пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Сегодня 21 июня 2025
Авторский блог Владимир  Бровкин 07:01 11 июля 2018

душевно о демократии

Аристотель и Ленин - классики и современники

Что такое — демократия?

классики и современники

Что такое — демократия? — пожили — знаем!

Это — пиво из порошка. Колбаса 100 сортов из костной муки и еще бог там знает чего. Молоко и молочные продукты от кокосового масла. Добрый десяток буржуазных партий («Да больше!» — смеется, вставая в памяти со своей широкой бородатой мужицкой улыбкой, народный губернатор и выдающийся артист эстрадного жанра Михаил Евдокимов). Партий играющих в политические бирюльки само собой под маркой неустанной и героической заботы о народе. Заоблачных высот мунфильтр при выборах губернатора.

И с шапкой по кругу — соберем на лечение больному ребенку всем миром по копейке!

Ну, понятно дело, собирали деньги с шапкой по кругу на памятник Александру Сергеевичу Пушкину, ставшего украшением города. Он действительно возведен на народные деньги. Один местный олигарх владелец престижного в регионе банка, помнится, положил в копилку аж 100 рублей, бомж же и первоклассный поэт Валерий Ленин — пару тысяч.

На памятник поэту, который написал бессмертные на века строки:

«Судьба людей повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран».

(это строки из его известного еще со школьной парты стихотворения «К морю»)

Об эпохе всевластия денежного мешка, в том числе и нынешней, пожалуй, точнее и не скажешь.

Кроме того непременным спутником демократии являются выборы.

(Кстати, да пусть это не покажется вам странным — при всех-то нам медоточивых разъяснениях этого слова, но о государственном устройстве подобного типа отзывался более чем неодобрительно сам Аристотель, относя его к худшим типам государственного устройства)

О выборах и демократии писал Владимир Ильич Ленин в своей небольшой, но не потерявшей, как мне кажется, своей актуальности и блеска ни на миллиграмм работе «Империализм и раскол социализма».

Написана она давненько — в октябре 1916 года. Срок со дня ее публикации, как видите, прошел немалый.

«… На указанной экономической основе политические учреждения новейшего капитализма — пресса, парла­мент, союзы, съезды и пр.— создали соответствующие экономическим привилегиям и подачкам для почти­тельных, смирненьких, реформистских и патриотиче­ских служащих и рабочих политические привилегии и подачки. Доходные и спокойные местечки в министер­стве или в военно-промышленном комитете, в парла­менте и в разных комиссиях, в редакциях «солидных» легальных газет или в правлениях не менее солидных и «буржуазно-послушных» рабочих союзов — вот чем при­влекает и награждает империалистская буржуазия пред­ставителей и сторонников «буржуазных рабочих партий».

Механика политической демократии действует в том же направлении. Без выборов в наш век нельзя; без масс не обойтись, а массы в эпоху книгопечатания и парламентаризма нельзя вести за собой без широ­ко разветвленной, систематически проведенной, прочно оборудованной системы лести, лжи, мошенничества, жонглерства модными и популярными словечками, обещания направо и налево любых реформ и любых благ рабочим,— лишь бы они отказались от револю­ционной борьбы… (дальше у вождя мирового пролетариата идет речь о том, как это положение дел можно и нужно изменить). Я бы назвал эту систему ллойд-джорджизмом, по имени одного из самых передовых и ловких представителей этой системы в классической стране «буржуазной рабочей партии», английского министра Ллойд Джорджа. Первоклас­сный буржуазный делец и политический пройдоха, популярный оратор, умеющий говорить какие угодно, даже ррреволюционные речи перед рабочей аудито­рией, способный проводить изрядные подачки послуш­ным рабочим в виде социальных реформ (страхование и т. п.), Ллойд Джордж служит буржуазии велико­лепно и служит ей именно среди рабочих, проводит ее влияние именно в пролетариате, там, где всего нуж­нее и всего труднее морально подчинить себе массы.

(в современной либеральной России и мы на каждом шагу спотыкаемся о таких с позволения сказать политических вождях и народных кумирах)

Вот небольшая цитата из ленинской работы. Которая, пожалуй, это мне так представляется, объясняет весь восторг нынешнего нашего политического, и не только политического, но и всякого иного нашего бытия. Как и мышления большей части притомленного ходить на выборы населения.

А теперь вопрос: многое ли переменилось со времен написания ленинских строк?

Вот строки, только из народного творчества, от живущего в Третьяковском районе Алтайского края в поселке Садовом Виктора Мещерякова, целую папку поэтических работ которого товарищ В.Ф. Краутер, яркое публицистическое перо которого — украшение многих газетных публикаций не только на страницах нашего регионального издания, оказией завез в редакцию. Вот из подборки стихов этого более чем интересного автора берем первое, наугад.

