Председатель Президиума Политического совета партии «РОДИНА» Сергей ШИШКАРЁВ
В столичной гостинице "Лотте Отель Москва" 16 ноября начал свою работу III Международный Форум "Транспортная инфраструктура России — инновационный путь развития", организованный при поддержке Государственной Думы и Правительства Российской Федерации.
Главным организатором Форума выступил член Экспертного совета при правительстве РФ, Председатель Президиума Политического совета партии "РОДИНА" Сергей Николаевич Шишкарев. В мероприятии приняли участие представители партии "РОДИНА" и Добровольческого движения особого назначения (ДОН) из разных регионов страны.
Форум международный. Корпорации Евросоюза, заинтересованные в развитии транспортной системы России, представили всё самое лучшее. Стенды, реклама, представители, девушки красивые… Всё показывают, всем рассказывают: о дирижаблях, готовых бороздить российское небо, о железных дорогах и автомобильных трассах.
— Какие ваши главные достижения? — с таким простым вопросом, в окружении гостей и журналистов, обращается Шишкарёв к представителю фирмы "Каpsch".
— Сохранение жизни людей, — отвечает представитель фирмы.
Что на это возразишь?
Стоит заметить, что европейских представителей, всерьёз интересующихся российским рынком, на форуме было предостаточно. И каждый старался убедить русскую сторону, что именно его фирма достойна развивать транспортную систему России.
На открытии форума вступительное слово произнёс Сергей Шишкарёв. Он заметил: "Сегодня нужно вернуть Минтрансу долгосрочную политику планирования и реализации транспортных проектов на территории России. Нам нужна связанность, нам нужна комплексность в реализации подобных проектов. Об этом можно говорить, начиная от взаимодействия центрального региона, в котором мы находимся. Но нужно говорить о реализации проектов на расстоянии, достаточно удаленном от Москвы, обустройстве границ, обустройстве крупнейших логистических центров, взаимодействии различных видов транспорта, смещении акцентов с автомобильных дорог на железнодорожный транспорт. У нас этому посвящена целая дискуссия в рамках отдельного "круглого стола" по контейнерным перевозкам. Мы хотим обратить внимание на развитие этого, по сути, нового вида транспорта — перевозки крупногабаритных грузов. В частности — трейлеров, траков по железной дороге".
Коснулся он и еще одной темы.
— Мне кажется, что такой низкий показатель "индекса счастья" наших людей отчасти объясняется тем, что очень многие транспортные проблемы не решены. Сегодня многочасовые стояния в пробках, нервозность на дорогах, отсутствие нормальной возможности передвигаться, недоразвитость элементарных видов транспорта не только в Москве, но и в других субъектах Российской Федерации приводят к тяжелому восприятию действительности. Я несколько раз попадал в столичное метро в часы пик, смотрел на людей, которые едут на работу или с работы. Видно, что никакого "индекса счастья" у них на лицах нет, никакого желания ехать и улыбаться тем людям, которые рядом едут. Давайте не забывать, что мы развиваем нашу транспортную систему прежде всего для людей. Для того, чтобы они чувствовали себя комфортней, жили дольше и жили, улыбаясь!
После общего заседания представители министерств и корпораций разошлись по многочисленным конференц-залам, приступив к обсуждению конкретных проблем и вопросов. Я, следом за Шишкарёвым, отправился на секцию грузовых перевозок.
— Вы поймите! — убеждал собравшихся представитель Минтранса. — У нас сегодня 70% всех автоперевозок — нелегальные. Кто-нибудь купил себе "Газель", возит на ней продукты своим знакомым в их магазины, а налогов не платит!
Представитель речного транспорта гнул свою линию:
— У нас сегодня Чёрное море и Балтика — пустыня. Вся Европа там бегает. А наших паромов там нет. У нас реки пустые! Мы используем для перевозок большегрузные автомобили, которые разрушают дороги, и мы тратим колоссальные деньги на ремонт дорог. А реки пустые! Знаете, сколько стоит океанская перевозка? — перевозка одного сорокатонного контейнера, что приравнивается к одной автомобильной фуре, на одну морскую милю стоит 27 американских центов. По железной дороге — километр стоит один доллар. Та же перевозка автомобильным транспортом обойдется в 2,5 доллара за километр. Вот и считайте, на чём дешевле везти груз из Владивостока в Москву. У нас страна уникальная — без поддержки государства ничего не получается. Почему частник не идёт? Да потому, что контейнерные перевозки — рискованное дело. Здесь без поддержки государства не обойтись. Нужно прекратить этот ведомственный эгоизм! Воедино должны работать все виды транспорта: как водного, так и автомобильного, и железнодорожного.
— Сколько, вы сказали, стоит перевозка? — переспросили из зала.
— 27 центов.
— Подождите… — кто-то тоже хотел получить уточнение.
Каждый доклад звучал остро и порой жестко. И к каждому докладчику немедленно возникал ряд вопросов и возражений.
— Товарищи, давайте вопросы и дискуссии перенесем на время перерыва. Дайте высказаться всем докладчикам, — посоветовал Шишкарёв.
В конце концов, представители министерств согласились: да, необходимо объединить цель и задачи, вне зависимости от корпоративных интересов. Транспортная проблема должна решаться обоюдно и — на государственной основе. Это признали все. Нельзя выделять какую-либо одну сферу, будь то автомобилисты или речники. Целостное понимание транспортной проблемы — залог решения общегосударственных проблем.
