Говорят, что покупая духи – мы покупаем воспоминания и легенды, но мне кажется, что духи - это еще и мечта. И, безусловно - тайна. Ибо, как говорила великая Коко Шанель: «У женщины, которая не пользуется духами – нет будущего». А что есть будущее, если не мечта и тайна?
Дом Симоны Козак возник из детских грез его владелицы, просуществовал немногим больше 9 лет, и его жизнь оказалась столь же ярка и необычна, сколь и стремительна. В нем паззликами сошлись и тайны, и мечты, и воспоминания и даже легенды.
Паззлик 1-ый
Симона Козак Найфи - необычная фигура. Она миллиардерша, родилась в Бразилии, мать троих детей, муж – американец, киномагнат. Если прибавить к этому, что состояние ее семьи, по слухам, выросло из горнодобывающей промышленности, а сама Симона изначально выучилась на юриста и какое-то время работала по специальности – согласитесь: «ничто не предвещало». Но говорят же, что все мы – родом из детства. И это не про то, как мы когда-то были детьми, а потом выросли. Это про то, что все наши самые прекрасные мечты и самые больные раны – именно оттуда.
Сама Симона в одном из интервью рассказывала об этом так: «Ароматы всегда были моей страстью. Еще в 12 лет я устроила дома «лабораторию», где смешивала парфюмы моей матери…. мама каждый раз приходила в ужас и выливала все в туалет….». А еще ее завораживало все, что было так или иначе было связано с дизайном упаковок. Поэтому поработав адвокатом, Симона поехала в США учиться графическому дизайну. А потом они с мужем переехали в Италию и там, собственно, и началась вся эта история….
Они приехали в Италию в 90-х годах и поселились во Флоренции, приобретя в собственность абсолютную жемчужину - ту самую виллу Медичи, виллу Ла Тана ( «tana» – «логово», итал.), которая была построена в середине XV века, а чуть позже, в веке XVI-ом, служила резиденцией знатной венецианке Бьянке ди Капелло, второй жене Герцога Тосканского, Франческо Медичи.
двойной клик - редактировать изображение
История Бьянки стала для Симоны сущим наваждением, она собирала всю информацию о ней, которую только могла найти. Наваждение это сплелось причудливо с давней мечтой, и вот, однажды, ей приснился сон, в котором они с Бьянкой гуляли по саду виллы и Бьянка сказала ей: «Почему бы тебе не использовать те ароматы, которые есть здесь?»
Понятно, что за столько веков от подлинного сада Бьянки в реальности ничего не осталось, однако Симона говорила, что во сне она увидела его в полном цвету. Она проснулась и тут же записала все увиденное. Муж отреагировал скептически, но, как скажет потом о себе Симона: «Мы, бразильцы, другие и очень внимательно относимся к тому, что видим во сне».
Она начала наводить справки. И оказалось, что в 16 веке, в этой области Италии, для создания духов использовали именно эти ароматы. Она сделала для себя парфюм на заказ и тогда, как итог, прозвучал вопрос: «Почему бы тебе не создать свой бренд, раз уж ты так влюблена в эту тему?»
За все время существования дома Симоны Козак было создано всего восемь ароматов. Авторство семи из них принадлежит Соне Констан, талантливому парфюмеру, которая к моменту встречи с Симоной уже имела большой опыт работы с различными брендами, в том числе и с такими знаковыми, как Oscar de la Renta, Guerlain, Fragonard и Van Cleef & Arpels. Семь ароматов Сони и составили линейку – вполне впрочем, современную и по дизайну флаконов, и по общему стилю и только один из них, вышедший в 2016-ом, просто-таки тотально отличался от своих сородичей. Причем настолько, что увидев его, мне отчего-то моментально взбрела в голову идея, что это либо повтор, либо вариация на тему того, самого первого парфюма из сна Симоны. Выглядит он до неприличия шикарно, а название его на русском, и вовсе мега-неприлично - Amore Proibito (Аморе Проибито) - «Запретная Любовь». Он был выпущен ограниченным тиражом, всего 300 флаконов, и сегодня в переводе на рубли стоит порядка 220-230 тысяч. Ноты его на сайтах есть, а вот имени парфюмера нет, и потому – почему бы и впрямь не пофантазировать, что это и впрямь тот самый рецепт, который Симона увидела во сне. Мне очень хотелось найти хоть один отзыв на его затест «вживую», я нашла, но, увы, он оказался не слишком лестным.
И мне почему-то сразу представилось, будто я смотрю отрывок из фильма. Не знаю, почему, может, потому что муж Симоны – киномагнат, или может, чтение о шикарных интерьерах виллы меня вдохновило, но, как бы то ни было, я увидела картинку, как Симона – через столько лет, наконец-то, создавшая буквально своими руками свою собственную мечту - выходит к гостям в облаке этого аромата и слышит….. такие, знаете ли, уклончивые похвалы, вперемешку с нарочитой, угодливой лестью…. А отдельные гости (из числа особо приближенных, я думаю, они в таких случаях всегда «самые добрые»), они даже позволяют себе скрытую насмешку – мол, ну надо же…. скажите, пожалуйста… ах, дорогая Симона, теперь ты просто обязана создать свой собственный бренд!
