Сообщество «ГРАД НА ХОЛМЕ» 19:08 24 апреля 2017

ДВЕ ГРАМОТЫ

O некоторых датах

Апрель - месяц такой, знаменательный. И числительный.

За Гагариным, Лениным, а также Элоизичем (на вкус и цвет...) не слишком на слуху были две памятные, важные в истории России даты. Обе приходятся на 21е апреля. Обе относятся к царствию Екатерины Великой.

Прежде всего, в этот день императрица подписала «Жалованную грамоту дворянству».

Я уж писал об исключительной важности этого события в своей статье «О пользе жалованного дворянства», вызвавшей такой отклик и в зеркалах, и кругом.

Без этой Грамоты не было бы ни Пушкина, ни Толстого, ни Чайковского, не было бы также и Плеханова, Чичерина, Луначарского и Коллонтай. Не было бы Чернышевского и Ленина. Не было бы и тех, кого лучше бы и не было: Кропоткина с Бакуниным.

Подавляющее превосходство русской дворянской литературы, музыки, изобразительного искусства над разночинной культурой Запада 19в - есть плод золотой Екатерины. Но в этот же день была подписана и другая, едва не более важная ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ГОРОДАМ. И значение этого, второго законодательного акта едва не превышает значимость первого.

Дарованные городам привилегии создали начатки русского среднего класса, и ДЕМО-КРАТИИ, местного самоуправления и парламентаризма.

Русский средний класс был да и остаётся невоспетым.

Советская власть как-то переориентировала дворянскую культуру, приготовив удобные идеологические трактовки. Пионеры зубрили «Письмо Татьяны», изучали помещичий быт, «онегинские баки и борзые собаки». Как-то за балами Наташи Ростовой и сценами псовой охоты потерялся русский средний класс, и его певцы, которых спихнули «во второй ряд».

Исключение составляет, пожалуй, лишь гений Островского с его купеческой слободой. А Гаршин, Гарин-Михайловский, Лесков, Короленко как-то выпали из круга читательского внимания последующих поколений.

И это - далеко не литературный вопрос. Дворянство в советское время трактовалось «неоднозначно»: классово чуждые, и даже враги по гражданской войне. Но ОБРАЗ «беляка», дворянина, народу подавался весьма привлекательный: аксельбанты, эполеты, гитара, лафит, «неуёмная тоска», любовь к Отчизне, хотя бы и «странной любовью». Этим героям хотелось сопереживать.

Кое-как допускалась и неоднозначность духовенства: обычно сельских батюшек противопоставляли церковной иерархии, налегали на патриотизм в годы ВОВ.

Но едва речь заходила о мещанском сословии (само слово МЕЩАНСТВО, от МЕСТО т.е. ГОРОД, изначально не несущее в себе никакой отрицательной коннотации, сделалось ругательством) - так тут хоть на муки.

И это - отнюдь не советское новшество. Ненависть к мещанину и купцу, их постоянное шаржирование, приписывание им всяческих пороков, завистливо-ненавистливый взгляд беспризорника («цепочка зАлАтая, на пузе у еВо» - это из «жалисно сиротских» песен) всё это, увы, тянется к нам из русской классики.

Нечёсанная борода, засаленная жилетка, «купчик», «ухарь», «мироед, со свету сживывавший», педофил и растлитель гимназисток, обиратель вдовиц - чего еще не выдумывали «властители дум» между рулеткой и «бурдашкой».

Тут ведь не просто литературщина.

Уже в 70е стали привечать в России г-д «бывших»: Фальцфейнов и разных князей Пупкиных-Срачевских. Под разными предлогами: борьба за мир, возвращение на Родину икон, «имеющих огромную художественную ценность», совместные поиски Янтарной комнаты в ресторанах Мюнхена и Калининграда.

И в это же время - беспощадная идеологическая война против среднего класса: МЕЩАНСТВО! КАРАУЛ! хрустальные вазы им подавай, сволочь такая! Все эти статьи в Литературке: «ВЕЩИЗЬМ», и ещё и подвывание почвенничков, мол, обои финские, моющиеся ведут к «потере духовности» заключённой, надо полагать в потёртых штанах. Культ чудиков-идиотиков, т.е. городских и сельских сумасшедших как о «носителях некой сермяжной правды, доступной им одним» (как напиться и обосцаться, в 70е - проклиная по кухням «жидоффскую Софью Власьевну», «не дающую прохода русским гениям» т.е. ИМ ЛИЧНО, с их «взопревшими озимыми» а в 90е - точно так же клявшими современную Россию, и ностальгировавшим по СССР - вершине истинно русского бытия).

Как героиня известного анекдота «думала, что это оргазм, а, как оказалось - астма», так и эти «гонители мещанства путают антисемитизм, конспироложество и вечное брюзжание с духовностью.

Но урок краха СССР - однозначен. Сколько яйцеголовых физиков ни наплоди, каких спецслужб ни наставь - а без среднего класса всё рухнет. И тот, кто хочет «головы канарейкам свернуть» - САМ себе свернёт шею.

Стремление человека к обустройству и уюту - ЧЕЛОВЕЧНО, а аскеза и савонарольство - дикость и скопчество. 20й век был периодом величайшего, неслыханного надругательства над мещанином.

Напрасно кто-то думает, что всё позади. По мере нарастания системного кризиса, мы вновь узрим выползающее из всех щелей омерзительное левачье и бунтарство. Вне самоорганизации справных людей итог будет ещё более печален.

1.0x