— Ну что, сделаем перерыв на кофе-брейк? — наконец, после двух часов непрерывных речей и докладов, предложил Сергей Николаевич.
Представители министерств, точно и не замечая перерыва, споря и доказывая, так и остались за своими столами. Лишь немногие вышли из конференц-зала.
Перерыв заметно оживил журналистов, они уже стояли возле Шишкарёва и были готовы ко всему.
— Позвольте… я хотя бы кофе выпью, — устало, но добродушно, произнес Сергей Николаевич.
Ему позволили выйти из зала, пройти к столу, заказать кофе — но и только. Дальше охотничьи инстинкты журналистов взяли верх. В результате шишкарёвский кофе так и остался нетронутым...
— Нас, политиков, хлебом не корми — дай на общие вопросы отвечать, — точно и не было всех этих многочасовых форумов и заседаний, улыбнулся Сергей Шишкарёв в ответ на заявление журналиста, что вопрос тот задаст "не конкретный", а "общий".
— Никому, кроме нас самих, не нужна сильная Россия — это нужно понять раз и навсегда, — уже серьёзно продолжил Сергей Николаевич. — Транспорт объединяет Россию. Не только дороги, а вся транспортная система — это правильный, идеологически подкрепленный имперский проект.
Вопросы: какими мы могли быть? как к нам могли относиться? где в мире место России? — вопросы не философские. Это простые географические вопросы. Мы — крупнейшая мировая держава: по протяженности, по своим часовым поясам… Но, имея такой потенциал! Поймите… — говорил Шишкарёв, ладонями сжав края стола. — Это ли не амбициозная, не имперская задача — реализовать транзитный потенциал страны, использовать его для привлечения новых технологий? Строительство инфраструктурных проектов, привлечение интеллектуального потенциала — всё это решается исключительно за счет географического положения. Не надо ничего придумывать. Японцы на своих маленьких островах стали третьей экономической державой мира. А недавно Япония была второй! Мы же, владея такой огромной территорией — речь не о ресурсах, я говорю только о территории (мы добросовестно и договорно продаем свои ресурсы), — мы, простите меня за резкость, не используем то, что дано нам Господом Богом. Наше бездействие равносильно святотатству. Не использовать свой потенциал — это преступление и источник множества проблем.
На сегодня у партии "Родина" — крепкая и вполне реализуемая экономическая программа. Что бы ни говорили, мы хотим и будем работать на благо России. Сегодня эта работа у большинства нашей либерально настроенной интеллигенции вызывает лишь иронию — им смешно, когда кто-то работает на Россию, а не на себя, любимых. Но мы, партия "Родина", ориентируемся не на интеллигенцию — мы ориентируемся на народ.
Мне поручено возглавлять не только Президиум Политического совета партии "Родина". Двенадцать лет работы в Госдуме позволяют мне достаточно компетентно говорить об учёте государственных, общественно-политических и частных интересов при формировании нашей экономической повестки дня. Мы серьёзно анонсируем её на заседании нового Экономического фронта, которое пройдет 4 декабря в Санкт-Петербурге. Приоритеты программы — это, конечно, здоровый прагматизм в экономической политике. Защита отечественного товаропроизводителя предполагает четкое обоснование целей и средств. Да, искусственно, протекционистски, со стороны государства, мы должны защищать те сегменты экономики, где мы были и можем снова стать конкурентоспособными. Естественно, это — восстановление нашей тяжелой промышленности, с выходом на ведущие позиции в авиа- и судостроении, в создании новейших систем вооружения. И, самое главное, когда мы говорим о поддержании и развитии оборонно-промышленного комплекса — это технологии двойного назначения. Мы должны не только использовать новейшие научно-технические разработки. Мы науку должны холить и лелеять. За счет оборонных заказов создать максимально комфортные условия русским людям — чтобы и мысли у них не возникло бежать куда-то за рубеж и растрачивать свои силы на безопасность иностранных государств. Задача наша — создать правильную экономическую среду для существования систем двойных технологий.
В своем вступительном слове я, может быть, несколько сумбурно выразил наше понимание "индекса счастья". Говорят, что мы, граждане России, — серые, несчастные, угрюмые люди. Не спорю, какой-нибудь папуас живет, не зная о существовании городов и автомагистралей, и может быть совершенно счастливым человеком. Но мы живем в России, живем в больших городах. Мы умная, интеллектуально высокоразвитая и… — здесь Шишкарёв выдержал паузу, — сильная и требовательная к самим себе нация. Так что нашего человека сделать счастливее нелегко. Нам необходима особая инфраструктура, с которой жизнь русского человека будет комфортной и безопасной. В том числе — спокойные, комфортные дороги: без пробок, ругани, проклятий. Это наша цель, эта наша позиция. Я не обещаю, что это будет завтра. Но у меня большая семья, моим средним детям — 10 и 14 лет. Я положу свою жизнь, чтобы их ровесники, достигнув институтского возраста, жили в Великой России. Чтобы ни у кого из них и в мыслях не возникло назвать свою Родину: "эта страна".
— Сергей Николаевич, время, — негромко напомнили. — Ждут!"
— Простите, работа! — Шишкарёв отправился в зал заседаний.
На столе остался нетронутым остывший кофе…