Каков вызов! И она принимает его.
Она обращается в швейцарский дом Givaudan. Это особое место. О нем можно говорить часами, но если кратко – это парфюмерный концерн и огромный научно-исследовательский центр, с филиалами по всему миру, в нем учились, учатся и работают ведущие специалисты в области парфюмерии. Сегодня для компании держать собственного парфюмера в штате – чересчур дорогое удовольствие, в мире таких компаний – на пальцах перечесть. И точно так же, в мире очень мало парфюмеров, которым когда-то выпал шанс создать свой собственный парфюмерный дом, свой собственный бренд. Так происходит потому, что духи - это, прежде всего, патент на формулу, а это очень большие деньги. И сколько нужно еще на обучение парфюмеров, на эксперименты по составлению ароматов, не говоря уже об их производстве, ведь, приступая к работе, парфюмер должен знать более 4 000 запахов! И также как в большой науке, на один удачный опыт может приходиться до ста неудачных. А неудачный опыт – это тоже деньги, причем в данном случае, выброшенные на ветер, чуть ли не в прямом смысле этого слова.
В Givaudan Симоне предложили написать бриф, то есть описать, как она себе представляет желаемый аромат. По этому брифу было сделано 7 парфюмов, из которых она выбрала тот, чьим автором оказалась француженка Соня Констан. И первое, что сделала Симона - она привезла Соню в Ла Тану, чтобы дать ей возможность прикоснуться к той же легенде, которой была заворожена сама.
И в 2008 году появился первый аромат линейки дома Simone Cosac Profumi - Perle di Bianca, изящный, в приземистом флакончике с широким дном, весь словно покрытый серебристой пылью. Белые кружевные узоры на стекле смотрелись как гравировка, а название отблескивало бледным тусклым золотом. В его верхних нотах царили нероли, с их звонкой свежестью, терпковатой, травяной горчинкой - они дразнили обоняние и тревожили воображение. В них было смешано ожидание и предвкушение. Потом расцветали жасмин и ирис, а потом подсоединялись солнечная амбра, нежнейший белый мускус и дымная, прохладно-дымчатая мирра.
Бьянка ди Перла, Жемчужная Бьянка, читалась как аромат невесты, чистый, женственный и слегка прохладный. Аромат счастья и неведения рисовался образом раннего, но уже прогретого солнцем утра. Perle di Bianca была ароматом росы и рассвета, негромким как первое «я люблю тебя» и твердым, как клятва у алтаря. И образ влюбленной девушки подчеркивался благоуханием индийского жасмина, прославленного царя цветов, символа любви и ночных тайн.
двойной клик - редактировать изображение
Кстати, существует легенда, что у Великого Герцога Тосканского в саду рос куст жасмина, первый и единственный в то время во всей Италии. И герцог строго-настрого запретил своему садовнику дарить/давать/продавать даже самый маленький его кусочек. Садовник слушался хозяина до тех пор, пока …. не влюбился. И тогда он подарил свой возлюбленной букет из жасмина, а она посадила срезанные ветви. И с тех пор аромат жасмина в Италии символизирует любовь, которая сильнее, чем запреты, а девушки Тосканы украшают себя жасмином в день свадьбы. И, между прочим, существует сорт комнатного жасмина, который так и называется – Великий Герцог Тосканский. А почему я так подробно все это рассказываю – а потому что Тоскана стала называться Великим Герцогством в 1569 году, и первым правителем стал… Козимо I Медичи - отец Франческо и свекор Бьянки. То есть, тот самый жасмин вполне мог расти в его саду, и вполне возможно его видела и Бьянка, может быть, срывала его цветы, и даже может быть приготовляла из них духи….
Самое сердце Perle di Bianca было сладким, но не ежевичным, как указано в энциклопедии на Фрагрантике, а тутовым. На официальном сайте дома было слово mulberry, но это – шелковица, тутовая ягода. Она действительно внешне похожа на ежевику, но вкус и запах совершенно другой. Он богатый, терпкий и очень сладкий, но при этом оттенен кислинкой, невесомо легкой, но отчетливо заметной. Из тутовых ягод получается вкуснейшее домашнее вино, а за счет этой терпкости и сладости оно невероятно ароматное и густое. «Амброзия» - уверяли те, кто пробовал. Вот эта-то амброзия и слышалась в сердце аромата, а пудровый ирис придавал ее льющейся мягкости строгость форм.
В базе сладость мирры и амбры сливались с мягкостью мускуса, и это было похоже на счастливую улыбку, и на тепло объятий.
