Обсуждение национальных типов и моделей мироустройства применительно к Украине для меня определились в двух основных культурно-исторических типах, которые я принимаю, и двух социально-политических моделях, которые я признаю за некую историческую, политическую и культурную данность, но не могу принять никак.
Первый аспект - о национально-исторических культурных типах.
В качестве такой своеобразной логичной бинарности рискну предложить два основных типа. Разумеется, их можно предложить намного больше. Особенно, с учётом региональной специфики. Типа рагули-западэнцы и схидняки. Но мы-то подразумеваем нечто общенациональное. И тогда получается два типа: шевченковский и гоголевский.
Лично мне шевченковский тип не импонирует вообще. Ни в одном народе. Если, конечно, знать, что Тарас из себя представлял как человек. Завистливый, обидчивый, мстительный, а когда выпьет, даже истеричный.
Шевченковский тип - паразитический и вампирический. Недаром Олесь Бузина назвал свою книгу "Вурдалак Тарас Шевченко". Вампирический, потому что он тянет энергию других. Ноет. Плачет. Чешет всякие свои больные места. И сосёт-сосёт-сосёт всех помогающих.
Вспомним жизнь этого счастливчика. Я пишу без преувеличения, ведь счастье само шло ему в руки, если бы сам всё не обгадил. Представьте себе сельского крепостного безграмотного мальчонку, которого ВДРУГ пан не на пашню отправляет работать до облысения и седин, а берёт сначала себя в "козачки" на услужение, возит в Варшаву и Петербург, где тот не только начал как-то окультуриваться, но и даже рисовать (!!!). Понятно, что мальчонка там рисовал с натуры никак. Но важно стремление. Да и на карандаши средства кто-то дал. А потом в Летнем саду (значит, крепостной Тарас гулял по Питеру, где хотел) его застал за "рисованием с натуры" поэт Сошенко, который ему всячески помогал, пока Шевченко не обрюхатил его сожительницу.
Затем к делу подключится воспитатель наследника поэт Жуковский. И Шевченко станет учеником лучшего живописца России Карла Брюлова (!!!). Ещё через несколько лет, уже подрабатывая живописью, когда у Тараса возникнет конфликт с заказчиком, который захочет его перекупить у помещика Энгельгардта, Шевченко, благодаря стараниям устроившей аукцион для талантливого крепостного живописца супруги Николая I (?!!!) его выкупят из крепостной неволи.
Не знаю, как вы, а я думаю, что мало кому так свезло, как Тарасу по всем показателям. Или больше талантливых крепостных на Руси не было?
Чтобы малоросс жил в Петербурге, учился у лучшего художника России и получил вольную благодаря стараниям царской семьи. Покажите, кому ещё так свезло?
И потом Тарасу будут всячески помогать. Обеспечат заказами. Дадут возможность стабильного заработка. Примут в Академию художеств. Соберут деньги для выкупа его семьи. Но слишком уж проблемным окажется Шевченко. Деньги для выкупа семьи пропьёт. А царице отплатит такой чёрной неблагодарностью, что, когда царь займётся Кирилло-Мефодиевцами для Шевченко останется только одна дорога - в солдаты. Где, кстати, лафа продолжится, поскольку гонимого Тараса офицеры воспримут за своего. И рисовать он там будет, несмотря на все запреты, и писать, и столоваться у самого командира полка...
Впрочем, что мы всё о тёмной стороне украинской души?
Вернёмся к светлому.
Вообще-то в том же историческом, географическом и культурном пространстве существует другой культурно-исторический тип, который среди малоросоов-украинцев же гораздо более популярен? Я имею в виду гоголевский тип. Весёлый. Ироничный. Смекалистый.
Когда-то мне отец сказал, что Шевченко научил украинцев плакать. Есть, кстати, такое обращение Шевченко к Гоголю: "Ты смеешься, а я плачу". Но я с отцом не согласен. "Украинцы" умели делать это нехитрое дело и до него, что воплотилось в их думах. Но выливать свой плач на других в такой доведённой до истерики концентрации, как это делал Шевченко? Боже упаси.