Несколько строк об этом человеке: учителе, директоре сельской школы, краеведе, советском патриоте с большой буквы, о чем уже более чем ярко говорят строки его стихов. Они пронизаны болью за все происходящее, что видит он, глядя на реалии жизни либеральной действительности. Семеноводческий свеклосовхоз «Змеиногорский» (а Алтай в советские годы был в стране крупнейшим производителем сахара) — головное хозяйство по этому профилю земледелия, известное своими высокими показателями, располагавшее в этом поселке, приказало, как и большинство других хозяйств не только района, но и края, долго жить…

Оно, яркий отклик из глубинки — на поднятую в заголовке тему, подтверждающее, что строки из ленинской работы и сегодня своей актуальности не утратили.

НАЛИМ

Где солнце всходит у востока,

Есть необъятный край — что не окинет око.

И в нем раскинулся богатый водоем,

Где мирно рыбьи косяки ходили,

Пускай, что сами не роскошно жили,

Но всем все поровну делили.

А недалече, за бугром,

Который ближе был к закату,

В достатке, сытости, с добром,

И серебром и златом,

Зарывшись туловищем в илы,

Водились больше крокодилы.

Где глубже чуть — акулы да пираньи,

Шныряющие по миру в старании

Слабее кто, до нитки обобрать,

А то и попросту сожрать,

При том повсюду эта братия

Своей хвалилась демократией.

Богатства видя у соседей,

Она границы вздумала открыть,

И ну, давай хвостом крутить,

Да воду чистую мутить.

А что ж наш водоем?

Беда вся в том, что здесь водился сом,

Хотя и слабоват умом,

Но был до власти зело падким,

И вот, почуя силу власти,

Он под влияньем крокодилов

Стал насаждать свои порядки:

Богатства, мол, делить на всех —

Да это смех! Они для тех,

Кто изворотливей, хитрее,

Кто косяки водить умеет,

А рыбьи косяки так им дано природой,

Чтоб были босяки без племени и рода.

Отныне так тому и быть:

Всей рыбьей мелочи пожизненно горбить,

Как рыбам и положено, молчать,

Закрыть для доступа эфиры и печать,

И ни-ни-ни, не возмущаться,

Законам нашим подчиняться.

(Хотя законы очень даже ловко

Под крокодилов тех писаны диктовку),

Для несогласных, раззудись рука,

Крючок хороший есть у рыбака.

Законы есть. А что потом?

Подарки близким сделал сом:

«Пока я добрый, не зевай,

Хватай, братва!» И ну, давай

Делить народное богатство.

Родне, соратникам-налимам,

Всем тем, кто мелочью питался,

Большой и жирный кус достался.

Вмиг все богатства растащили,

И то, что поровну делили,

Как в назиданье простакам,

Прибрали хищники к рукам.

Среди братвы и наш герой,

Что был горой за новый строй,

И бил себя при всех он в грудь —

Что он — за прогрессивный путь!

А, коли так, — теперь налим

Не просто рыба — господин.

Благодаря широкой пасти,

Добрался быстро он до власти,

Стал править заводью большой...

И так всё б было хорошо,

Но сом не вечен. Потому

На смену старому сому

Сом молодой в зенит взошел.

Ему давно известно было,

В пушку что у налима рыло,

Что тот и вор, и прохиндей,

Бредовых автор он идей,

Но, коли общим был их клан —

Смотрел сквозь пальцы на обман.

Жирел налим. Однако, мало.

Ему при должности такой

Чего-то всё же не хватало,

И потерял налим покой.

Давай по-рыбьему ворчать,

Кичиться опытом и правом,

Сома чему-то поучать,

И лезти со своим уставом.

Сому то не по нраву стало —

И наш налим попал в опалу.

Моментом всплыли все грехи,

И, видя, что дела плохи, Что сделал вор?

Да взял, и смылся за бугор,

Куда заране перегнал

Весь капитал, что своровал.

Друзья, что вместе воровали,

Моментом недругами стали,

И ну, давай икру метать:

— Ату! — кричат — Вернуть, изъять,

И по закону наказать!»

Но им в ответ лишь только стоны.

Его попробуй, мол, достать.

Там, за бугром, свои законы.

А что же рыбий весь народ?

Пусть жизнь — а та свое берет,

Тот тихо тряпочку жует,

Прилежно пялясь в телеящик.

Хотя сомнений не осталось,

Братва давно заворовалась,

И каждому известно ноне:

Что ни налим — то вор в законе.

А забугорным лишь бы прибыль.

Пускай налимы те с грешком,

Акулы падкие до рыбы,

Когда она того... с душком,

И с вожделением мечтают:

«Пусть водоем тот загнивает».

Читатель, верно, догадался:

Как ларчик просто открывался –

Мораль настолько же проста:

Гниет-то рыба ль не с хвоста?

Сравним эти строки из реформированного и оптимизированного алтайского села с вышеприведенной цитатой и зададим себе вопрос — потеряли ли актуальность строки из работы классика?

1.0x