2 Февраля исполнилось шестьдесят лет с той поры, когда в Ленинграде — в семье потомственных военных моряков появился на свет Константин Юрьевич Душенов.
Дед его — Константин Иванович Душенов (28 Июля 1895 года, деревня Ивановское, Вологодская губерния — †4 Февраля 1940 года, Московская область) был флагманом 1 ранга (по нынешнему контр-адмирал) и первым командующим Северного военно-морского флота (учрежден в 1933 году). Константин Душенов-Старший — легенда Северного флота: его именем названы улицы в Североморске, Полярном, Гаджиево, клубы, дома культуры, офицерские собрания, Большой автономный траулер (БАТ), родная деревня Ивановское переименована в Константиново, местный маслозавод тоже носит имя Константина Душенова, далеко не полная библиография публикаций о К.И.Душенове — заметок, очерков, повестей, киносценариев, энциклопедических статей за 1935—2015 годы составляет сорок позиций.
Во время моей работы в Мурманске в 1981 году мне в любой местной профессиональной среде — в беседе с медиками, учителями, сотрудниками рыбзавода, гражданскими моряками, студентами, ветеранами ВОВ, водителями городского транспорта — было достаточно случайно упомянуть, что я мельком познакомился с курсантом-военмором Константином Душеновым, как в ответ слышал протяжное «О-о-о!!», и сразу речь заходила о его деде: кто-то сам служил и трудился под его началом, чаще люди знали о нём от родителей, все сожалели, что знаменитого флотоводца репрессировали, что будь он участником Великой Отечественной войны, возможно, и Северный флот встретил бы войну более подготовленным. Знаменательно и то, что именно в день знакомства с К.Ю.Душеновым рано утром по радио я услышал в гостинице о том, что в Мурманский порт прибыл БАТ «Константин Душенов», а вечером я познакомился с внуком…
Всё в ранней судьбе юного Константина складывалось к тому, что он продолжит военно-профессиональную династию деда, отца. И по материнской линии предки К.Ю.Душенова были как-то связаны не просто с Царским военно-морским флотом, но и с началом Русского флота подводных лодок.
После успешного окончания средней школы с блестящим для школьника знанием английского языка Константин поступил в Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола, по окончании училища командиром боевой части участвовал в нескольких автономных походах на атомных подводных лодках проектов «Щука» и «Навага». За успешное выполнение задания в Ледовитом океане был награжден медалью «За боевые заслуги».
Был Константин и в составе экипажа АПЛ К-324 31 Октября 1983 года во время известного аварийного инцидента в Саргассовом море, когда в ходе маневров нашей АПЛ под американским фрегатом USS McCloy FF-1038 на гребной винт нашей субмарины намотался кабель и датчики вражеской сверхсекретной подводной низкочастотной гидроакустической антенны. Наш подводный корабль практически потерял ход. Была прямая угроза утопления субмарины — она достигла критических для прочности её корпуса глубин, и лодка на последних запасах сжатого воздуха осуществила вынужденное аварийное всплытие. Прибывшие на место происшествия американские эсминцы «Питерсон» и «Николсон» в течение 10 дней сопровождали лодку, всеми способами пытаясь вернуть себе сверхсекретную антенну. Для предотвращения возможного захвата наша АПЛ была подготовлена к взрыву. На протяжении нескольких суток связь со штабом ВМФ СССР фактически была односторонней: командир субмарины капитан 2 ранга В.А.Терёхин докладывал о текущем положении дел и фактически не получал никаких ясных указаний. Сведения же о положении дел вокруг инцидента с АПЛ, помимо визуальных наблюдений, можно было получить только из информационных сообщений иностранных радиостанций. Среди наших офицеров-подводников, как оказалось, К.Ю.Душенов единственный свободно владел английским и готовил письменные переводы устных сообщений иностранных радиостанций для капитана подлодки, на основании которых командир АПЛ в свою очередь принимал те или иные решения. Наконец через десять дней после аварии прибыло советское судно «Алдан», отбуксировало К-324 в Гавану, откуда вражеская антенна была максимально быстро доставлена самолётом в СССР для изучения. Лодка прошла в Гаване необходимый ремонт и возобновила боевое дежурство.
Историю в большинстве деталей знал в значительной степени не со слов Константина, но и из уст моего друга — другого участника того злополучного похода — ныне Иеромонаха Вениамина (Ковтуна), в прошлом командира АПЛ.
После ряда «автономок» в 1985 году Константин поступил в адъюнктуру по специальности «военная история». Тема его диссертации была — «Военно-морские силы капиталистических государств в локальных войнах и вооружённых конфликтах после Второй Мiровой войны».
