Авторский блог Геннадий Шангин 00:01 11 марта 2025

Дронобой-дробовик, подствольный и наствольный

серийные изделия и Кулибины на фронте

Массовые, небольшие и недорогие дроны стали самой серьёзной новацией СВО. Конечно, дроны применялись и до СВО, но не в столь огромных количествах и не с таким ошеломляющим эффектом. Фактически небольшие дроны становятся такой же боевой обыденностью, как ручные гранаты, у каждого подразделения или даже бойца, особенно когда в серийное производство пойдут малые дроны (микродроны), в сложенном состоянии размером с ладонь.

двойной клик - редактировать галерею

Одновременно идёт апробация и внедрение антидроновых мер. Не только больших комплексов радиоэлектронной борьбы (РЭБ) или карманных дрон-детекторов, но и средств поражения дронов. Средством поражения малых дронов уже стали охотничьи ружья, а ещё лучше – помповые многозарядные дробовики, серийное производство которых насчитывает много десятилетий. Кстати, являющаяся одним из старейших видов спорта стендовая стрельба «по тарелочкам» развивает нужные навыки, но, к сожалению, не входит в программу подготовки бойцов.

Дробь в данной ситуации эффективна, недаром она используется повсеместно в охоте на птицу, а дрон – тоже своего рода птица, только механическая. Плотное облако поражающих элементов обеспечивает высокую вероятность попадания. Например, на дальности до 50 м зона поражения имеет диаметр до 1 м. Это особенно важно в ситуациях с быстро движущимися дронами, к тому же резко меняющими траекторию.

В советских научно-популярных журналах по охоте и военному делу встречаются описания связанной картечи:

двойной клик - редактировать изображение

в дроби при производстве делаются отверстия, как у бусин, куда продевается особо отобранный конский волос или специальная кевларовая высокопрочная нить. Лучевая связанность даёт «сетку» диаметром 20–30 см, увеличивая скученность дроби и вероятность поражения. Народный ВПК уже наладил серийное производство таких патронов для перехвата дронов. Отчасти это напоминает современные попытки использовать сеткомёты для блокирования лопастей дронов.

Очевидными преимуществами ружей являются массовость производства, дешевизна патрона, простота в использовании. Однако на СВО бойцам приходится таскать на себе намного больше, чем охотнику или полицейскому. Включая тяжёлый бронежилет, шлем, автомат, рацию, планшет, батарейки, боекомплект, воду и сухпай на несколько дней общим весом 20–30 килограммов. При многодневных выходах на боевое задание каждый килограмм или объёмный элемент экипировки оценивается особо тщательно на предмет жизненной необходимости.

Серийный дробовик получается, по сути, как второй автомат, а это дополнительный вес и объём плюс драгоценные секунды на смену оружия в руках. Это только в фильмах бойцы легко и заранее выхватывают из-за спины дробовики, особенно когда за спиной нет объёмного рюкзака, а по бокам и спереди на камуфляже и разгрузке нет обвесов. При наличии в группе бойца с дробовиком (пока такого оружия мало в войсках) происходит «разделение труда» в двойке-тройке: дронобои ходят с дробовиками в руках и следят за малым небом, а штурма или закрепы ходят с автоматами или пулемётами.

Выходом из противоречия между потребностью в дробовиках и неудобством их использования являются системы подствольной стрельбы дробовыми патронами. В солдатском обиходе известен подствольный гранатомёт, который крепится снизу к стволу автомата. Однако и подствольные дробовики на основе обрезов охотничьих ружей известны в узких кругах достаточно давно. В книге «АК-47. Оружие-легенда» представлена фотография такого решения 1979 года.

двойной клик - редактировать изображение

Встречались даже подствольные решения на автоматы Калашникова на основе многозарядного ружья «Сайга» без прикладной части. Портал «Военное обозрение» публиковал обзор подобных разработок в заметке «Чудеса военного дела: подствольные дробовики» ещё в 2012 году.

Всё же комбинация автомата Калашникова и «Сайги» без приклада является промежуточным вариантом в поиске компромиссов между двумя видами оружия и компактностью их ношения. В последнее время в народном ВПК стали появляться наствольные решения – дульные насадки, которые накручиваются на ствол автомата вместо дульного тормоза-пламегасителя и внешне выглядят как прибор бесшумной стрельбы (ПБС). Удивительно, но насадки и патроны с дробью к ним свободно продаются на маркетплейсах по цене 9–10 тыс. руб. за насадку и 3 тыс. руб. за десяток патронов с дробью. А вот пороховой заряд к ним нужно приобретать отдельно, и это может сделать только человек с удостоверением охотника и только в специализированном магазине, имеющем лицензию на продажу охотничьих порохов. В свою очередь порох из боевого патрона, которых на войне в изобилии, не подходит по своим качествам для данного вида систем, как и для охотничьих патронов. На прифронтовых территориях лицензированные магазины отсутствуют, так что приобретение порохового заряда для таких типов боеприпасов – немалая проблема.