В интернете я нашла очень интересный факт – якобы в 2010 году Perle di Bianca была среди подарков на Оскаре. На самой церемонии – я ее специально посмотрела – подарки не дарили, но в рамках Оскара существует традиция «чемодана для номинантов» - это такой утешительный набор призов для тех, кто не получил статуэтку. Стоимость его колеблется в разные годы - от 55 до 215 тысяч долларов. Туда входят предоплаченные туры в самые крутые и супердорогие отели мира, индивидуальные программы по фитнессу, эксклюзивная косметика и одежда. Но там также могут оказаться бутылки минеральной воды, леденцы, компьютерные «стрелялки», массажные коврики, подушки, мелкая мебель, конфетки штучной работы, завернутые в золотую парчу, и так далее и тому подобное. Кто-то из номинантов жертвует свои подарки благотворительным организациям, кто-то выставляет на аукционы. Но если производителю, не важно чего, нужен красивый пиар-ход для нового бренда, то «набор» – практически идеален. К тому же необязательно класть подарок в «общую кучу», можно оставить изящный флакончик в номере того самого дорогущего предоплаченного отеля, предназначенного для номинанта. Это совсем красиво. В элегантной подарочной упаковке, с визитной карточкой или открыткой. Если хозяйкой номера будет женщина, то с наилучшими пожеланиями - ей. Если мужчина – то же самое, но - «для вашей любимой». Эксклюзив эксклюзива, эксклюзив в квадрате.
Если Симона сделала что-то в этом роде - слава бренда просто обязана была разлететься «по нужным людям» и дальше – по всему свету. Правда, информацию эту нельзя отнести к разряду достоверных, там, где я ее прочла, было написано, мол, «читала, не помню, где». Однако с учетом финансовых возможностей и деловых качеств Симоны Козак, и тем более, с учетом профессии ее мужа – возможно, так оно и было. Тут мы целиком в области предположений. Возможно, это был какой-то другой год. Возможно, не Perle di Bianca, возможно, Bianca - она более роскошна. Мне не удалось найти никаких уточнений.
Как кинематографична вся эта история, не правда ли? Стоило бы снять о ней фильм, в пару к знаменитому сериалу о семье Медичи, третий и последний сезон которого закончился на Лоренцо Великолепном, жившем веком ранее. Тем более, что об этой истории любви, которая так вдохновила и Симону Козак, и ее помощницу и соратницу Соню Констан, нам известно во множестве подробностей.
Паззлик 2-ой
"Я слышу вас, когда вас нет.
Я вижу вас, я вижу свет,
Вечерний, мягкий, зоревой.
В блаженстве вашем – мой покой..."
двойной клик - редактировать изображение
В судебных архивах Венеции сохранились записи о том, что в возрасте 15-ти лет, 28 ноября 1563 года Бьянка сбежала из родительского дома с Пьетро Бонавентури молодым флорентийцем из обедневшей семьи, клерком банкирского дома Сальвиати (чье здание находилось напротив дворца Капелло). После побега они обвенчались и поселились во Флоренции. Знатная, пылкая и юная годами Бьянка, выросшая в роскоши и заботе, оказалась совершенно в неподходящих для себя условиях, но она мужественно несла свой крест. Их преследовали, требовали у властей Флоренции их выдачи. Ситуацию усугубляло то, что убегая, Бьянка прихватила с собой часть семейных драгоценностей. Их объявили вне закона, тех, кто им помогал, отдали под суд. Во Флоренции оказалось, что Пьетро обманывал Бьянку относительно своего положения, его семья была бедна, мать-инвалид была прикована к постели. И бедная Бьянка была принуждена выполнять всю черную работу по дому.
Через какое-то время муж Бьянки нашел себе покровителя в лице… правильно, герцога Франческо Медичи - и так началась эта история любви. Чтоб добиться расположения принца, Пьетро нарочно познакомил его с Бьянкой. Бьянка, измученная и разуверившаяся в муже, не стала сопротивляться. Еще говорили, что будто бы до Франческо дошел слух о Бьянке, за возвращение которой венецианцы назначили столь высокое вознаграждение, что ему самому стало любопытно увидеть эту женщину, и он нарочно искал с ней встречи. В итоге, встреча была подстроена по его приказу. Бьянка просила герцога о защите, и он действительно сделал все, что мог, хотя полностью обелить ее имя ему так и не удалось.
И вот так одна из самых известных женщин эпохи Ренессанса, заслужившая от современников прозвище «Колдунья», стала единственной любовницей и возлюбленной герцога. Она осталась его любовницей и тогда, когда он женился на Иоанне Австрийской. Позже, когда Иоанна умерла, а муж Бьянки погиб от рук наемных убийц, она вышла за Франческо замуж. Говорили, что он и стоял за убийством, но доказательств, конечно же, не нашлось. Бьянка стала герцогиней Тосканской, и обрела не только власть и богатство, но и новых врагов, самым рьяным из которых стал брат Франческо, кардинал Фердинандо Медичи.
