Авторский блог Михаил Герасимов 13:16 29 июня 2018

Дорогами русских святых

Экспедиция «Под княжеским стягом»

В 2017 году 2—5 августа прошла юбилейная XV экспедиция "Под княжеским стягом" по территории Московской и Владимирской областей. Маршрут разработан Александровским художественным музеем и базируется на событиях Смутного времени, когда на помощь князю Михаилу Скопину-Шуйскому из Москвы царём Василием Шуйским было послано трёхтысячное войско. 19 октября 1609 года на Каринском поле под Александровом была одержана очень важная победа над интервентами. Войска двигались по Старой лесной Переяславской дороге, полностью не сохранившейся до нашего времени и проходившей через городок Шерну в окрестностях Фрянова.

Одной из целей проведения экспедиции по путям передвижения русских войск является гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения на историческом материале и героических традициях Отечества. Аналогичная цель имеется и у этого сообщения — показать, как через популяризацию исторических знаний, усвоение их, исторический туризм, можно воспитать настоящих граждан, патриотов Родины. Для исторического туризма необходимо знать маршруты древних путей, но, к сожалению, до настоящего времени исследований по "дорожному вопросу" очень немного. Это касается и Старой Переяславской дороги, по которой прошли наши путешественники.

Эту дорогу реконструировал археолог и историк С.З. Чернов. Она проходила в XII веке от Москвы через Красное, Преображенское, Черкизово, Пехру, Медвежьи Озера, Анискино, Громково, Макарово, Черноголовку, Шерну-городок, Крутец, Жары, Махру и Великую Слободу — на Переяславль, Ростов и Владимир. Существование древних поселений (XI-XIII веков) вблизи трассы дороги подтверждается археологически. Здесь под путём, дорогой, понимается цепь населённых пунктов, иногда укреплённых (сохранившихся до нашего времени или заброшенных), а также участков пути, обнаруженных археологически. Отметим, что для уточнения трассы дороги требуется большой объём археологических исследований.

Рассмотрим более подробно Старую Переяславскую дорогу. Подумаем, кто мог ходить по ней, не могла ли эта дорога возникнуть ранее XII века?

На официальном сайте Московского Патриархата указано: "На долю первого митрополита Русской Церкви Михаила выпало нелёгкое, но благодатное служение. Он ревностно обходил новопросвещённую Русскую землю, проповедуя Святое Евангелие, крестя и поучая новообращённых людей, основывая первые храмы и духовные училища. В Ростове он основал первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и поставил там епископом Федора Грека".

Архиепископ Владимирский и Суздальский Валентин в докладе, посвящённом 1000-летию крещения Владимиро-Суздальской земли, в 1990 году указывал, что "Ростово-Суздальская земля известна была князю Владимиру со времён похода 982 года, он там бывал неоднократно, основал город Суздаль, принимал во Владимире Аврамия Ростовского, посещал сыновей, князей Бориса и Глеба".

Историк О.М. Рапов так описал Крещение Руси: "Итак, крестив киевлян в первый день августа 990 года и отправив Добрыню и Путяту на север обращать в христианство новгородцев, Владимир Святославич вместе с дружиной и христианскими миссионерами отправляется на восток… В конце августа или в начале сентября 990 года он закладывает город на Клязьме и крестит жителей".

В 2015 году историк архитектуры С.В. Заграевский опубликовал исследование, посвященное топографии древнего Владимира. В этой работе автор на основании множества летописных источников ещё раз показал, что в 990 году князь Владимир Креститель ходил в страну Залесскую, области Суздальскую и Ростовскую, крестил все те земли, ибо были с ним два епископа греческого патриарха и поставил город Владимир на реке Клязьме. В работе С.В. Заграевский указывает, что в конце X века на реке Нерли рядом с Суздалем было основано поселение Кидекша, "идеже бысть совокупное святых мученик становище, егда в Киев хожаху Борис от Ростова, Глеб от Мурома". Это указание позволяет предположить, что путь князей в Киев проходил через Суздаль и Переяславль.

