Пятый месяц сидит в Бутырской тюрьме Олег Миронов — активист "Другой России", сборщик помощи Донбассу, задержанный 3 октября 2014 года за протест на концерте Андрея Макаревича. По версии обвинения, кроме собственно протеста, Миронов брызнул на концерте из перцового баллончика, и поэтому его действия квалифицируют по статье 213 части 1 пункту "а" Уголовного кодекса РФ — хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Наказание по этой статье предусматривает до 5 лет лишения свободы. Возможно, еще добавится пункт "б" — по мотивам ненависти или вражды. То есть именно Миронов, а не Макаревич, своими действиями не уважает общество. Суд уже неоднократно продлевал Миронову срок заключения под стражей.
Разумеется, вопросы уважения — вещь субъективная. В суд за Олега были представлены личные поручительства Александра Проханова, депутата Госдумы Вячеслава Тетёкина (КПРФ), члена Общественной палаты Георгия Федорова, писателя Захара Прилепина, писательницы и доверенного лица президента В.В.Путина Марины Юденич, но пока это не помогло. То есть не менее яркие, чем Андрей Макаревич, представители нашего общества не считают, что Миронов выразил к ним свое неуважение, а совсем наоборот. Мы тоже говорили о том, что Миронов как раз хотел выразить свое отношение к человеку, чьи взгляды и действия идут в разрез с мнением абсолютного большинства общества — об этом свидетельствуют данные соцопросов.
Мне скажут: "Ну, что ж ты хотел! Вон у нас какой "режим", безжалостный к политическим активистам. И вообще безжалостный". А вот и нет. Как видно из последних событий, власть у нас в стране достаточно мягка и либеральна. Например, на проукраинскую активистку Екатерину Мальдон, швырнувшую в театре в Михаила Пореченкова железным пистолетом (пока, правда, игрушечным), не завели даже административного производства. Активисты арт-движения "Синий всадник" Олег Басов и Евгений Авилов провели у Мавзолея акцию "Изгоняющие дьявола. Осквернение Мавзолея", в ходе которой поливали Мавзолей, по их словам, "святой водой", и получили всего по 10 суток административного ареста.
А 3 февраля, как сообщил, в частности, "Лайфньюс", молодой человек, оказавшийся следователем Главного военного следственного управления СК России, распылил в вагоне метро (!) все тот же перцовый баллончик. СМИ сообщают, что был составлен административный протокол и молодому человеку грозит административный штраф.
Мне опять скажут: так у Олега нет места жительства в Москве, а зарегистрирован он в Инте, где работал и проживал с семьей. И, таким образом, один из главных доводов следствия и судов заключается в том, что Миронов не имеет постоянного места жительства по месту производства расследования, то есть в Москве.
Ну и что? Опять же, наши власти совсем не так жестоки, как это хотят представить в некоторых СМИ. Вот на днях ФСБ задержало гражданку Светлану Давыдову из города Вязьмы, Смоленской области по подозрению в измене Родине (ст.275 УК РФ, санкция от 12 до 20 лет лишения свободы).
Разные СМИ, в том числе и либеральные, приводили три записи из дневника Светланы Давыдовой: "24.04.14. военнослужащие ГРУ ВС РФ в/ч 48886 в понед. прибывают в Москву в гражданской одежде, как бы в частном порядке за свой счет. Оружие планируют получить на месте. Находиться собираются до выборов, а дальше по обстановке.
Возможно, эта информация поможет вам сохранить жизни украинцев и целостность страны. Случайно слышала разговор военнослужащего по телефону с другим. Речь шла о пп 40, о количестве на сколько человек".
"07.07.14, что за беженцы? Чтобы взять, взяли под контроль. Нам непонятно, что за беженцы. Но возможно, лица, кот-ых будут размещать с целью дестабилизации обстановки, нагнетания, возможно, разместят беглых, кот. бежали из зоны действия АТО".
"Мои взгляды рано или поздно могут привести к репрессиям. Я многодет. мать, ухудшается законод-во, права чел на выражение мысли, рано или поздно могу столкнуться с открытым насилием против моей семьи + все бандиты, кот. сейчас в Украине, вернутся в Россию и продолжат мракобесие. Хотела бы попросить полит. убежища. Если в Украине борются за народ, в России Путин борется с народом".
Либеральная общественность была возмущена фактом ареста многодетной матери. Надо заметить, справедливости ради, что Миронов не многодетный отец, у него всего один ребенок — 13.04.2014 года рождения. Последовали обращения во все инстанции, даже руководитель пресс-службы госдепартамента США Джейн Псаки не осталась в стороне, заявив, что "Администрация США встревожена сообщениями об аресте гражданки России Светланы Давыдовой по обвинению в государственной измене", после чего избранная Давыдовой Лефортовским судом мера пресечения в виде содержания под стражей была изменена на подписку о невыезде, и желающая политического убежища многодетная мать благополучно вернулась домой, в Смоленскую область, в город Вязьму.
Я прошу понять меня правильно. Как правозащитник, я рад, что у нас складывается такая либеральная во всех смыслах правоприменительная практика. В отличие от господ либералов, я, например, всегда по их просьбам подписываю обращения с просьбой отпустить кого-нибудь, кого они считают политзаключенными. Я вообще за смягчение нравов и карательной политики. Конечно, как адвокат, я просто обязан разъяснить некоторым гражданам, что, если вы сообщаете враждебному (увы, сейчас это так) государству сведения о перемещениях военных, готовьтесь, что с вами могут поступить довольно бесцеремонно, — ведь кто знает, сколько военных, прекрасных патриотов могут погибнуть после ваших сообщений и сколько мирных жителей тоже погибнут, потому что военные не смогут их защитить.
Но еще раз скажу: если кого-то освобождают, не привлекают или привлекают к административной ответственности там, где другого за такое же действие привлекли к уголовной, — то и хорошо, мы ничьей крови не жаждем. Просто печально, когда так ярко проявляются "двойные стандарты" в отношении молодого патриота, отца малолетнего ребенка и просто хорошего и честного человека. Тем более, что он явно не хотел ничего плохого.
P.S. Олегу Миронову приходит множество писем со всех концов России со словами поддержки. Он очень благодарен каждому написавшему. Адрес Олега: 127055, Москва, ул. Новослободская д. 45, Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор № 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве (ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по г.Москве), Миронову Олегу Юрьевичу.