9 октября 1587 года братья встретились за обедом, который, согласно некоторым историкам, был организован Бьянкой, ратовавшей за согласие в семье. Примирение состоялось, но после трапезы на герцога и его жену напала хворь. Агония длилась 10 дней, и они скончались почти одновременно. Причиной смерти была названа малярия. А через несколько дней Фердинандо отрекся от сана и взошел на престол, заняв место брата. Хотя он был хорошим правителем, слухи о братоубийстве сопровождали его до конца жизни. И оказались не беспочвенны, ибо доказательства того, что Бьянка и Франческо были отравлены, все же нашлись, но уже в наше время, и причем совсем недавно, в 2007 году. Ведущие итальянские токсикологи подтвердили – да, супругов отравили, и скорее всего это было сделано, именно тем, кого в этом и подозревали.
Собственно, яды были очень популярны в то время не только в семействе Медичи. Они были удобным способом решения сложных семейных, династических или имущественных вопросов. Порой это было почти как в анекдоте:
- Донна, скажите, почему умер ваш первый муж?
- Грибов поел.
- А второй?
- Грибов поел.
- Ну а третий-то почему?
- А третий упал со ступеньки и сломал шею.
- Как же так?!
- Грибы есть не хотел.
Ядами пропитывали свечи, перчатки и платки. Добавляли в косметику, которая, кстати, была в широком ходу и у женщин и у мужчин. Знатные дамы часто носили яды на шее, в специальных кулончиках. Самым популярным был мышьяк, но создавались и уникальные рецепты, типа aqua tofana. Противоядия тоже зачастую держали при себе, и это (помимо прочего) было еще одной причиной, почему в ту эпоху был так популярен жемчуг. Его использовали как индикатор ядов в бокалах с вином – попадая в вино, жемчуг темнел. Но на самом деле, причина, скорее всего, была в том, что жемчуг реагирует на изменение кислотного баланса — он тускнеет и теряет блеск. Как бы то ни было - это было удобно. Даже если в бокале не было яда, всегда налицо был повод отказаться пить. И можно было, не теряя своего достоинства, потребовать испытать вино – на собаке или даже на ком-то из челяди. Ну, или на том, кто подал кубок. Помните как в «Иване Васильевиче»: «Отведай, князь из моего кубка….»
Парфюмеры прежних эпох могли быть одновременно и лекарями, и учеными, и отравителями. Свойства трав и цветов сначала изучались, а потом, зачастую, испытывались на живом материале: одни оплачивали эксперимент, другие поставляли результат. И «флорентиец Рене», запечатленный Дюма в образе придворного парфюмера Екатерины Медичи в знаменитой «Королеве Марго», был не каким-то уникальным явлением, а просто собирательным образом всех этих естествоиспытателей.
Бьянка ди Капелло оставила по себе такую темную память, что возможно Симоне захотелось в этом разобраться. Ведь было же что-то, что привлекло к ней герцога. Только внешность? Судя по портретам, Бьянка не была сверхъестественно красива. Была ли то любовь из тех, что не нуждаются ни в поводах, ни в причинах, или он любил ее за то, что когда-то стал ей благодетелем - спасителем девушки знатного рода, угодившей по молодости и недомыслию в тяжелую передрягу и мужественно сносившую удары судьбы? Или он увидел в ней родственную душу? Мы не знаем. Но Бьянка была умна и свободолюбива, а Франческо Медичи был образованным человеком. Как все Медичи, он активно покровительствовал искусствам, но особенно его влекли естественные науки, и как раз эта страсть, которая категорически осуждалась церковью, и могла быть одной из причин, почему во Флоренции не любили герцога и ненавидели Бьянку. Брат герцога, кардинал, церковник, не мог чернить родственника, поэтому «отрывался» на его супруге. Простому люду внушалось, что это она околдовала герцога и сбила его с праведного пути. То, что прощалось Франческо, как правителю, не прощалось ей.
двойной клик - редактировать галерею
Сказка о Бьянке очаровала Симону. Думаю, она видела в ней черты современных женщин – сильных, образованных, смелых, уверенных в себе. Во времени Бьянки такие женщины имели дурную славу и если их не защищали богатство, родовитость или высокие покровители, часто гибли на кострах или под пытками, как еретички и колдуньи. Тема кружев и интриг тоже влекла к себе, стилизованные изображения кружевного полотна присутствуют на всех упаковках ароматов дома Симоны, и на некоторых они выглядят, словно руки в перчатках, держащие коробочку. А в коробочке – тайна. В нашем случае - тайна аромата, рожденного в секретном саду, куда непосвященным вход закрыт.
Паззлик 3-ий
"Поговорим немного о духах,
О ваших тайнах, и моих мечтах..."
двойной клик - редактировать изображение
В этой истории встретились одержимость, поэзия и легенда. К ним примкнули детская мечта Симоны делать духи и дом женщины, которая, возможно, однажды тоже делала их. Дом, в котором теперь жила сама Симона. И еще сад из ее сна. Помните, был такой фильм, где тоже были дети, и тайный сад, и мечты, и любовь - «Тhe Secret Garden»…
Эти два слова стали девизом всей линейки парфюмов дома Симоны. Если честно, у меня сложилось впечатление, что они с Соней решили воссоздать в ароматах судьбу прекрасной Бьянки. Наверное, они быстро нашли общий язык, возможно даже подружилась. В родной стране Симоны, в Бразилии, парфюм всегда был едва ли не предметом культа, а Соня долго работала для бразильского рынка, и именно с этой страной оказался связан один из серьезных успехов в самом начале ее карьеры. И еще обеих роднила искренняя и глубокая восприимчивость и любовь к Прекрасному.
