Авторский блог Марина Струкова 14:23 21 февраля 2020

Движение «Покрытые христианки» — осудить или поддержать?

Почему эти девушки постоянно носят платки?
16

Над сестричеством «Покрытые христианки» иронизируют все, кому не лень, включая некоторых верующих. Прежде всего из-за двусмысленного названия. Затем из-за аналогии с ортодоксальными мусульманками и неприязни к исламистам. Ещё одна причина — нелюбовь к консерватизму в целом, к традиционному укладу, чуждому свободным нравам современных россиян.

Название движения не совсем удачное, спорить не стану. Но давайте за ним разглядим суть и цель явления, узнаем, что важно для этих женщин? К чему они призывают?
В сообществе ВК «Покрытые христианки» сообщается, что создано оно для
девушек и женщин, которые покров считают не просто атрибутом внешнего образа, но и внутренней необходимостью.
«Мы не приветствуем рабскую идеологию, но уважительно относимся к кротости и другим важным христианским добродетелям, вселяющим в сердца и умы силу и любовь!», поясняют активистки движения, созданного Еленой Кнорр.

Обратимся к истокам христианства, чтобы выяснить значение платка для верующей женщины. Это не просто лоскут красивой ткани, а символ отношения к Богу, мужу, миру.

Библия всегда призывала женщин воплощать свою религиозность в достойное поведение. Отцы Церкви осуждали замысловатое плетение волос и причёски, подобные башне. Они считали лучшим украшением доброту, целомудрие, трудолюбие. Поэтому одежда христианки не должна была демонстрировать языческую роскошь и откровенность гетеры.
Апостол Павел подробно объяснял, в чём духовный смысл женского покрывала:
"Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову; и всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая" (1Кор.11:4-5).
"Ибо, если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется, а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается" (1Кор.11:6).

Апостол напоминает, что жена — слава мужа и должна иметь знак его власти над нею — для ангелов. Почему же для ангелов? Чтобы те оберегали благочестивую женщину.

На Руси мирянка, выходя замуж, покрывала голову, признавая покровительство мужа и скрывая свою красоту от посторонних. Одежда её в будни тоже была менее яркой, чем у девушек. Только перед очами супруга ей подобало демонстрировать свою, современно выражаясь, сексуальность. Ведь если она дала клятву верности одному, зачем вызывать вожделение у каждого встречного? Это был бы мысленный блуд, гордыня, человекоугодие.

двойной клик - редактировать изображение

Позиция «Покрытых христианок» полностью соответствует христианскому мировоззрению. Другое дело, что большинство обычных дам надевают платок только на богослужение и снимают его с головы, едва покидают дом Божий. Но нельзя быть христианкой только в храме, а выйдя из храма, перестать ею быть. Вот как об этом писал Иоанн Златоуст:
— Я недоумеваю, отчего это с переменой места они меняют и внешний вид свой и поведение... Оставляя церковное собрание, отлагают они в сторону и святые чувства, навеянные в церкви Духом Божиим, и уподобляются большинству, среди которого вращаются.
Логично было бы носить платок и дома, и на работе. Но за призывы к этому «Покрытых христианок» подвергают остракизму.

Известен случай, когда в 2005 году православной россиянке Валентине Ивановой пришлось добиваться через суд разрешения сфотографироваться на паспорт в платке. Выяснилось, что мусульманкам так делать разрешено, а остальным запрещено.
В 2019 году право на паспортное фото в платке пришлось отстаивать Евгении Донецкой из сестричества «Покрытые христианки»: «Мне надо было в течение трёх недель сменить паспорт в связи со сменой фамилии. То есть я стала замужней женщиной. Замужняя женщина по христианскому вероучению должна всегда носить платок, признавая таким образом власть мужа и власть Бога над собою... Надев нарядное бордовое платье и намотав на голову красный палантин, я отправилась в местное фотоателье. Край палантина я немного отодвинула, чтобы была видна линия роста волос. То есть лицо было видно отлично. И даже шея. Но фотограф в салоне мне стала объяснять, что «а в платке нельзя». На мои возражения говорила, что это «только для мусульман». Я тем не менее попросила меня сфотографировать как положено на паспорт, но в платке. И фотограф оказалась права. Местная паспортистка, которая принимает документы, через день вернула мне мои бумаги, сказав, что их не приняли в паспортном столе».
Евгения попыталась бороться с бюрократией, но пришлось искать другой вариант. В итоге паспортный стол принял её фото в шапочке, но согласитесь, что христианка столкнулась с религиозной дискриминацией.

Из истории платка: платки на Руси появились в XII веке и стали обязательным атрибутом замужней женщины. Тогда они назывались «убрус», выглядели как продолговатый кусок ткани, обшитый кружевом, вышитый золотой нитью, украшенный жемчугом. В ХVI-XVII веках появились платки современного типа, предположительно их завезли купцы из Индии.
Для незамужних девушек платки были необязательны, те украшали голову вышитыми повязками, лентами. Но был обычай дарения девочкам платка, назывался он «развязывание ума». Подарок вручал отец. Платок был символом взросления, умственного в том числе.

