Борьба русского Донбасса и Луганщины против настропаляемой Западом националистической клики в Киеве, несмотря на энтузиазм одной (большей!) части нашего общества и бессильное беснование другой (гораздо меньшей!), продолжает развиваться в соответствие с логикой подобных противостояний. И если сравнивать происходящее сегодня на Юго-Востоке Украины с тем, что мы наблюдали в своё время в сопоставимых условиях в Абхазии, Южной Осетии или Приднестровье, то развивается она последовательно и с большой скоростью. Фактически на наших глазах за два месяца – с момента начала первых массовых и стихийных русских выступлений и до вооружённых захватов административных зданий и провозглашения народной власти – прошло всего-то порядка двух месяцев. Что, согласитесь, весьма недолгий срок. Особенно для русского социума, который, не имея под собой точек опоры, аналогичных тем, что имеются, скажем, у кавказских этноплеменных объединений, традиционно весьма тяжёл на подъём.
Не стоит упрекать предводителей и участников сопротивления в Донецке и Луганске в легкомыслии и тактических просчётах, как это делают некоторые горячие головы в Интернете. Зря, конечно, они столько раз отпускали с миром (хоть и намяв предварительно бока) попавших им в руки активных сторонников киевской клики, когда та изо дня в день наращивает репрессии против любых сколько-нибудь заметных представителей русского сопротивления и даже грозит непокорным городам артиллерийскими и авиационными ударами. Но это лишь только ещё раз подтверждает и без того очевидный факт, что русские жители Юго-Востока – люди по своей сути бесконфликтные, сугубо мирные, и участие в гражданском противостоянии для них – не желанная возможность свести, наконец, исторические счёты, а неприятная, даже горькая необходимость. Судя по последним сообщениям о задержании в Донецкой области троих диверсантов из СБУ, нужные выводы ополченцы и их командование для себя сделали.
Прогнозируя дальнейшее развитие событий на Юго-Встоке Украины, следует не упускать из виду вот что. Развитие острой фазы гражданского противостояния – а уж тем паче гражданской войны! – имеет свои закономерности. Основная из них заключается в том, что такие войны между частями одного народа или даже разными народами, волею исторических судеб оказавшихся в границах одного государства, почти никогда не начинаются внезапно, вдруг. Переход от уличных акций и даже массовых драк к боевым действиям друг против друга занимает известный срок. Этот срок можно расценивать как своеобразный инкубационный период гражданской войны, миновать который практически невозможно.
Штатские люди, каких бы радикальных воззрений они не придерживались в обыденной жизни, не могут начать сразу действовать слаженно, подобно винтикам боевой машины. Для того, чтобы участники митингов противоборствующих сторон сначала сорганизовались в дружины, а затем и в готовые к реальным боям вооружённые и боеспособные формирования, должно пройти определённое время. И в случае с Украиной это относится к обеим сторонам конфликта. Не стоит переоценивать боевые возможности “Правого сектора”. Бросание бутылок с зажигательной смесью в безответный “Беркут” и настоящая в война против пусть и неважно вооружённого, но зато высокомотивированного, готового к ожесточённому сопротивлению противника – совершенно разные вещи. Боевики “Правого сектора” к такой войне на сегодняшний день, видимо, тоже пока не слишком готовы, сколько бы Дмитрий Ярош не выступал в СМИ с угрожающими заявлениями. А раз так, то сопротивлению Донбасса и Луганщины надо пользоваться неготовностью противника без промедления, кропотливо, день за днём укрепляя и расширяя уже отвоёванные позиции. В этом их шанс!
Повторюсь, переход от острой фазы гражданского противостояния к полноценной гражданской войне требует не только времени, но и снятия определённых моральных барьеров. Гражданские активисты – не вымуштрованные бойцы регулярной армии, и начать в одночасье реализовывать условный план “Барбаросса” им не под силу, хоть бы галицийские радикалы и грезили залить русский Юго-Восток потоками крови. Уличные ватаги и добровольческие объединения превращаются в настоящие войсковые соединения далеко не сразу, и мы из нашей истории должны это отлично знать.