В каждом из ароматов дома Прекрасное раскрывается по-своему. Первый из них, Perle di Bianca, это аромат невесты, той Бьянки, что бежала с любимым в неизвестность – видимо, поэтому в нем звучат тревога и легкая горечь, в нем живет приглушенность - та, что сродни тайне, и прохладное звучание, отсылающее к мужеству и твердой решимости.
Следующий аромат выходит в 2012 году - это Trama Nera ( «Ночная интрига»). Это темный, несчастливый период в жизни Бьянки, период нищеты и преследований. Но истинно благородное сердце способно преодолеть любые преграды, и Соня Констан сплетает фантастической красоты венок, где каждый компонент - словно символ той или иной добродетели: индийский шафран, розовый перец и бергамот в верхах и две розы в сердце, одна из них – роза из Дамаска, символ в квадрате, если не в кубе.
Помните, у Брюсова?
«Губы мои приближаются
К твоим губам,
Таинства снова свершаются,
И мир как храм.
<…..>
Что нас влечет с неизбежностью,
Как сталь магнит?
Дышим мы страстью и нежностью,
Но взор закрыт.
Водоворотом мы схвачены
Последних ласк.
Вот он, от века назначенный,
Наш путь в Дамаск!»
Случайность, совпадение? Возможно. Но как красиво!
И здесь же, в сердце, к розам Дамаска - благородный ирис, цветок королей, гиацинт, любимец древних греков и царь цветов, жасмин. Драгоценными опорами здесь удовое дерево, сандал, и благородный кедр, а золотой шлейф амбры, солнечными лучами медленно разгоняет ночь. Trama Nera - аромат сильной духом женщины, несгибаемой, упорной, и притом совершенно непохожей на таковую. Тайный стержень, тайная сила, скрытое волшебство. «Мы думали, что здесь нас не встретит ни один сюрприз. Как же мы ошибались!»
Истинной патрицианкой была нежная Бьянка, ее пылкая натура, ее отчаянное положение, стойкость и жертвенность привлекли и намертво приковали к ней сердце Франческо. Никогда не сдавайся - и за темной ночью придет рассвет и встанет солнце.
В линейке ароматов дома Simone Cosac оно воссияло в 2014 году, когда зажглись сразу 5 звезд – Bianca, Peccato, Trama, Sublime, и наконец, Ose - самый яркий и, пожалуй, самый восхитительный из всех, не аромат, а поистине гимн Любви. Пять звезд – и вновь символично, не так ли?
И если предположить соответствие ароматов линейки вехам в судьбе Бьянки ди Капелло, то эта пятерка должна располагаться следующим образом:
двойной клик - редактировать изображение
Первый – это наша героиня. Белая Bianca - ее портрет. Это та Бьянка, в которую влюбился Франческо Медичи. Здесь белизна - не неведение юности, но искренность и чистота души. Здесь уже царит сладость зрелой женственности, здесь томная, суховатая пудра, передающая и земной соблазн и ангельскую невесомость, здесь томительно-томная амбра, здесь уют мускуса и колокольчики цитрусовых нот. И конечно, россыпи белых цветов. Мандарин, жасмин, и гардения – величавая, пышная красавица, с характерным сладковато-зеленым ароматом и смолисто-молочным звучанием, цветок, который обожала богиня чувственности, Элизабет Тейлор. Гардения здесь слышна так, как слышна тубероза в «Cocaine» от Franck Bocklet. Только здесь меньше зелени и нет хищности последней. Здесь аромат возбуждающий, но сдержанный, здесь наслаждение подано с достоинством. Оно преподносится, а не накидывается на вас со всех сторон. И гардения здесь слышна очень отчетливо, в какой-то момент она властно отодвигает в сторону и жасмин, и фиалку, оставляя рядом с собой только яркий, немного тягучий шелковичный аромат. Их сладость и терпкость – яркая фруктовая и умиротворяющая цветочная - все время меняются местами и прекрасно дополняют друг друга. В базе, как и у Бьянки-невесты, мирра, мускус и амбра. Но здесь еще добавлен белый кедр, он привносит статность и спокойствие. Белая Bianca – это свет, разлитый вокруг. Такой увидел ее Франческо, наслышанный о ее несчастьях и красоте.
Peccato - отражение чувств, которые тосканский герцог испытывает к юной Бьянке. Он осознает, что очарован чужой женой, и знает, что скоро будет женат и сам. В его браке не будет любви – один только долг, они с Бьянкой не имеют права на счастье. Но как же он сочувствует ей! Она так юна, так отважна и так прекрасна!
