Сообщество «На русском направлении» 00:18 4 августа 2024

Дурочка Алёнушка

воплощение вселенской печали о преображённом мире, которая составляет всю суть русской культуры

Сокровенный образ Алёнушки, созданный Васнецовым, оказался несчастливым для самого автора («Алёнушка», 1881). Третьяков не изъявил желания приобрести картину, на что так надеялся нуждающийся в средствах художник. Представленная на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, она не вызвала интереса у публики. Как выразился Васнецов о своем участии: «блистательно провалился». Некоторые нарекли образ «шарадой» - неясным высказыванием живописца. Стасов впоследствии назвал героиню «плаксивой, уродливой и сентиментальной фигурой, вовсе несвойственной таланту Васнецова».

Обычно Алёнушка трактуется в двух смыслах – как сказочный образ и как образ горемычной деревенской сироты. Некоторые, суммируя оба подхода, видят в Алёнушке сестрицу потерянного братца Иванушки. Грабарь называет картину «обаятельной лирической поэмой о чудесной русской девушке». Принято также подчеркивать созвучие печали девочки с окружающим её увядающим пейзажем. Высказываются мнения и о ведовстве притаившейся в лесу женщины с распущенными волосами. Однако подобные размышления лишь уводят нас от того чуда, которым является полотно для русской культуры.

По воспоминаниям В. Лобанова, Васнецов так рассказывал о вдохновившей его на написание картины встрече: «Не помню точно… когда впервые зародилась у меня “Алёнушка”, как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею. Каким-то особым русским духом веяло от неё! А я ведь всю жизнь только и стремился как художник понять, разгадать и выразить русский дух».

Васнецов подготовил ряд этюдов к картине, среди которых мы найдем вполне реалистичное изображение встреченной им девочки. Но это не Аленушка. Аленушка, говорит Васнецов, как будто давно жила в моей голове. Встреча была лишь спусковым сигналом, взмахом крыла бабочки, тем внешним, зачастую ничтожным событием, которое дает ход давно бурлившей внутренней работе. «В одном из этюдов девушки сиротки, - вспоминал художник, - я пытался написать глаза, так поразившие меня. Не могу утаить, что, когда я писал эти глаза, мне вспоминалось сияние глаз Веруши Мамонтовой. Вот чудные русские глаза, которые постоянно волновали меня, и в Ахтырке, и в Абрамцеве, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах! Чудесные глаза, раскрывающие русскую душу, чувства народа и затаенные его мечты!». Васнецова волнует не обездоленный ребенок, а затаенные мечты русского народа, глаза, которые могли бы выразить эту сокровенность. Васнецов не играет в прятки. Исконное название картины, с которым она предстала на IX передвижной выставке в Петербурге – «Алёнушка (Дурочка)». Впоследствии слово «дурочка» из названия ушло, но суть картины осталась прежней.

Перед нами неприбранная, простоволосая девушка. На ней неопрятное платье с разорванным подолом и обветшалыми рукавами. Широко распахнутыми глазами она вперила свой взор в несуществующую точку. Она смотрит в никуда. Её рот приоткрыт. В этом образе нет ничего сказочного. Равно как и детского. Не детская печаль её томит. И не женская. За ней никто не гонится, она ни от кого не убегает. Она ни за кем не следует, никого не ищет. Её ветхая одежда, беспорядочно лежащие на голове волосы – не следы воздействия мира на неё, но свидетельство утраты его власти над ней. Она свободна от мира и его логики. Алёнушка не ждёт жениха или добрых людей. Она не плачет, не просит ничего у мира. Не пребывает в горделивом унынии, ибо собственное «я» не беспокоит ее. Фигура Алёнушки исполнена покоя. Тихого ожидания. Даже знания. Не предметного, не связанного с желаниями, не личного, но ожидания того, чего нет. Неземного. Града Китежа. Алёнушка молода, хороша собой, физически здорова, могла бы жить и работать, как все. Но она по ту стороны суеты сует. Она дурочка. Юродивая, ходящая по миру, но ведомая Божьим умом. Она выпала из мира, глазами смотрит неземными, прозревая в видимом невидимое. Она в этом мире странница.

Как повествует легенда о граде Китеже, счастливый город не будет видим до самого пришествия Христа. Он сокрыт от наших глаз. В последние времена «грады и монастыри сокровенные будут, потому что антихрист царствовать начнет в мире. Тогда побегут в горы и в вертепы, и в пропасти земныя». Алёнушка живёт в сердце не только художника, но всякого русского человека. Она воплощение той вселенской печали о преображённом мире, которая составляет всю суть русской культуры. Спрятанная художником в осенней лесной чащобе одинокая Алёнушка – удвоенный образ нашей сокрытой тоски. За лесами, чащами, суетой дневной, прячется тоска по новому небу, самая главная, та, что сидит в каждом из нас и что померещилась однажды Васнецову.

1.0x