Выступая 7 сентября на форуме Общероссийского народного фронта (ОНФ) "За качественную и доступную медицину!", президент Российской Федерации Владимир Путин сказал буквально следующее: "Не может быть ничего такого уничтожено в системе здравоохранения, что является обязательным для оказания бесплатной медицинской помощи, которая предусмотрена Конституцией Российской Федерации". Хорошие, правильные слова.
Но давайте посмотрим на ст 41 Конституции РФ. Что там сказано? "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений". Значит, если не будет "государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" (к чему дело потихоньку идёт), то никакой "бесплатной медицинской помощи" гражданам страны — в полном соответствии с её Конституцией — не положено. "Право на охрану здоровья и медицинскую помощь" есть — но где в Основном Законе написано, что государство гарантирует гражданам реализацию этого права бесплатно? Нигде. Сравним данную конституционную норму со ст. 42 Конституции СССР 1977 года: "Граждане СССР имеют право на охрану здоровья. Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан". Что, в "совковой" Конституции "слишком много букв"? Или всё-таки есть разница?
Понятно, что все "реформы" здравоохранения России за последние двадцать с лишним лет были направлены не на улучшение медицинской помощи гражданам, а на изменение инерционного "нерыночного" характера постсоветской системы — изменение, правовой простор для которого был открыт через ст. 41 Конституции РФ. Давайте посмотрим Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
"Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.", — гласит п. 2 ст. 5 этого Закона. Гарантии обеспечения? Вот они — пп. 4-5 ст.10: "Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются… применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи".
Иными словами, у государства есть определённые "стандарты" и "программы", которые могут изменяться… на уровне правительства (в реальности — приказами Министерства здравоохранения). Как вы думаете, в правительстве и Минздраве спят и видят, как расширить стандарты бесплатной медицинской помощи населению и улучшить её качество? Или там всё же какие-то иные приоритеты?
Вернемся к форуму ОНФ. "По результатам мониторинга ОНФ было выявлено, что порядка 9 тысяч единиц медицинского оборудования, которое было закуплено в рамках модернизации,.. не используется", — отметил "главный врач" из Челябинска Олег Лукин. Интересно, нет ли мониторинга ОНФ или каких-либо иных аудиторов относительно "уровня коррупционности", т. е. размеров переплаты за это оборудование, степени его реальной работоспособности и т. д.? Ведь этот "мёртвый груз" стоил немалых денег — да еще и, как правило, не рублей. Только за 2012-2013 гг. объём импорта медтехники в Россию составил 14,6 млрд. долл. Каждая единица "сложного" и "тяжёлого" медицинского оборудования, о котором, собственно, и шла речь на форуме, — это десятки, если не сотни тысяч долларов… Да, обанкротиться, как пресловутое "Трансаэро", наши госбольницы не могут, но устроить мастер-классы по "национализации убытков и приватизации прибылей", — почему бы и нет?
И это касается не только и даже не столько медицинского оборудования, сколько всех аспектов функционирования нынешней непрерывно "реформируемой" системы здравоохранения. Не помните, кто такая "мадам Арбидол"? А кто такой "господин монетизатор льгот"? И где сейчас, какие важные государственные посты занимают эти люди? "Реформа" — она ведь, как война, всё спишет…
Но — до поры, до времени. Пока власть предержащих из-за недостатка здорового населения страны не начнёт клевать в темя и в другие нежные места то ли жареный петух из пословицы, то ли золотой петушок из пушкинской сказки. "Я совсем недавно… услышал… в очередной раз: страховую медицину нужно заканчивать — и нужно переходить к прямому бюджетному финансированию… Но тут же услышал и другое мнение: если мы это сделаем, то вообще обрушим всю медицину", — недоумевал Путин на форуме ОНФ. Ну, если "медицина" — это один из видов бизнеса, ориентированный на получение максимальной прибыли, то да, обрушим, и еще как! А если это — прежде всего проявление любви к ближнему своему и заботы о нём, важнейший институт социальной справедливости и одна из фундаментальных опор жизни любого общества и государства, то, наверное, даже и вопросов такого рода не должно бы возникать.