двойной клик - редактировать изображение
Peccato похож на летний день, который вы проводите в огромном, приземистом, старинном доме. Бледно-золотой фон коробки и флакона – это роскошь старинных багетов, бронзовых светильников и холодный свет парчи. Вы - в большой зале, с высокими, переплетчатыми окнами. Они кидают тень, крест-накрест, на выложенные драгоценными сортами дерева полы. Тяжелые портьеры, темно-зеленые или густо-бордовые, подхваченные витыми шнурами, превращают ее в огромный корабль, плывущий мимо зелени садов. На белом полотне, наброшенном на длинный стол, на подносах – горы фруктов, томящихся в духоте, тревожный аромат увядания смешивается с терпким запахом вина, разлитого в толстостенные бокалы. И густая тень на лужайке, что тянется широкой полосой вдоль наружной стены дома - здесь таится что-то могильное, колючее, но оно неявно, на грани сознания, только касанием. А там, дальше – золотой свет и лимонный аромат цветов, пряные запахи листьев и коры, трав и нагретой земли. И все это как ровный, устойчивый ток, льющийся вместе с солнцем..
Аромат мимозы, бергамота и нероли, яркая роскошь кардамона. Дразнящий, яркий, цветочно-медовый ирис. Здесь в сердце нет пудры. Здесь все звенит и переливается, как трава под ветром. Слышны камфорные тона кардамона и кедра, они в ответе за ощущения «счастья», но они же связаны и с нотой «печали». Это призыв и острое, как укол, сожаление. «Исповедуйте меня, отец, ибо я грешен» - «Mi benedica, Padre, perche' ho peccato».
Peccato – грех, любовь непозволительная, запретная, «peccato mortale». Но у этого слова есть еще одно значение: «жалость», «сожаление»… «Не согрешишь - не покаешься». Сhe peccato! – Ах, как жаль!
И вот сладостные тона фиалки и ириса в сердце и верхах сменяются их же землисто-древесным звучанием. Радость смешана с тревогой, и беспокойная нотка никак не уходит, и мы уже не знаем, чему верить… а уютная ваниль в базе еще так нескоро, но и там мускусно-земляной аромат пачулей словно стережет расцветающее счастье … Как жаль!
Очень стоек аромат. И он не меняется, почти совсем. Он чуть запудривается, становится не таким дразнящим, мягчеет, а в самом конце наливается напоследок сладостью и затихает. Зов и грех смолкают, соблазн и сожаление сплетаются в одно. И приходит сон.
Третья веха жизни влюбленных – Trama. Снова интрига, но уже светлая, без злой черноты несчастий. Здесь нить кружев на упаковке как знак усилий, что прилагал Франческо, спасая любимую женщину. И возможно, в названии скрыта еще отсылка к глаголу tramare [traˈmare] - «строить», в смысле, «устраивать».
Здесь, даже просто пробежав глазами по перечню аккордов, мы сразу видим мягкость, уют, тепло и густоту. Здесь амбра и древесность, здесь мягкие бальзамические ноты, и головокружительный, убаюкивающий сознание, аромат роз. Здесь в верхах горячие сполохи розового перца, сладость личи, и пряный вкус трав. Пыльная розовая пудровость миксуется с хищной зеленью туберозы, и вновь обеих оттеняет и строжит прохладный жасмин. Персик подхватывает эстафету от личи, а смолы и кедр служат роскошным обрамлением этому яркому букету, они – символ заботы, они как объятья любящих, надежных рук.
двойной клик - редактировать изображение
Кружева на упаковке Trama похожи одновременно и на спасательный канат, и на нагрудную цепь, которую носили владыки, светские и духовные, как знак избранности и власти. Эта Trama - пара к Perle di Bianca, у них даже флакончики похожи - тот же серебристый металлизированный цвет и отблеск. Кто-то хорошо сказал о ней – «Тrama украшение и лекарство. Ее психологический эффект - чувство покоя, уверенности, гармоничности, потому что сам аромат выверен, отточен, красив»(1).
Ну, и наконец, еще два не упомянутых - Оse и Sublime, где Оse - аромат полностью раскрывшегося счастья, аромат-упоение, аромат-полет. И он звучит как гимн во имя расцветшей в полную силу весны.
Этот гимн стартует, как только вы засовываете нос во флакон. И - о, да! – это сирень! Как будто вы вышли вечером в сад, и уткнулись лицом прямо в самую середину пышной грозди. А вокруг вас еще и еще - сплошное сиреневое буйство. И сирень здесь персидская, мелколепестковая, густо растущая, томная, переливающаяся всей палитрой тонов от бледно-лилового, через оттенки фуксии, в насыщенный светло-фиолетовый. И вновь игра смыслов: лиловый, «цвет высшей мудрости» – принадлежность высших иерархий духовенства, это лиловые сутаны католических епископов и аметисты в их перстнях. С католичеством соглашается тантризм, где темно-фиолетовый указывает на гармонию и мудрость, но спорит современная психология, связывая все оттенки фиолетового как с тягой к свободе, так и, напротив, с желанием властвовать и подавлять. Но и там и там - вызов. В переводе с французского ose – «дерзкий», «осмелившийся». Да, это Бьянка. Но и Франческо - тоже. Он тоже пошел наперекор - и родне, и обычаям, и народу. И в этом плане выбор цветов и ароматов, их сочетание с названием парфюма и с историей этой любви – на мой взгляд, абсолютно не случайны. Случайность есть лишь частное проявление закономерности. Творец не считает вдохи, но неизменно попадает в такт.