Отметим частые контакты между русским северо-востоком и Киевом:

— 884 год: поход князя Олега с суздальскими мерянами на северян;

— 913 год: поход князя Игоря Рюриковича с суздальцами и ростовцами против древлян;

— 947 год: посещение Суздаля княгиней Ольгой;

— X век: князья Святослав Игоревич и Владимир Святославович по два раза ходили на вятичей;

— 1010 год: князь Ярослав переведён в Новгород, а в Ростов и Суздаль назначен князь Борис;

— 1024 год: посещение Суздаля Ярославом Мудрым;

— 1066 год: поездка Владимира Мономаха в Суздальскую землю. И т.д.

Значит, были и дороги. Каким же путём связывались эти два центра Древней Руси?

По мнению историков, в XI веке через среднее течение Москвы-реки пролёг один из немногих великих путей из Киева в Ростов, который пересекался в районе будущего города Москвы с более ранним торговым путём из Новгорода через Волок Ламский на Коломну и Рязань.

Обоснованием древности сухопутных дорог на Руси могут быть слова Владимира Крестителя: "Расчищайте дороги, делайте гати и мосты". Ещё в 984 году князь Владимир установил завоёванным и обложенным данью радимичам обозную повинность. В Русской Правде имеется упоминание о взимании пошлины-мыта на мостах. В 1066 году тринадцатилетний Владимир Мономах совершил трудное путешествие на коне из Переяславля-Русского в Ростов Великий через дремучие брянские леса, а его сын, Юрий Долгорукий, уже водил по этой дороге из Ростова к Киеву целые полки, и к середине XII века существовал уже наезженный путь из Киева и Чернигова через Москву в Ростов и Владимир. Отметим, что в середине XII века можно достаточно уверенно говорить, что эта дорога переходила Москву-реку под Боровицким холмом, (немного выше по течению реки), так как в этом месте существовал Чертольский брод через реку у древнего села Чертолье, лежавшего на Волоцкой дороге.

Древность Переяславской дороги подтверждает сенсационная археологическая находка 2015 года — подвеска-трезубец на городище Клещина времён киевских князей Владимира Святославича или Ярослава Владимировича (X—XI вв.). Историки уверены: подвеска показывает, что Клещин стал одним из центров княжеского управления Ростовскими землями на 100 лет ранее, чем считалось прежде. А этот высокий статус города предполагал и наличие надёжных и удобных путей сообщения уже в то время, что позволяет предположить посещение Клещина князьями Владимиром Святославичем, Ярославом Мудрым, Борисом и Глебом Владимировичами.

По этой же дороге из Ростова (как указано в летописи) шёл князь Глеб в 1015 году на место своей гибели на реке Смядыни. Путь его конного путешествия мог проходить по маршруту: Ростов — Переяславль-Залесский — Москва — Смоленск. При этом от Переяславля до Москвы — по Старой лесной дороге, а от Москвы через Волоколамск до Ржева — по Волоцкой дороге; а затем — на Смоленск.

В 1155 году древнюю Переяславскую дорогу освятила древняя икона Божией Матери, когда святой князь Андрей Боголюбский ушёл из Вышгорода под Киевом "в Ростовскую землю" через Москву. До Москвы князь шёл, вероятнее всего, через Чернигов и Козельск, которые многократно проходил его отец, князь Юрий Долгорукий.

Возможно, по старой Ростовской дороге в XII веке проходил просветитель язычников-вятичей преподобномученик Кукша Печерский со своим учеником Никоном, посетивший земли Богородского края на реках Клязьме и Воре.

Возвращение князя Александра Невского в 1241 году в Новгород из Переяславля-Залесского, вероятно, происходило по Старой Переяславской дороге через Москву, а затем — по Волоцкой дороге через Волоколамск, Ржев, Старицу, Торжок, Вышний Волочёк, Валдай, Крестцы, Новгород.

Краеведческие путешествия по Старой Переяславской дороге и другим древним дорогам по опыту нашего прихода — удобный способ изучения истории, в котором древняя история объединяется с современной географией. Для популяризации и развития исторического и православного туризма, реализации лозунга "узнаешь историю — полюбишь край" требуется объединить усилия краеведов, сотрудников музеев, педагогов, "исторических" туристов, паломников и представителей власти на местах.

1.0x