И всё складывалось бы в дальнейшей военной карьере успешного военного моряка благополучно и перспективно. Во вполне обозримом будущем он мог бы стать командиром АПЛ, затем командиром дивизии атомных субмарин, да и командующий флота, каким был его дед, был отнюдь не призрачный рубеж. Или же через один-другой десяток лет мог бы занять и ответственную командную должность в военно-морской разведке Штаба ВМФ страны (с учётом его военно-исторической специальности). О количестве и размере звезд или единственной звезды на погонах Константина к нынешним шестидесяти годам можно было бы предполагать уже по волевому взгляду юного курсанта ещё в 1981 году. Научный, международный политический и общекультурный кругозор, развитость мышления и обиходной речи, склонность к масштабному обобщающему анализу, журналистский и писательский талант в той или иной степени у него проявлялись уже тогда. И по всем названным качествам было видно, что перед тобой молодой человек, от которого в будущем могут зависеть судьбы флота, а может быть, и всего нашего Отечества.
Однако флотский старлей К.Ю.Душенов в 1987 году доверительно откликнулся на призыв генерал-предателя КПСС Горбачева критиковать положение дел на всех направлениях советской действительности. Молодой военный адъюнкт составил на имя генсека аналитическую записку о положении дел на Военно-морском флоте СССР с ясным указанием путей преодоления существующих недостатков. Об этом я уже писал к 55-летию Душенова. Так что повторяться не буду. Отмечу только, что его дальнейшую судьбу определили не родовые военно-морские предпосылки, а трудный и во многом безкомпромиссный характер. Однако нереализованный талант флотоводца и командующего, на мой взгляд, не менее масштабно реализовался у К.Ю.Душенова на ниве державной идеологии и православной историософии. Подлинная оценка К.Ю.Душенова как выдающегося государственного мыслителя — удел наших потомков, но мои политологические знания и опыт изучения истории Русской Идеологии позволяют судить, что в данной сфере он фигура первого ряда не только среди соотечественников-современников, но и в исторической ретроспективе.
Именно в качестве православного идеолога, политического и общественно-политического деятеля православно-патриотического направления соотечественники узнали Константина Душенова к середине девяностых.
Отношение к Константину Душенову и среди наших соратников по православно-патриотическому движению отнюдь не однозначное. Некоторые наиболее ретивые «конспирологи» пытались раньше или пытаются до сих пор то обвинить его в злонамеренных провокациях, то записывают его даже в «предатели». Как же?! В первой половине и середине «нулевых» он был одним из самых ревностных критиков В.В.Путина в сфере национальной и военной политики. После длительного судебного процесса, начатого ещё в 2007-м, и после отсидки по 282 статье в 2010-2012 годах он внезапно для многих, думаю, и для себя прежнего, стал не менее ревностным сторонником В.В.Путина. Но такие характеристики К.Ю.Душенова в нашей среде, скорее, отражают общую картину православной патриотики России последних десятилетий. Лично для меня эволюция К.Ю.Душенова никак не связана даже с малейшим мотивом «предательства». Как умный человек, он за минувшие годы много переосмыслил и пришел к убеждению, что для современной России В.В.Путин — наиболее подходящий лидер, которого стоит в большинстве направлений поддерживать.
Подобную эволюцию вне всякой прямой связи с переменой взглядов К.Ю.Душенова пережил и я сам — из умеренного антипутиниста в 2004-2007 годах стал убеждённым путинцем. И если нынешние противники К.Ю.Душенова в нашей среде заявляли, что его якобы «сломали» в тюрьме, то я нигде не сидел, моё материальное положение по сравнению с «нулевыми» и последующим десятилетием ничуть не улучшилось, а по ряду позиций и ухудшилось, но я никому не «продавался», однако являюсь ныне убеждённым сторонником главы Государства Российского.
На правах старого друга могу позволить себе относительно Константина такую максиму: Душенов — не пряник, чтобы всем нравиться. Одних он крепко задел в том или ином общественном конфликте, и задел порой не всегда справедливо. У других Душенов просто вызывает зависть. Третьим просто не по нраву его публичные манеры, которые не укладываются в их «каноны» должного поведения православного в информационном и общественном пространстве. Четвертых он просто пугает своими радикальными оценками околоправославных «клерикалов», «антисемитизмом» и последовательной собственной миссией цепного пса Русского Самодержавия… И последних — пока большинство.
Да, после возвращения на свободу в конце 2012 года стиль и строй публичных выступлений К.Ю. Душенова претерпел значительные перемены. Он по-прежнему остается решительным противником идеологии талмудизма, как политики настоящего антихристианства. Он совсем не отошёл от этих тем и сейчас, но из центра его внимания их потеснили проблемы выживания и становления Государства Российского в принципиально новых международных условиях. Пресловутый «еврейский вопрос» в своем творчестве он поставил на должное место, который тот должен занимать в жизни Русского Народа, Русского Человека — на нацменовской периферии.
В своих аналитических программах он гораздо больше стал уделять внимания положительным тенденциям в политике В.В.Путина как в международной сфере, так и в сфере военного строительства. Особенно меня радует то, что начиная с 2014 года К.Ю.Душенов постепенно стал одним из ведущих военных аналитиков и прогнозистов России.