двойной клик - редактировать изображение
Ose - это гимн торжеству любви. Вопреки всему. Назло лиловым сутанам и стремлению удушить право человека поступать по своему выбору.
В верхних нотах сирень образует трио с мягко горчащим миндалем и звонкой свежестью флердоранжа. Апельсиновый цвет вначале почти не слышен, он как солнечная пыль в жаркий день. И сирень здесь не цветки, а грозди, упругие, плотные, объемные, пахнущие «на прострел». В сердце у Ose – влекущие и таинственные гелиотроп, лилия и мимоза. Мимоза, как и сирень – цветы весны, символ начала. И вот парадокс – именно когда вступают ноты сердца, через некоторое время они начинают смешиваться с прорезавшимся вдруг апельсиновым цветом и молочными оттенками миндаля. И миндаль здесь – не запах, а цвет. Ржаво-светло-коричневый, и чуть желтоватая белизна на изломе. Цвет старинных кружев и густых сливок. Очень необычен этот возврат, этот шаг в прошлое. Здесь не ретро, нет, здесь воспоминания. Как иногда говорят – «нахлынуло». И у тебя перехватывает горло. До слез. Это проснулась царица цветов – лилия. Ее запах горчит и тревожен. Но тут широким аккордом вступает база, и карамельная сладость бобов тонка вместе с ванилью и белым мускусом погружают тебя в облачко, похожее на пушистый шарик мимозы. И ты улыбаешься: «Помню. Люблю». Нежность + Память = Счастье. Ибо все угрозы только в будущем или настоящем, а в прошлом – в прошлом мы всегда свободны. И счастливы.
«Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец. Слава безумцам, которые живут так, будто они бессмертны!»
Ose - это не воспоминание о любви, это решимость любить вечно.
И потому, сирень не затухает здесь от первой до последней ноты. На холодной коже ее запах звучит сильнее, на горячей – теплеет и расходится, смешиваясь с ароматом ванили и миндального молока.
А Sublime – это душа прекрасной Бьянки, отражение ее силы и нежности. В переводе это слово значит « возвышенный», его второе значение «несравненный», и оба они как возвеличивание любимой. И снова белизна, но здесь Бьянка уже не скромный жемчуг, здесь Бьянка – белый мрамор, здесь Бьянка – богиня в облаке из белых цветов. Истовый жасмин, вызывающе-роскошная гардения и томно-тягучий гелиотроп с легкой ноткой вишни. Гелиотроп в Sublime, возможно, не совсем случаен – ему издревле приписывали магические свойства, он даже был включен в список 12 магических растений ордена Розенкрейцеров. А в народе считалось, что если гелиотроп положить в амулет, то можно стать невидимым, а, если вы спрячете его в кошельке, то обязательно разбогатеете.
двойной клик - редактировать изображение
В Sublime цветы – везде. В верхах, низах, в серединке. Либо белые, либо фиолетовые. Мне кажется, тоже не случайно. Это – как пара к Ose и мостик к возлюбленному Бьянки, его возвышенной душе, аристократическому происхождению. Это дань его уму, образованности, щедрости, и благородству. А белый – символ чистой души и приближенности к Богу.
Симона всегда говорила, что не стремится делать массовый продукт. Честно отвечала - у ее дома нет отдела маркетинга, она не изучает рынок. Делала только женские ароматы и утверждала, что не делает мужских, потому что не понимает мужчин. И ее дом для нее не бизнес. Вот, если она начнет делать ароматы для мужчин – тогда, мол, это будет бизнес. А сейчас – это для себя и еще некоторых других, нипочему, просто так....
Как-то она сказала «Наш клиент — это человек, который хочет порадовать своего внутреннего ребенка». Но внутренний ребенок – очень любопытное существо и жаден до чудес и сказок. А если чудес нет, тогда он делает их сам.
Она имела в виду себя. И тех, кто хоть немножко на нее похож.
двойной клик - редактировать изображение
Паззлик 4-ый
«Дом, мой светлый дом»…...
двойной клик - редактировать изображение
Дом Симоны Козак – изящество и нестандарт. Все ароматы дома женственны и сдержанны, строги и вызывающи. Но этот вызов - не дешевый эпатаж. Это приглашение: на обед, на танец, на дуэль. «Покажи, чего ты стоишь, будем ли равны, дотянешься ли?» Внутри них нет четких границ, они раскрываются мягко, постепенно, они словно разрастаются, оставляя в себе и те ноты пирамиды, которые должны были бы остаться позади. Они не монотонны, они просто неторопливы. Они пришли из времен, где не было сверхскоростей, а сегодня живут для тех, ради которых «весь мир подождет». Они сидят близко к коже, но в них есть и воздух, и свет, и нет этого модного тренда в виде ошеломляющего, бьющего по нервам окружающих, громогласного шлейфа напоказ. Парфюмы Симоны Козак – это высший свет, это хороший вкус. Это хорошее воспитание. Они аристократичны, они уважают и себя, и других. В них есть смесь роскоши и аскезы, греха и смирения, истории и современности. Их немного, но они чудесны. Их роднит выразительность парфюмерных композиций, их роднит лаконизм форм флаконов, отточенность и изящество исполнения каждого из продуктов линейки. Еще их сближает рекламный стиль дома – абсолютно узнаваемый, строгий и утонченный. И шик здесь не через вычурность и буйство красок, а через гармонию и стройность цветов и линий.
