Сообщество «Экономика» 15:18 27 ноября 2018

Дозы не будет: Украина в «ломке»

Газпром завершил строительство девятьсоттридцатикилометрового морского участка газопровода «Турецкий поток»

Газпром завершил строительство девятьсоттридцатикилометрового морского участка газопровода «Турецкий поток». По этому случаю президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган встретились 20 ноября в Стамбуле на торжественной церемонии запуска морского участка газопровода. Это знаменательное событие уже породило массу оценок и стало достаточно показательным этапом реализации планов России по глобальному изменению своей газовой стратегии, которую уже невозможно свести к тривиальной «продаже газа в Европу».

Строительство морской части газопровода было начато в мае 2017 года, а завершить проект планируется к концу 2019-го. Проект предполагает сооружение двух ниток газопровода мощностью по 15,75 млрд. кубометров газа в год: одной — для нужд самой Турции и второй, по которой газ пойдёт в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Смысл обеих веток «Турецкого потока» предельно ясен: до сих пор эти объёмы газа транспортировались через украинскую газотранспортную сеть (ГТС), ставшую за последнее десятилетие предельно ненадёжным маршрутом.

Интересный факт: ненадёжность Украины как транзитёра газа во многом задаётся именно уходом Газпрома с её территории. Удивительно, но за прошедшие с момента объявления независимости 27 лет Киев так и не смог построить на доставшейся ему в 1991 году территории даже подобие самодостаточной и более-менее эффективной экономики. Страна не только не нашла своего места в международном разделении труда, но и умудрилась даже потерять то, что досталось ей в наследие от СССР.

Показательно, но даже в 2018 году, на фоне снижения объёмов транзита Газпрома через Украину, поступления от его оплаты составляли около 5% от консолидированного бюджета страны, в то время как всего лишь пять лет тому назад эта цифра составляла до 10%. Впрочем, недостающие деньги от транзита страна отнюдь не заработала: почти ровно столько же в последние четыре года Украина занимает «на жизнь» у МВФ и других международных кредиторов, чтобы просто заменить те деньги, которые выпали из транзитных платежей российской газовой монополии. Эдакая «метадоновая заместительная терапия».

Так что, если вы хотите знать настоящую причину Евромайдана, то это, конечно же, никакие не «кружевные трусики». А вполне обозначившийся уже к концу 2013 года тупик на «украинском пути», который и подвиг киевские элиты к поиску «новых дилеров», которые бы согласились и дальше оплачивать «банкет Украины» в условиях неэффективной и деградирующей экономики. «Дозу» ведь надо принимать не то что ежегодно, а уже ежемесячно...

Сможет ли Газпром уйти с украинского направления? Скорее всего — нет, ни «Северный поток — 2», ни «Турецкий поток» полностью это сделать не позволят. Такую функцию мог бы обеспечить остановленный к постройке в 2014 году «Южный поток», но возврат к его строительству выглядит крайне маловероятным. Да и «Турецкий поток» был построен в нынешнем, усечённом варианте, неслучайно. Для построенных веток Газпром оговорил эксклюзивные условия по процедурам транзита и продажи газа, в то время как эквивалентная замена «Южного потока» могла быть согласована Турцией только в варианте передачи ей всего российского газа для последующей перепродажи.

Отсюда, в общем-то, следует простой факт: терпеть Киев со всеми его «болячками» и «язвами» на российской газовой трубе в Европу всё-таки придется. Как и постоянно общаться с Эрдоганом по вопросу обеспечения турецкого транзита, который до сих пор имеет всё-таки не до конца ясные очертания — особенно в своей части за проливами Босфор и Дарданеллы. Однако два варианта транзита, да ещё и по трубам, которые сегодня избыточны для потребностей Газпрома на европейском рынке, всё-таки лучше, чем существовавшая до сих пор монополия Киева на транзит.

Европа ведь истово заботится о «недопущении монополии России» на своём газовом рынке. Так почему бы России не реализовать собственный «третий энергопакет» — уже для своих транзитных возможностей? Пусть транзитёры конкурируют за российский газ, раз он так важен для их экономик. А Россия уже будет выбирать то направление, на котором геополитические риски ниже, а геоэкономические выгоды — весомее.

Конечно, истерику Киева надо будет теперь пережить. Как и спокойно принимать последние конвульсии Украины в вопросе неизбежной «ломки», после отказа России предоставить очередную «транзитную дозу». Практически запрограммировано: очередной конфликт по газовому вопросу нам предстоит пройти уже в конце 2019 года, когда закончится последний «большой» транзитный контракт между Россией и Украиной и встанет вопрос о перезаключении нового. Именно к этому моменту на полную мощность должен заработать «Турецкий поток». Совпадение или случайность? Да нет же — плод осознанных усилий.

А Украине мы лишь пожелаем скорейшего выздоровления. И желательно без успокоительного и бесполезного «западного кредитного метадона».

1.0x