После освобождения около полутора лет К.Ю.Душенов находился в активном творческом поиске. Первоначально он сам организовал еженедельную видеозапись бесед со своими соратниками и единомышленниками по различным актуальным политическим и общественным вопросам для возобновленного интернет-портала «Русь Православная». Так называлась возглавляемая К.Ю.Душеновым газета «Русь Православная», издание которой было им начато ещё в 1993 году по благословению приснопоминаемого Владыки Иоанна (Снычева), Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Популярность и электронный рейтинг интернет-версии «Руси Православной» в считаные месяцы стал измеряться в десятках тысяч просмотров, с еженедельной периодичностью стали появляться и беседы с К.Ю.Душеновым на радио. Качественный и количественный скачок популярности сюжетов с К.Ю. Душеновым произошел в пору Русской Весны 2014 года.
Ещё раньше — вскоре после освобождения К.Ю.Душенова из тюрьмы — им заинтересовался как перспективным автором-аналитиком главный редактор телеканала «День ТВ» и заместитель главного редактора газеты «Завтра» Андрей Александрович Фефелов. С годами их сотрудничество переросло в успешный творческий тандем на почве политической аналитики. А.А.Фефелов известен как патриот с достаточно «левыми» взглядами, но с искренней симпатией и уважением относящийся к православной патриотике. Могу об этом судить не понаслышке или внешним впечатлениям «юзера» интернет-СМИ, а по неоднократным частным и особенно публичным беседам с Андреем Александровичем, на которые он приглашал меня на свой телеканал. Ни разу у меня не было и малейшего повода для отторжения, ни разу я не испытал чувства неловкости в общении с А.А.Фефеловым.
По ряду ключевых вопросов взгляды К.Ю.Душенова и А.А.Фефелова принципиально расходятся, но взаимное уважение двух очень умных людей как раз и создает интересную — электро-искрящую разницу потенциалов, которая так привлекает думающего зрителя и слушателя своей остротой и озоновой свежестью. С полемичными диалогами К.Ю.Душенова и А.А.Фефелова можно познакомиться в программе «Стратегия и Тактика».
Не менее интересны еженедельные номерные монологи К.Ю.Душенова, которые на протяжении нескольких лет назывались «Война». Последнее время они сменили «бренд» и стали носить общее называние «Душенов». Изменение в наименовании с сохранением прежней номерной очередности, на мой взгляд, с учетом общих тенденций авторизации политической аналитики в сетевом информационном пространстве совершенно оправдано.
К сожалению, из-за собственной загруженности делами я не имею возможности просматривать каждый новый выпуск целиком по мере его выхода: часовые, а потом и полуторачасовые передачи сейчас достигли двухчасового хронометража. Но я стараюсь найти время для их просмотра в пору досуга. Поскольку степень внимания пользователей как прямой трансляции на «День ТВ», так и при просмотрах записей с помощью современных средств отслеживания рейтингов доступна создателям передач, видимо, и такие продолжительные информационно-аналитические блоки удерживают большую часть аудитории от начала передачи и до её конца. В каждой передаче К.Ю.Душенов отвечает не только на присланные заранее вопросы, но с середины или ближе к концу беседы отвечает на вопросы, заданные зрителями в чате уже в ходе самой прямой трансляции, что значительно повышает актуальность выпуска.
Из совсем недавних я целиком и с большим интересом для себя просмотрел передачи «Душенов 252. Ядерная Гиперборея Кремля» и «Душенов 253. Ближневосточные тайны ЦРУ». Осуществляю просмотры в записи ещё и потому, что нередко ставлю на паузу демонстрацию и принимаюсь просматривать в Сети другие источники, тематически связанные с теми или иными фрагментами Душеновской передачи. А потому такой мой просмотр иногда затягивается до трех-четырех часов. И хочу отметить неизменно высокий уровень информированности аналитика, причем не только по тем вопросам, на основании которых заранее определялась тема передачи, но и по заданным практически «онлайн». В результате компетентность автора в военной и военно-технической сфере проверяется и перепроверяется неоднократно. Притом в некоторых случаях, когда на иной вопрос ведущий передачи ответить не может, то, как всякий по-настоящему умный человек, он не боится публично сказать: «я этого не знаю» или «я сейчас не могу ответить на ваш вопрос, но постараюсь осветить его в следующих передачах». Таким образом, и среди умных зрителей он повышает уровень доверия, а уровень просмотров растет по десяткам тысяч в день.
Мне дорого особенно то, что К.Ю.Душенов не скатывается до ставшего весьма распространенным уровня аналитического «ширпотреба», когда «говорящая голова» тужится изобразить из себя всезнайку и лепит перед объективом явную чушь, лишь бы что-то сказать…
Считаю, что на данном этапе жизни к своему шестидесятилетию Константин Юрьевич Душенов нашёл успешные формы для реализации своего колоссального творческого потенциала. Однако для меня совершенно очевидно, что он находится на новом подъеме своих мыслительных прорывов, и практически уверен, что в последующие годы он будет радовать своих многотысячных почитателей не только интересными и даже захватывающими телепередачами, но и новыми книгами по проблемам Русской Идеологии в текущей действительности и с прицелом на вековую перспективу, на перспективу Страшного Суда Христова. Дай, Боже, ему укрепления здравия, многая и благая лета. Прошу и добрых читателей помнить в своих заздравных молитвах нашего юбиляра.
Публикация: Русская народная линия