И только один аромат выбивается из этой линейки и завершает ее, ставя точку – вызывающе пышную, хрустальную, в золоченых листьях, благоухающую чувственной сладостью самых изысканных пряностей, фруктов и цветов. Здесь в верхах сплетается пушистая горечь листьев фиалки, зеленая свежесть цитрусов и сочная сладость груши, а в сердце – вновь льется хоровод самых прекрасных цветов, которые когда-либо посвящались влюбленным. В нем царят флердоранж и жасмин, тубероза и магнолия, и странный, экзотический цветок тиаре, гардения таитянская, который звучит «…как полет бабочки, как вращенье земли. От него кружится голова и одновременно восприятие мира становится очень ясным…» (2) Нижние ноты обдают теплым дыханием гелиотропа, ванили, сандала и кашмерана.
Это тот самый Amore Proibito за безумные деньги в 200 с лишним тысяч рублей.
двойной клик - редактировать изображение
И вот теперь оглядываясь на все, что написала, я все больше думаю, а вдруг моя теория и правда похожа на правду?
Тот самый первый парфюм на заказ – вдруг это он и есть? И вот он выходит в свет, повторно, в 2016 году. Он должен быть к чему-то приурочен, такую роскошь просто так на сцену не выводят. К какой-то дате. Или событию. К дате той, давней вечеринки? И снова вижу картинку, как Симона созывает гостей, 300 человек, возможно, именно столько было и тогда, на том приеме, где она вышла в нем в свет в первый раз. Отсюда – ограниченный тираж в 300 флаконов.
Или к чему-то другому? К чему-то еще?
На рубеже 2016-2017 дом Simone Cosac объявляет о своем закрытии. И в это же время, совпадением, совсем мне кажется неслучайным, в мир выходит дом ELLA K Perfumes. Парфюмерный дом Сони Констан.
А что если это и есть ответ? И тогда Amore Proibito это венец всей линейки. Аромат полного расцвета и безграничного счастья. Поэтому и нет имени парфюмера. Это точка.
Симона исполнила свою давнюю детскую мечту. И в этом ей помогла Соня. И тогда Симона вернула долг, и помогла Соне. Дала ей свободу, свободу творить свое.
Тогда – Аллилуйя!
Но это – только фантазия. Мы не знаем, как было на самом деле. Но очень хочется, чтобы было именно так.
двойной клик - редактировать изображение
25.06.2021 – 22.07.2021
PS:
Огромная благодарность материалам Сергея Борисова, найденным мной на сайте Фрагрантики. Без них история была бы куда как несовершенна. Точнее, ее возможно, просто не было бы.
Ссылки:
Dr. Marlen Elliot Harrison, Elena Vosnaki, Sergey Borisov |
https://www.fragrantica.ru/news/Best-in-Show-Ароматы-Сони-Констан-5000.html
Sergey Borisov (Сергей Борисов):
https://www.fragrantica.ru/news/Парфюмер-Соня-Констан-запустила-свой-нишевый-бренд-Ella-K-6766.html
https://www.fragrantica.ru/news/Sonia-Constant-парфюмер-3173.html
https://www.fragrantica.ru/news/Итальянская-весна-от-Simone-Cosac-сирень-роза-и-жасмин-8191.html
Eugeniya Chudakova ( Евгения Чудакова)
https://www.fragrantica.ru/news/Simone-Cosac-продолжение-ароматной-коллекции-The-White-Secret-Garden-2759.html
Ссылка на статью о результатах токсикологической экспертизы останков Франческо I Медичи и его супруги, Бьянки:
https://www.1tv.ru/news/2007-05-26/208212-spustya_400_let_raskryta_odna_iz_glavnyh_tayn_semi_medichi
Из истории:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Франческо_I_(великий_герцог_Тосканы)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фердинанд_I_(великий_герцог_Тосканы)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Каппелло,_Бьянка
«За рубежом», интервью с Симоной Козак - «Я не стремлюсь делать массовый продукт» https://www.zarubejom.ru/journal/article/369.html
Цитаты:
(1) M. Gofman ( комментарий к страничке Trama на Фрагрантике)
(2) Канал Aromabio Елена природная косметика https://www.livemaster.ru/topic/96327-taityanskaya-gardeniya-ili-tsvetok-dereva-tiare-chudo-na-zemle ( от 04.03.2012)