На то, чтобы первые плохо организованные красногвардейские отряды преобразовались действительно в боеспособные части Красной Армии, способной решать крупные боевые задачи, потребовалось не менее полугода. Жителям же русского Юго-Востока Украины история отводит куда меньший срок. Но они, судя по ряду признаков, в него укладываются!
Наблюдая за происходящим на Украине, мы можем сделать вывод о том, что подготовительный (инкубационный) период истекает, и полномасштабная гражданская война не за горами. По крайней мере, пока всё идёт к тому, что пинаемая Западом киевская клика, обкатав верные себе формирования в локальных стычках на блокпостах вокруг Славянска и Краматорска и, так сказать, морально их закалив, перейдёт в решительное наступление и попытается смять непокорные русские области так же, как когда вооружённое НАТОвцами хорватское воинство смяло Сербскую Краину. И это наступление Донбассу необходимо встретить во всеоружии, ибо щадить его жителей никто не собирается. Судя по неоднократным высказываниям, киевская клика и особенно силы, на которые она опирается, вообще не считают русских за полноценных людей. Но по информации, поступающей из Славянска, Краматорска, Донецка и Луганска, участники сил сопротивления это понимают. Понимают и потому настроены драться.
Видимо, приходят к постижению сей простой истины и в высшем руководстве России. Даётся оно медленно, через силу, но, видимо, всё же имеет место. Тем более странно, что недавнее признание президента Путина о том, что нас вплотную прижали к черте, за которую мы просто не можем отступить, отчего-то не произвело в российском обществе большого эффекта. Хотя несколько дней назад глава государства сделал поистине историческое признание. Вы только вдумайтесь в смысл его слов: нас – Россию - прижали к черте, за которой – конец, крышка! Давно ли в последний раз власть говорила нашему народу нечто подобное? Причём, говорила без намёка на пресловутый пиар, совершенно искренне.
Остроту разворачивающейся на просторах Украины борьбе особенно прибавляет тот факт, что не может переступить через определённую черту и наш главный цивилизационный антипод – Запад, и в особенности его безоговорочный лидер - Соединённые Штаты. Ведь подстрекая галицийско-либеральную коалицию к свержению Януковича, Запад рассчитывал на совершенно иной для себя геополитический результат на Украине, нежели тот, что он имеет на настоящий момент. Совершенно очевидно, что возвращение Крыма в состав России вкупе с высокой вероятностью воссоединения с исторической Родиной и Донбасса в обозримой перспективе в его планы никак входило. Оказавшись перед лицом крупного внешнеполитического проигрыша – второго после Сирии за неполный год – Запад вынужденно мобилизует для борьбы с Россией серьёзные силы, отчего мечтания околокремлёвской элиты о скором возвращении межгосударственных отношений в прежнее русло со всеми их неизменными атрибутами в виде бесконечных встреч, саммитов и оргий в Куршавеле становятся совершенно несбыточными. Всё, господа российские элитарии, окончен ваш евробал!
Русская ирредента вообще имеет для Запада и США далеко идущие последствия. Возвращение Крыма, вероятный успех русского восстания в Донецкой и Луганской областях ставит - ни много ни мало! – вопрос о пересмотре итогов Третьей мировой (холодной) войны. Ведь побеждённая в ней Россия и её нынешнее руководство, возможно, само того не желая, делают на это некоторую заявку. Заявку на то, что вычеркнутый из истории русский народ, на котором разве только не ленивый ещё не ставил креста, вдруг получает осязаемые шансы вновь вернуться на историческую арену и продолжить прерванную было траекторию традиционного исторического движения. Судя по нервозной реакции западных лидеров на позицию России в украинском кризисе, они понимают истинный смысл происходящего именно так.
А потому дальнейшее углубление и обострение кризиса, перерастание его из регионального в нечто гораздо большее и значимое, скорее всего, неизбежно. Уж больно высокую цену рискует заплатить каждая из вовлечённых в конфликт сторон в случае своего поражения.
Враги России это отлично поняли. Пора бы вслед за ними осознать это в полной мере и нам.