Сообщество «Коридоры власти» 10:26 21 января 2022

Два года бури и натиска: молчаливый успех правительства Мишустина

работа по модернизации экономики и госуправления носит системный, комплексный характер и уже приносит очевидные плоды

Неоднородность правительства Мишустина, периодически вздымающая волны критики, помогла ему стать более гибким, адаптивным и в целом успешным, чем его предшественники.

Сложность проблем, связанных с коронавирусом, равно как и во многом компенсационное восстановление 2021 года, не должны заслонять того факта, что социально-экономические потери оказались значительно ниже первоначально ожидавшихся, - хотя тяжесть сугубо медицинских обстоятельств оказалась значительно выше.

Это расхождение: вызванные более значимыми трудностями потери оказались меньше ожидавшихся, - в свойственном премьеру Мишустину не пафосном, а рабочем, предельно практичном стиле выражает успех первых двух лет его работы.

Помимо уверенного восстановления экономического роста и перезапуска инвестиционного цикла (рост инвестиций в 2021 году составил 5,6%), уровень безработицы удерживается на историческом минимуме в 4,3%. Реальные зарплаты января-октября 2021 года превысили доковидный уровень 2019 года на 5,2% (в том числе в строительстве – на 6.4%, в сельском хозяйстве – на 7%).

Реальные денежные доходы населения в III квартале 2021 года превысили докоронавирусный уровень на 3,6% (в том числе благодаря разовым социальным выплатам школьникам, пенсионерам и военнослужащим).

Заметная часть сверхдоходов бюджета была направлена на социальную поддержку граждан, региональное здравоохранение, помощь малому и среднему бизнесу (охватившая около 5,7 млн. рабочих мест).

Разработанный, внедренный в предельно сжатые сроки и оперативно дорабатываемый механизм все более адресной финансовой поддержки детей с детьми позволил стабилизировать снижение суммарного коэффициента рождаемости (на уровне 1,5 ребенка на 1 женщину).

«Регуляторная гильотина», отменив 12,3 тыс. устаревших актов (на смену которых пришло лишь 447 новых), была дополнена созданием современной системы контроля, комплексными мерами по улучшению делового климата в строительстве, экспорте и корпоративном управлении. При этом количество проверок сократилось более чем в 2,5 раза.

Принципиально важно, что решение текущих проблем правительство Мишустина смогло превратить в первый шаг к решению проблем стратегических, нацеленных на институциональные изменения, повышение гибкости и эффективности госуправления ради решения двух основополагающих задач: обеспечивающий решение национальных целей развития экономический рост и обеспечивающая устойчивость адаптивность экономики.

Традиционно разноуровневые задачи и планы были сплавлены в единую структурированную систему, представляющую собой модель основных принципов государственного планирования, переработанную для нужд и условий современной, цифровой экономики.

Единый план по достижению национальных целей развития на период до 2024 и на плановый период до 2030 года интегрирует краткосрочную задачу возвращения к устойчивому экономическому росту и росту доходов населения и долгосрочную задачу обеспечения того и другого в условиях стремительно меняющейся внешней среды в «пост-ковидном» мире.

Единый план объединяет как уже принятые нацпроекты и госпрограммы, так и новые инициативы.

42 стратегические инициативы были разработаны в первой половине 2021 года рабочими группами, возглавляемыми вице-премьерами, с участием всех федеральных министерств и ведомств, региональных властей, представителей делового и экспертного сообществ. Дополнительный объем их финансирования из бюджета на 3 года составляет 325,2 млрд.руб., еще 230 млрд. на возвратной основе будет вложено Фондом национального благосостояния. Общий объем предполагаемых в их рамках инвестиций – 4,5 трлн.руб..

Понятно, что значимые инвестиции в развитие потребовали повысить эффективность бюджета, для чего в минувшем году была проведена реформа госпрограмм, переориентировавшая их на достижение национальных целей развития. Кроме того, все нацпроекты, госпрограммы и Единый план были увязаны в цифровом формате в единое целое.

Госпрограммы переведены на проектные принципы управления по аналогии с нацпрограммами; при этом создана единая система управления ими. Процессная деятельность, необходимая для реализации госпрограмм, выделена и контролируется отдельно.

Новая система управления госпрограммами обеспечила эффективность оперативной работы правительства, позволила четко определить цель каждого нацпроекта, обеспечив при этом преемственность поставленных президентом задач.

Во многом благодаря этим усилиям было введено в эксплуатацию около 80 сложных инфраструктурных проектов, включая комплекс мер по повышению пропускной способности БАМа и Транссиба. Кроме того, начато строительство автобана Москва – Нижний Новгород – Тольятти и обхода Тольятти, а также железнодорожных подходов в морским портам Северо-Запада.

Таким образом, работа по модернизации экономики и госуправления носит системный, комплексный характер и уже приносит очевидные плоды.

Источник

1.0x