлении вы увидите всеми любимых и уже состоявшихся артистов с той самой старой/новой стороны. Кто-то будет петь, кто-то будет играть пьесы Гершвина на рояле, кто-то разыграет миниатюры. Коротко, но задорно. Мы вас сумеем удивить и музыкой, и драмой.

- Когда мы говорили с Вами в прошлый раз, Вы увлечённо рассказывали мне о джазовых гармониях Скрябина, теперь французы тоже стали частью этой новой приверженности?
- Возможно. Но не только французы. Скрябин творил приблизительно в то же время, что и Дебюсси с Равелем, музыка которых с чистотой их аккордов и абсолютной внутренней свободой царит сейчас в моей голове. Тоже самое я могу сказать и о вышеупомянутой советской песенной классике и о музыке американца Гершвина, записи концертов которого я в последнее время с огромным удовольствием переслушиваю. Он был, кроме прочего, потрясающим пианистом, не только композитором и дирижёром. Звука он добивался невероятного по красоте, фантастического. Услыхав недавно впервые записи некоторых концертов Гершвина, я был восхищён настолько, что всем сейчас их рекомендую. Его музыка любима везде совершенно не случайно. Её называют EVER GREEN, музыкой на все века. В известных мелодиях заложены, по-видимому, коды, близкие каждому человеку на этой планете. Эти же коды есть и в известных песнях советских времён с джазовой окраской.
- То есть, Вы хотите сказать, что серьёзно "опылились" песенно-джазовой классикой советских фильмов?
- Я хочу сказать, что мне очень нравится не только потрясающие современные премьерные спектакли, например "Все зовут Долли" в Малом театре, с блистательной музыкой Шермана и фантастической игрой Ирины Муравьёвой, который я только что посмотрел, или само предвкушение от того, что собираюсь пойти на декабрьскую премьеру в Ленкоме со Збруевым, но и очень милые и добрые советские фильмы с написанной для них нетленной, вот этой самой вечнозелёной EVER GREEN музыкой авторов 30х-50х годов, в которых сняты молодые Вицин, Ширвиндт, тот же Збруев, другие чудесные актёры. К этим фильмам была написана гениальная музыка, они разобраны на тонко-юмористические цитаты и остаются для нас настольной книгой, если мы хотим формировать здоровые и позитивные отношения между людьми. Но я очарован не только кино "Весёлые ребята" и песнями в исполнении Утёсова, или фильмом "Опекун", скажем, с актёрами Вициным и Збруевым, но и личностями самих Георгия Васильевича и Исаака Осиповича, вечно цветущего особым мужским шармом Александра Збруева и Леонида Осиповича. Тем, что Вицин в жизни никогда не был зависим от пороков пьянства или любых других пороков, а ему доводилось играть в кино почти исключительно алкоголиков, тем, что он был очень аскетичен и спортивен, очень умён и интеллигентен, в конце концов. Или взять вот Утёсова,- руководил оркестром, пел, играл на сцене и в кино, дирижировал. То же, вернее, совсем другое, но не менее интересное, можно сказать о масштабе личности Александра Збруева, многих других отличных актёров и художников из плеяды прошлой эпохи. А фильм "Она Вас любит"!... Ну какое же потрясающее чувство юмора у создателей, только ради фразы концертмейстера оттуда, имеющей ко мне просто непосредственное отношение, я готов пересматривать этот фильм ещё и ёщё раз: "Судьба играет человеком, а человек играет на рояле"... Каково!? Так что, всё, что касается этих историй, актёров и фильмов, для меня и есть абсолютный джаз. Ну или, если не абсолютный, то органично вплетающийся в общую концепцию нашего концерта. Поэтому зазвучат и всеми любимые джазовые мелодии из советских фильмов. Не только всемирно известный Гершвин. Ну и запоём, возможно, всем залом, как это случайно получилось в первый раз. Возможно, нет. Посмотрим.

- Хорошо. Вот Вы говорите о музыке этого концерта, как о музыке, в которую вложен ген невероятной свободы духа. А что скажете о том, как этот концерт и проект артгородок сообразуется с современными технологиями? Вот созданы и внедряются компьютерные программы, которые дописывают недописанную симфонию Малера, оркеструют в стиле автора оперу Бородина или что угодно ещё, а затем и исполняют их в концертах без помощи человека, могут с лёгкостью раскладывать плотную гармоническую ткань сложнейших партитур по партиям групп инструментов оркестра, по малейшему фрагменту восстановить все сегменты или написать музыку в стиле любого композитора или даже исполнителя. Да что там музыка. Вычислительная техника стала настолько мощной, что может сама себя обучать, чинить и воссоздавать без участия людей, в так называемом процессе машинного обучения или генетического моделирования, сохраняет в облаке любые действия, выполняет до 200 миллионов операций в секунду, как петафлопсы , распознаёт визуальные образы, лица, кору деревьев и тычинки растений, например, или нашу речь и эмоции по малейшим сегментам или фрагментам а, если нужно, заставляет действовать автоматизированные механизмы по принципам стаи рыб или роя пчёл. По обстоятельствам. И даже больше, всё идёт к тому, чтобы робототехника могла распознавать мысли человека. И возможно, контролировать их. На фоне выпускающихся нашими властями распоряжений о цифровизации банковских операций, медицинских и других услуг, речь, мне кажется, идёт о каком -то другом, совсем новом и непривычном формате общественного уклада, где остаётся мало свободы для творчества человека. А Вы играете всегда о свободе духа, говорите о свободе мысли, творчества и жизни в артгородках!

- Мой ответ прост. Роботы, безусловно, очень уверенно и быстро, но всего лишь копируют музыку того или другого автора-гения. Уверен, они не смогут написать песенку о том как "трутся спиной медведи о земную ось". Они не создают сами, как творцы, потому что в глубинах их механизмов ничего не щёлкнет в том месте, где обычный простенький и абсолютно гениальный ход терции вниз и обратно вверх через терцию к доминанте соединился бы с шерстью спины медведя и по-кошачьи потёрся бы об ось планеты. В них нет того Божественного улавливателя-антенны, которые есть у человека просто по рождению, по Образу, и который находится у нас где-то в глубинах души, но не воспроизведётся компьютерными генетическими программами. Вместо души они располагают арсеналом тысяч вариантов для считывания алгоритмов и сравнивания их друг с другом, для выведения чего-то среднего и идеального, возможно. Да, но ни одна Компьютерная программа не сможет стать новым Рахманиновым, уникальным Римским-Корсаковым, восхитительной Мухиной или Шуховым. Поэтому всегда именно человек будет творить данной ему волей осуществлять идеи, всегда по-новому будет играть концерты, строить артгорода, создавать мир вокруг себя. И я хотел бы, чтобы именно эта, человеческая концепция победила в новом, развивающемся на наших глазах, обществе. Человек всегда может создать, разрушить или спасти лучший мир. В нашем проекте, с нашим джазом свободы духа, артгородами свободы деятельности и немашинным обучением свободе гармоничной творческой жизни, мы, я надеюсь, именно спасаем и заново утверждаем Человека. Так что, приходите, поимпровизируем все вместе на знакомые и всеми любимые темы. Таков будет наш джаз и другого, нечеловеческого джаза, боюсь, у меня для вас нет.



Справки:
8-(495)-781781-1
Адрес: Москва, Фролов переулок, 2
Метро Тургеневская, Чистые пруды, Сретенский бульвар

1.0x