Производитель из Екатеринбурга так описывает свою насадку-дронобой: изделие однозарядное на антидроновый патрон 23 мм (порох весом 2,4 г и свинцовая дробь №3), состоящее из ствола и резьбовой муфты. Патрон вставляется в ствол с внешней стороны, а инициализация порохового заряда в патроне насадки происходит холостым штатным патроном автомата. Длина насадки 195 мм, вес 500 г, что немного, и это очень важно. Эффективная дальность стрельбы составляет 50 м, максимальная – до 100 м, с «облачком» дроби до 25 см. Но и в данном случае стоит заметить, что холостые патроны на войне – не самая необходимая и соответственно не самая распространённая вещь.

двойной клик - редактировать изображение

Тем не менее удобство решения очевидно: для перехода на штатную стрельбу из автомата нужно лишь сменить магазин либо заранее зарядить его сначала боевыми патронами и сверху 1–5 холостыми. Не нужно тратить время на свинчивание насадки, поскольку она, по сути, является своеобразным аналогом пламегасителя. Не нужно удалять гильзу дробового патрона, поскольку она сделана таким образом, что вылетает вместе с зарядом при выстреле.

Недавно на форуме «Плечом к плечу» в стенах Государственной Думы случайно удалось поговорить с одним из в прошлом донецких ополченцев, а ныне – подполковником Вооружённых сил Российской Федерации Романом Лагуниным, который прибыл на форум с целью наладить связи с каким-либо профильным предприятием для ускорения разработки и применения на фронте своей идеи наствольной дронобойной насадки – ствольной мортиры, как он её называет, над которой он со своими товарищами уже некоторое время работает. Он говорит, что сама идея не нова, и насадка может быть изготовлена любым квалифицированным токарем кустарным способом, но в его варианте использован отличный от других подобных изделий принцип, своего рода ноу-хау. Принцип заключается в использовании для выброса дробового заряда из ствола мортиры одновременно энергии пороховых газов и кинетической энергии пули штатного боевого патрона автомата Калашникова. Таким образом, как он утверждает, сразу решается ряд озвученных выше проблем с охотничьим порохом, холостыми патронами и наличием дополнительного оружия (ружья).

Это изделие, конечно, не заменит полноценного дробовика, вряд ли удастся добиться сопоставимой с ружейной убойной силы, но, как говорится, на безрыбье и рак рыба. Данная мортира может стать очень хорошей альтернативой дробовику, в особенности для штурмовиков. Как утверждает Роман, практически каждого штурмовика в группе можно было бы обеспечить такой мортирой.

К сожалению, в его разработке убойная сила на необходимых дистанциях в 35–40 м пока недостаточна (с большей дистанции будет сложно попасть в летящий дрон). Но, со слов Романа, можно научиться правильно использовать возникающие при выстреле силы, для чего необходимо продолжать эксперименты. В перспективе он хотел бы разработать для данной системы несколько видов патронов различного принципа действия.

Роман рассказал и про других своих коллег, которые экспериментируют со штатным автоматным патроном, заменяя пулю дробью по аналогии с патроном охотничьего ружья. Калибр автомата меньше калибра такого ружья, но много патронов в магазине автомата и его скорострельность потенциально обеспечивают большую вероятность поражения дрона автоматной очередью, чем единичными выстрелами дробовика. Пока возникают вопросы с «заполнителем» вокруг дроби в патроне – пластиковым или восковым, остатки которого засоряют дуло автомата и требуют периодической чистки.

Роману удаётся выкроить мало времени для экспериментов в силу большого количества основных задач. Однако данную работу он считает своей обязанностью как с точки зрения человека, испытавшего на себе все тяготы войны, будучи рядовым в далёком 2014-м, и стремящегося облегчить жизнь наших ребят на переднем крае, так и согласно уставу Вооружённых сил, в соответствии со статьями которого каждый военнослужащий обязан заниматься внедрением усовершенствований, способных повысить уровень боеготовности и качества военной службы.

Редакция располагает контактами Романа для желающих помочь ему с консультациями или приглашением на тематические выставки.

Фото: Николай Гынгазов/ТАСС

1.0x