двойной клик - редактировать изображение

"Покрытые христианки» объясняют: платок это знак окружающим, что его владелица настроена на серьёзные отношения, а не на одноразовый секс или гражданский брак. Пожалуй, это не понравится многим современным мужчинам, но сразу покажет, какая русская красавица не является доступной особой. Покрытую платком не дерзнут приглашать на роль любовницы, не обратятся к ней с непристойной речью. Платок станет знаком качества, репутации. Такой подход может дать обществу новые смыслы, поддержать семейные ценности и уважение к женскому полу.

В годы Советской власти Церковь сохранили набожные старушки, которых стали называть «белые платочки». Но цветовая символика платка в христианской традиции намного богаче. Давайте вспомним её, чтобы возродить.

Из истории платка: на религиозные праздники православные христианки одевали платки разных цветов.
Белый цвет — символ Божественного света. Белые платки надевали на праздники Рождества, Богоявления, Сретения, Преображения, Вознесения.
Красный цвет — символ горячей любви Господа к человечеству. Красные платки надевали на Пасху и богослужения до Вознесения.
Желтый цвет и его вариации, оранжевый и золотой, считаются царскими. Его можно надеть на любую воскресную службу. И тогда, когда совершаются Богослужения в честь святых царей, князей, апостолов и пророков, святителей и равноапостольных.
Зелёный цвет — воплощение духовной радости и вечной жизни. Зелёный платок надевали в Вербное воскресенье, в день Святой Троицы и в Понедельник Святаго Духа.
Синий и голубой цвета считаются небесными. Они напоминают нам о чистоте Девы Марии, которая принесла миру Небожителя. Поэтому синие и голубые платки христианки надевали в праздники, чествующие Святую Деву.
Фиолетовый цвет наполнен глубокой символикой, в нём смешались красный цвет любви Господней, багрец Его крови, синева неба. Это напоминает о страданиях Христа, ценой которых людям открыта дорога в рай. Фиолетовые платки христианки надевали в дни памяти Животворящего Креста Господня, на воскресные службы Великого поста и в День усекновения главы Иоанна Крестителя.
Черный цвет по умолчанию траурный. Черные, а также тёмно-коричневые или тёмно-синие платки одевают на погребальные и Великопостные службы.

Носить платок тоже можно по-разному, не только завязывая под подбородком. Кроме того, есть палантины, шарфы, донские платки, банданы.

двойной клик - редактировать изображение

В сообществе «Покрытых христианок» много интересных фотопримеров.

двойной клик - редактировать изображение

Будем последовательны: если женщина считает себя христианкой, то платок для неё, замужней, является обязательным аксессуаром. И в этом нет никакого радикализма, только подчинение «Покрытых христианок» требованиям религии.
Если мы одеваемся не так консервативно, это наша проблема. Но давайте уважать чужую точку зрения, тем более, что она соответствует православию, а не искажает его в угоду сиюминутным трендам.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
21 февраля 2020 в 15:08

Поступите по Совести. И пожелайте всем другим женщинам того чего бы Вы пожелали Вашей дочурке, внучке, маме...

21 февраля 2020 в 16:16

Я женщин всегда поддерживаю, я вообще за женскую солидарность.

21 февраля 2020 в 19:28

Я действительно не понимаю зачем такая мощная провокация в самоназвании. Для испытания, что ли, через унижения? В социальной психологии в тренингах есть такое задание, скажем пойти в обычную столовку доедать объедки за посетителями. Или в многолюдном месте простить милостыню. В чем была сверхзадача. Ведь ляпом это не назовешь.

И если поработать с текстом можно было найти совершенно возвышенный образ, ну скажем и навскидку - "Христиански Покрова" или "Покрова". Не настаиваю, но надо было поработать. А так, на радость врагу.

21 февраля 2020 в 20:49

Но даже из-за одного названия о них начинают спорить. Получается, название удачное. А то была бы очередная женская организация, скучно-благолепная. Там дамы дерзкие, Вы посмотрите их сообщество.

22 февраля 2020 в 04:12

Обязательно присмотрюсь внимательно. Как-то не слышал про это движение, а оно того стоит. Там, что только дамы или девицы тоже участницы движения?

И все же не могу понять мотив движения в выборе названия. Понятно, что культурная провокация имеет место быть, все мы люди взрослые. Но такое, чувство, что это не тот случай иначе можно дойти до уровня украинских фемен - в платках, но по пояс голыми. А так теперь вся энергия на доказательство своей идентичности уйдет, по сути в свисток.

22 февраля 2020 в 12:26

Нет, они не считают своё название проблемой и больше говорят о морали.

21 февраля 2020 в 22:11

"Только перед очами супруга ей подобало демонстрировать свою, современно выражаясь, сексуальность"
- Марина, ну что вы выдумываете? По И.Х. - так и перед мужем ЭТОГО делать нельзя.

1.0x